Урок литературного чтения по теме "В.В.Бианки "Музыкант". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • познакомить учащихся с творчеством В. Бианки;
  • учить их читать выразительно, без ошибок;
  • развивать внимание, мышление;
  • прививать любовь к природе.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий.

Оборудование: портрет и книги Бианки, карточки с биографическим текстом, с тестами для проверки первичного восприятия текста, рисунки для рефлексии, презентация ко всем этапам урока.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Речевая разминка

На уроке мы будем читать о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку.

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз, 
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

На доске:

Мишка и мушка.
Мишка брёл лесной опушкой.
Повстречался мишка с мушкой.
Закричала мушка грозно:
- Уходи, пока не поздно! – 
Гром тут грянул, как из пушки.
Убежал медведь с опушки.

- Что показалось в этом стихотворении вам особенно интересным? А может ли быть такое на самом деле?

Чтение стихотворения вместе с учителем.
Чтение стихотворения самостоятельно.
Чтение вслух отдельными учениками стихотворения.

3. Определение темы и цели урока

На доске запись:

Заходер

Крылов

Пушкин

Носов

Чуковский

Токмакова

- Установите, с чьим творчеством мы познакомимся на уроке. Его фамилию можно определить по первым буквам имён писателей, чьи фамилии вы видите на доске.

- Заходер Борис (б), Крылов Иван (и), Пушкин Александр (а), Носов Николай (н), Чуковский Корней (к), Токмакова Ирина (и). Получилась фамилия Бианки. Значит мы на уроке познакомимся с творчеством Бианки Виталия Валентиновича.

- А теперь определим название произведения, которое мы будем читать.

Чтобы его определить, вам потребуется знание алфавита и шифр.

На доске запись: 14 21 9 29 12 1 15 20

- По номерам букв определите слово, которое является названием произведения.

- Произведение называется “Музыкант”.

На доске появляется запись:

Тема: Виталий Валентинович Бианки “Музыкант”.

- Зная тему, поставьте цель урока.

- Цель урока: продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки; познакомиться с его произведением “Музыкант”; учиться правильно, выразительно его читать и анализировать.

4. Подготовительная работа

1. Работа с биографией автора.

- Приступим к работе над поставленной целью. Я расскажу вам о Бианки. Вы прослушаете биографию очень внимательно. Затем я раздам вам тексты о писателе с пропущенными словами, а вы восстановите их по памяти.

Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. От отца — ученого-орнитолога — талант исследователя и интерес ко всему, “что дышит, цветет и растет”.

Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира хранителя коллекций находилась прямо напротив музея, и дети — трое сыновей — часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое “оживило” бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк.

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.

Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду.

Разными были интересы, таким же — образование. Вначале — гимназия, затем — факультет естественных наук в университете, позднее — занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.

Бианки никогда не привлекали наблюдения из окна уютного кабинета. Всю жизнь он много путешествовал (правда, не всегда по своей воле). Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее.

Осенью 1922-го Бианки с семьей вернулся в Петроград. В те годы в городе при одной из библиотек существовал интереснейший литературный кружок, где собирались писатели, работавшие для детей. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак. Маршак и привел однажды с собой Виталия Бианки. Вскоре в журнале “Воробей” был опубликован его рассказ “Путешествие красноголового воробья”. В том же, 1923 году, вышла первая книжка (“Чей нос лучше”).

Самой знаменитой книгой Бианки стала “Лесная газета”. Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы “Лесной газеты”.

- А теперь на листочках, которые у вас на столах, поработайте в парах. Восстановите биографию Бианки, вставив пропущенные слова.

- Виталий Бианки родился…году…в городе… . Фамилия ему досталась от предков - … . Отец его был учёным - … . В семье Бианки было… мальчиков. В их квартире хранился небольшой… . Летом семья Бианки уезжала в деревню … . Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное … . Ему было … лет. Первое ружьё ему подарили в … лет. Он очень любил … и … . Бианки много путешествовал. Особенно запомнились походы по … . В Петрограде в литературном кружке он познакомился с … . Первый рассказ Бианки был опубликован в журнале “…” . А самой знаменитой книгой стала книга “…” .

Если вам будет трудно, то воспользуйтесь словами для справок.

“Воробей”,зоопарк, Петербург, итальянцы, орнитолог, 5 лет, трое детей, Лебяжье, путешествие, 13 лет, поэзия и футбол, Алтай, Чуковский, Маршак, “Лесная газета”.

2. Словарная работа.

Медвежатник – охотник на медведей.

Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.

Опушка – край леса.

- В произведении В. Бианки “Музыкант” вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить. Назовите эти слова.

Устанавливается лексическое значение слов.

3. Предопределение учащимися содержания нового произведения.

- Зная название произведения, слово-отгадку из речевой разминки и последнее предложение: И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве, попытайтесь определить, о чём в нём пойдёт речь. (Учащиеся высказывают свои предположения).

5. Чтение нового произведения учителем

6. Проверка первичного восприятия

- Чьё предположение оказалось более точным? (Учащиеся высказывают своё мнение).

- Ответьте на вопросы усложнённого текста по прослушанному произведению так, чтобы получился связный рассказ.

Тест

1) Что делал старик, когда встретил колхозника?

а) ловил рыбу;

б) играл на скрипке;

в) играл на баяне;

2) Что сообщил колхозник старику?

а) что он видел в лесу медведя;

б) что он собрал много грибов;

в) что в лесу много ягод;

3) Как поступил старик?

а) остался сидеть на завалинке;

б) пошёл поговорить с соседом;

в) пошёл в лес;

4) Какой звук услышал старик?

а) красивый тонкий звук;

б) как рубят деревья;

в) пронзительный комариный писк;

5) Кого он увидел в лесу?

а) зайца;

б) лису;

в) медведя;

6) Как поступил старик?

а) … …;

б) … …;

в) … … .

7. Физкультминутка

- Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши.

- Если я назову дерево, то вы подпрыгните на месте.

Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина.

8. Чтение текста учащимися

Установка: определить жанр произведения.

9. Анализ произведения

- Определите жанр произведения.

- Это рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика.

- Кого автор называет музыкантом?

- Автор называет музыкантом старика и медведя. Они оба любили музыку и играли каждый на своём инструменте.

- Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов?

- Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа.

- И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит?

(Слушаются ответы учащихся).

- Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать

так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы.

- Найдите в рассказе “Музыкант” один словесный и один звуковой приём художественной изобразительности текста.

- Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение.

- “Дзенн” - это звукоподражание.

10. Подведение итогов урока

- Скажите, о творчестве какого автора мы говорили на сегодняшнем уроке.

- С каким его произведением познакомились?

- Как в нём отражается характер творчества этого писателя?

11. Рефлексия

- На доске изображены три медведя: улыбающийся, равнодушный, грустный. Если вам понравился урок, поставьте точку около улыбающегося медведя. Если урок не затронул ваших чувств, то поставьте точку около равнодушного медведя. Если вам почему-то урок очень не понравился, поставьте точку около грустного медведя.