Урок русского языка по теме "Глагол. Закрепление". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока: закрепить знания детей о существенных признаках глагола как части речи

Предметные задачи: создать условия для развития у учащихся умения узнавать грамматические признаки глаголов; находить глаголы в речи.

Метапредметные задачи: создать условия для развития у учащихся умения оценивать свои действия; умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; навыков анализировать, выделять главное, производить анализ объектов.

Оборудование: мультимедийный комплекс

Опережающее задание: презентация и рассказ о Кусто, презентация об акулах

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Целевая установка

Дорогие ребята, сегодня наш урок будет необычным. Я хочу сообщить вам очень приятную новость. Вчера на школу пришло электронное письмо из Франции. Оно отправлено из портового города Марсель командой Ж.Ив Кусто. Кто это?

Рассказ ученицы об океанографе (опережающее задание).

Настя приготовила презентацию. Внимание на экран!

Слайд 1. Жак Ив Кусто - французский океанограф, зачинатель подводных исследований и киносъемок, изобретатель акваланга и автор популярных книг и фильмов о морских путешествиях.

Слайд 2. С1952 года руководил исследованиями на судне Колипсо», а с 1985 года – на турбопарусном судне «Алкиона».

Слайд 3.Помимо акваланга изобрел аппарат «ныряющее блюдце».

Слайд 4. Читаем письмо. Лучшие знатоки русского языка 4 класса приглашаются в одиссею команды Кусто для помощи в исследовании морских глубин. Начало путешествия … (число)

Хотели бы вы отправиться в одиссею? А как вы понимаете это слово? Кто такой Одиссей?

Одиссей – герой из греческой мифологии. Его приключения и путешествия описаны в поэме «О странствиях Одиссея», значит одиссея – это путешествие. Итак, в путь!

2. Словарная работа.

Корабль команды Кусто сейчас находится в открытом океане. Он может принять нас на свой борт в любое время. Но для этого нужно установить с ними связь. Открываем наши бортовые журналы-тетради, записываем число, классная работа.

Сейчас проведём словарную работу, а поможет нам в этом игра «Куча мала». Запишите несколько словарных слов, которые можно отнести к теме «Путешествие», а с какой орфограммой подскажут эти картинки. Слайд 5. Ваши предположения? (Колесо – о, глаза – удвоенная согласная)

Какие слова записали?

3. Актуализация знаний. Работа по теме.

Слайд 6. Вижу корабль, но не уверена, наше ли это судно. Помогите прочесть название. «Морфология». Написание этого слова надо запомнить. Внимательно посмотрите на слово, закройте глаза, представьте, что перед вами чистый лист бумаги и пропишите это слово на нем. Теперь запишите это слово в тетради. Морфология – это наука, которая изучает части речи. Сегодня мы начнем обобщать знания об одной из важнейших частей речи русского языка. По частоте употребления она занимает 2 место после существительного. Догадались? Значит тема урока …… (глагол).

Знакомы ли вы с этой частью речи? Стал ли он вам другом? Ведь только настоящий друг помогает вам в трудную минуту и всегда рядом. К концу урока вы сами сможете понять, насколько хорошо знаете эту тему и сделать вывод: Слайд 7.

Мой друг – глагол (? !). Прочитайте предложение. Что заметили?

Запишем предложение в тетрадь, но знак в конце предложения пока не ставим.

4. Чистописание.

Команда встречает вас, но, чтобы подняться на борт судна, проведем минутку чистописания, выполнив буквенный диктант. Слайд 8. Сегодня на мы будем писать буквы ж и х Если согласны с утверждением, пишем букву ж, а нет – х.

Глагол – это часть речи Ж

Глагол обозначает предмет Х

Отвечает на вопрос какой? Х

Вопросы неопределенной формы: что делать?, что сделать? Ж

Изменяется по временам Ж

У глаголов прошедшего времени суффикс л Ж

Глаголы прошедшего времени не изменяются по родам Х

Изменение глаголов по числам и лицам называется склонением Х

В предложении глагол бывает сказуемым. Ж

Проверим.

Если у вас все правильно, поставьте карандашом в конце предложения !, если нет - ?

Продублируйте этот узор на второй строке.

Поднять якорь! Полный ход! Выходим в открытое море!

Слайд 9. Игра «3-й лишний» Найти лишнее слово и записать его.

  1. ветер, парус, надувать;
  2. рыба, рыбачить, улов;
  3. исследовал, плаваем, ныряю.

Проверим. Какие слова записали? Аргументируйте свой ответ. Оцените себя. (! или ?).

5. Физминутка.

Перед тем, как погрузиться в морскую пучину, необходимо отдохнуть и зарядить себя энергией.

Слайд 10. Физминутка для глаз.

Слайд 11. с релаксацией. Приложение 2

Я называю глагол, а вы выполняйте действия: встали, потянулись, присели, поднялись, улыбнулись, сели. Выполнять действия нам помогли глаголы. А в каком времени они стоят? Что помогло быстро определить время?

Отдохнули. Надеваем акваланги и в море! Как красив подводный мир! Кого здесь можно встретить? Слайды 12 - 20

Большое разнообразие рыб. Существует 400 видов рыб. Медузы, черепахи, осьминоги, гребешки и губки.

Переходим к исследованиям. Что вы знаете об акуле?

Презентация (опережающее задание ученика) Слайды 21 – 27 Акула – хищная рыба. Их насчитывают до 300 видов. Длина тела у колючих акул 15 см, а у гигантских – до 20м. Вес тела достигает 20 тонн. 10 видов акул обитают в водах России. Наиболее опасна и агрессивна белая акула – людоед. Акулы пожирают все на своем пути, тем самым являясь санитарами моря. Значит, сами того не ведая, акулы приносят большую пользу.

У вас на листочках напечатан отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «Акула». Прочитаем его. Найдем глаголы. Карандашом расставим над глаголами цифры. Приложение 1

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» - и все мы увидели в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков. «Назад!» - закричал артиллерист. Но ребята не слышали его, плыли дальше. Артиллерист не шевелился, смотрел на детей. Акула приближалась. Матросы спустили лодку.

А теперь вы должны начертить график спряжений. Взяли листочки. Определяем спряжение. Расставим точки, соединяем. Проверяем. Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Ко 2? Оцените себя.

6. Рефлексия.

Очень много бед приносит человек животным и растениям. Поэтому команда Кусто надеется на вас, ребята. Защищайте братьев наших меньших. Любите природу. Послушайте несколько слов в их защиту.

Рыбы, птицы, звери в души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди, не убивайте зря.

Ведь море без рыб – не море!

Ведь небо без птиц – не небо!

И земля без зверей – не земля!

Слайд 29 Проспрягаем глагол спасти. Выделите окончания, проанализируйте, как изменяются окончания при спряжении этого глагола

Слайд 30 Хочется закончить наш урок словами Кусто: «Если вы любите море, вы спасете его»

Наше путешествие по океану мы продолжим на следующем уроке. Команда благодарит вас за помощь. А нам осталось закончить наше предложение. Посмотрите, каких знаков у вас больше, тот и поставьте ручкой. Кто доволен своим результатом? У кого стоит ?, значит, есть над чем поработать.

А сейчас для вас подарок – посмотрим мультфильм. «Рассказы старого моряка. Необычайное путешествие» Приложение 3 (у автора - превышен допустимый размер файла)

7. Домашнее задание.

Творческая работа «Оживи текст»

- Вам нужно дополнить текст «Старик и море»подходящими по смыслу глаголами. Приложение 1