Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне "Никто не забыт, ничто не забыто"

Разделы: Начальная школа


1 слайд

Презентация.

Учитель:

Янтарные рассветы и закаты,
И свежесть леса, и речная гладь...
Чтоб радовались этому ребята,
Отцы и деды, бывшие солдаты,
Умели за Отчизну постоять.

2 слайд

3 слайд “Никто не забыт, ничто не забыто”.

4 слайд

Цели урока:

  • закрепить знания о правописании безударных гласных в корне слова, проверяемых и не проверяемых ударением;
  • развивать умение распознавать безударный гласный в корне, активизировать познавательную деятельность;
  • прививать интерес к истории своего народа.

Оборудование: учебник “Русский язык” 2 класс, автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; компьютер, интерактивная доска, диск с презентацией урока; алгоритм правильного написания гласных в корне; орфографические словари; текст для самостоятельной работы; иллюстрации с изображением памятников героям Великой Отечественной войны.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

Учитель:

Ребята, какая дата приближается?

Дети:

9 Мая – День Победы в Великой Отечественной войне).

Учитель:

Эта страшная война длилась долгих 4 года и унесла жизни почти 27 миллионов человек. Сегодня на уроке русского языка мы вспомним об этом историческом событии в жизни нашего народа, а также закрепим знания о правописании безударных гласных в корне слова.

5 слайд

3. Чистописание.

Учитель: Посмотрите на дистанционную доску. Какие буквы вы видите?

Дети: Видим буквы Х и Ж.

Учитель: Какие сходные элементы вы у них видите?

Дети: Левый и правый полуовалы.

Учитель: Напишите строчку этих букв.

6 слайд

Учитель: Прочитайте слова, записанные на экране.

Дети:

Хр...брец, вр...жда, прибл...жаться.

Учитель: Что в них пропущено?

Дети: Пропущен безударный гласный звук.

Учитель: Как узнать, какую букву надо писать? Что для этого надо сделать?

Дети: Надо изменить форму слова или подобрать проверочное слово так, чтобы необходимый гласный стоял под ударением.

Храбрец – храбрый, вражда – враг, приближаться – ближе.

Учитель: Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

7 слайд

Учитель: Какое слово здесь может быть лишним? Почему?

8 слайд

Дети: Лишнее слово – приближаться, потому что это глагол, а храбрец и вражда - это имена существительные.

Учитель: Подберите синоним к слову храбрость.

Дети: Смелость, бесстрашие.

9 слайд

IMG_0556.jpg (228076 bytes)

Учитель: Прочитайте поговорку, записанную на экране.

Дети: Храброму смерть не страшна.

Учитель: Когда так говорят?

Дети: Когда человек не боится умереть.

Учитель: Благодаря храбрости, смелости и героизму наш народ одержал победу над лютым врагом.

Есть ли в этой поговорке проверочное слово одному из слов, которые вы записали?

Дети: Слово храброму является проверочным для слова храбрец.

Учитель: Запишите поговорку на следующей строчке в тетради, поставьте ударение в проверочном слове и подчеркните ударный гласный.

4. Словарная работа.

Учитель:

- Замените предложения одним словом.

1. Человек, который выиграл сражение. (Победитель).

2. Слово, противоположное слову мир. (Война).

3. Награды за боевые заслуги во время войны. (Ордена, медали).

4. Человек, совершающий подвиги, необычный по всей храбрости. (Герой).

5. Слово, близкое по значению слову воин. (Солдат).

6. Старый, опытный воин, участник прошедшей войны. (Ветеран).

10 слайд

Учитель: Прочитайте эти слова на экране. Какая орфограмма в этих словах?

Дети: Безударная гласная в корне слова.

Учитель: Давайте посмотрим, в каких словах безударный гласный можно проверить, а в каких нельзя?

Мы разделили эти слова на 2 группы. В одних словах безударный гласный можно проверить, в других – нельзя. Слова, в которых нельзя проверить безударный гласный называются словарными. Их написание нужно запомнить.

IMG_0554.jpg (212383 bytes)

11 слайд

Давайте прочитаем словарные слова хором. Запишите их, разделяя запятой.

Найдите слова в орфографическом словаре.

12 слайд

5. Рассказ о Софроновой Елене Тимофеевне.

Учитель: В годы Великой Отечественной войны героически сражались наши земляки. Итак, в августе 1943 года была призвана в армию жительница нашего села, Софронова Елена Тимофеевна. Она служила санинструктором в районе Старой Руссы, Брянска, Гомеля, а потом в Латвийской ССР, под Ригой, где и встретила конец войны.

Вернулась с войны в октябре 1945 года. Елена Тимофеевна награждена орденом “Отечественной войны”.

После войны работала медсестрой в Бриляковской больнице.

Часто приходит Елена Тимофеевна в нашу школу на встречу с учениками.

Во всех записанных нами словах есть орфограмма “безударный гласный в корне”. Очень важно для написания безударного гласного правильно подобрать проверочное слово.

13 слайд

Какой алгоритм поможет нам правильно написать букву в корне слова?

6. Закрепление пройденного материала.

14 слайд

Учитель: Пользуясь алгоритмом, выполните задание. Вставьте пропущенные буквы.

Учитель: Со словами первого столбика поработаем устно.

Со словами второго столбика поработаем письменно у доски и в тетради.

15 слайд

Учитель:  Проверьте, правильно ли вы справились с заданием.

7. Рассказ о памятниках героям войны.

Весной 1945 года окончилась страшная война. Советский народ опустил меч войны 68 лет назад.

16 слайд

В Трептов – парке в Берлине возвышается статуя советского солдата с опущенным мечом и спасённой немецкой девочкой на руках. Это символ мира!

17 слайд

На Мамаевом кургане в Волгограде – Родина-Мать с высоко поднятым мечом. Это символ возмездия тем, кто посмел посягнуть на наше мирное небо.

18 слайд

8. Физкультминутка.

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

9. Работа с предложениями.

19 слайд

Учитель:

  • Из каждой группы слов составить предложение (устно).
  • Запишите эти предложения друг за другом, цифры не ставьте.
  • Прочитайте предложения.

Что у вас получилось?

Дети: У нас получился текст.

10. Дидактическая игра “Чей ряд лучше”.

20 слайд

Учитель: Приготовьте сигнальные карточки. Я называю слова, вы поднимаете карточку с гласной, которую надо писать в корне слова.

(Стена, роса, шары, нора, слеза, скала, мячи, змея, волна, перо).

(Ряд, который победил, получает большую звезду, кто из ребят не ошибся ни разу, получает по звёздочке).

11. Самостоятельная работа на карточках.

21 слайд

Учитель: В словах вставьте пропущенную безударную гласную.

12. Итог урока.

22 слайд

Учитель:

  • Что мы повторили на уроке?
  • Как проверить безударный гласный в корне слова?

23 слайд

Учитель:

Майский праздник –
День Победы
Отмечает вся страна:
Надевают наши деды
Боевые ордена.
И с утра зовёт дорога
На торжественный парад,
И задумчиво с порога
В след им бабушки глядят.
(Т.Белозёров)