Урок обучения грамоте по теме "Звук [ш], буква ш". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Подробная поурочная разработка ориентирована на учителей, работающих по учебнику “Моя любимая Азбука” для 1 класса. Авторы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.

Тип урока: Сообщение нового материала.

Форма обучения: Групповая, парная.

Цель урока: Установление соответствия между звуком [Ш] и графическим изображением буквы Ш.

Задачи:

  1. Создать условия для выделения звука [Ш] и обозначения его буквой Ш;
  2. Способствовать развитию фонематического слуха у детей;
  3. Способствовать формированию коммуникативных способов ученического сотрудничества в группе.

Оборудование:

  1. Для детей: картинки для рефлексии; схемы – “человечки” для работы в группах; трафареты; маски [м] и [м΄], [к] и [к΄], [ш]; маска; мышки; клей; цветные карандаши (синий, зеленый, красный, черный, желтый); сигнальные карточки; калька; схемы слов на альбомных листах; 5 кругов.
  2. Для учителя: схемы – “человечки”; магниты; картинка “ТЕРЕМОК”; дольки круга; демонстрационная таблица “Ш ш”; картинка – слияние ши; рисунок ёлочки; калька; книга “Буратино”; портрет А. Толстого.
№ п/п Ход урока

Примечание

I Организация урока.

1. Аутотренинг
– Закроем глаза и тихо повторяем
“Я – ученик, я – спокоен,
Я всему научусь на уроке”.

– Улыбнись своему другу.

Аутотренинг сосредотачивает внимание, повышает работоспособность
  2. Рефлексия
– Уже скоро наступит Новый год. Каждый человек будет украшать свою ёлку.
Мы же сегодня украсим ёе своим настроением на начало урока.
– Покажите настроение своей группы, выбрав только 1 шар – игрушку.
(Обсуждение в группах)

Рефлексия – методика ожидания

Дети украшают ёлку 1 игрушкой (красный шар, либо синий, либо чёрный шар)

II Актуализация знаний.

1. “Одень и обуй человечков” (работа в группах)

I гр. – Р
II гр. – Л
III гр. – Г
IV гр. – М
V гр. – Н

У каждой группы на парте схема – “человек”.

(Исп. Клей и шаблоны)

 

а) Дай характеристику звукам

(Обсуждение в группах, отвечает только 1 уч-ся.)

(Рассуждения уч-ся: Звуки твёрдый [р] и мягкий [р΄] – согласные, звонкие. На письме обозначаются буквой Р.
Поэтому башмачки закрашиваем в синий и зеленый цвет. На голове рисуем шапочку – звоночек) т.д.

2. Завершите схемы на с. 84 уч-ка (вверху).
– Проверьте свои работы.

Используются сигнальные карточки (для установления обратной связи); дольки круга (для поощрения)

Сверка с доской

III Постановка учебной задачи.

1. Загадка про букву Ш

“К нам сегодня пришла буква,
Посмотри на букву Ш (хором)
Буква очень хороша
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё”.

– А как?
– Изобразите букву Ш

На доске – демонстрационная таблица “Ш ш”
 

– Как вы думаете, какая у нас будет тема урока!

(Мы будем говорить о звуке [ш], о букве Ш).

Используются дольки круга.

Тема записана на доске.

IV Построение проекта выхода из затруднения.

1. Почему же буква Ш в наших схемах учебника (с. 84) отказывается идти к другим согласным? (Это особенный звук. Он глухой, согласный, только всегда твердый.)

 
 

2. Смотрим инсценировку – игру “Живые звуки в Теремке”

[к] – стоит в поле теремок?
[к΄] – Теремок.
[к] – Он не низок не высок?
[к΄] – Не высок
[ш] – Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в не высоком живет?
– Я звук [м] и я звук [м΄].
– А вы кто? (ХОРОМ)
– Я звук [к] и я звук [к΄].
– А я звук [ш]. Разрешите нам пожить в теремке?
[м] – Заходите!
[м΄] – Проходите!

(Звуки [к] и [к΄] поднимаются по разным ступенькам в теремок. Звук [ш] мечется, останавливается и разводит руками)

Учитель: Дети, по какому крылечку звук [ш] должен войти в дом?

Учащиеся: По синему.

Учитель: Почему? Попробуйте произнести этот звук мягко?

– Вот поэтому звук [ш] войдет в дом по синему крылечку (звук поднимается в домик).

На доске – дом “Теремок” с двумя крылечками (зеленым и синим).

На голове у учащихся маски звуков. В домике уже живут звуки [м] и [м΄].

  3. Даем характеристику звуку и закрашиваем схему в учебнике (самостоятельно) (обсуждение в группах).
Звук [ш] – согласный, глухой, твёрдый. Рисуем на голове черную шляпу (цилиндр) и закрашиваем оба башмачка в синий цвет. (На письме звук [ш] обозначается буквой Ш).
а) Сверим наши схемы.
 
 

4. Знакомство с графикой согласной буквы Ш.
а) – Сравните буквы. Чем похожи и чем отличаются?
– При каких условиях мы пишем слова с большой буквы?
б) – Взяли кальку и обвели 5 раз заглавную букву Ш, допишите самостоятельно до конца строки, подчеркните самую красивую.

Образец на доске

Используется калька.

Повторяем правило о заглавной букве.

V Первичное закрепление.

Звуко-буквенный анализ слов: (обсуждение в группах).

КОШКА – I, III, V
° ° ° ° °
МЫШКА – II, IV
° ° ° ° °

(Рассуждение: в слове “кошка” 2 слога, первый – “кош”, второй – “ка”
1 звук [к] – согласный, глухой, твердый (рисуем синюю точку)
2 звук [о] – гласный, ударный (рисуем красную точку) и т.д.

У учащихся схемы на альбомных листах, трафарет круга и цветные карандаши.

Используются сигнальные карточки.

VI Физзарядка “мышки”.. Используется маска.
VII Задание на повторение и тренировочные упражнения.

1. Перечитайте все слова (с. 84) в столбиках:
а) самостоятельно;
б) друг другу (работа в парах).

Используются дольки круга.
  2. Выборочное чтение.
а) – Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы.
Почему?
– Подчеркните заглавную букву.
б) – Прочитайте слова, в которых есть буквосочетание ШИ
– Какое правило учили?
в) – Прочитайте слова, которые относятся к теме “Транспорт”.
– Какая орфограмма встретилась? (Ши)
На доске
 

3. Работа над текстом про Тишу и Глашу (с. 84)
а) чтение с доски опорных слов:
шалунишки (разбаловавшиеся дети)
мышата
кошка Мурка
пир
б) Рассматривание иллюстрации учебника.
– Можно ли по этим словам и иллюстрациям предположить (догадаться) о чем
будем читать?
в) Чтение текста про себя, друг другу. (Работа в парах.)
– Правильно ли Вы предполагали?
– Почему?
г) Чтение в слух.
1-е предложение – Какие мышата? (Шалунишки.)
2-е, 3-е предложение – Что о них можно сказать? (Они обжоры.)
4-е предложение – Какой вопрос нам задает текст?
– Как бы Вы ответили?
– Какое заглавие Вы написали бы. (Мышата шалунишки и обжоры.)
– Чему учит нас этот текст? (Нужно быть воспитанными и не нужно быть жадными.)

Слова написаны на доске

Используются дольки круга

  4. Игра “Угадай, кто они?” – Дайте ответ на вопрос.
Ушастик (мышонок).
Ирина (имя девочки или куклы).
Шушара (мышь; крыса из А. Толстого “Буратино”).
Пушок (кот или щенок).
Тортилла (черепаха).
Тишка (кот или собака).
а) Подчеркните заглавные буквы в словах. Почему подчеркнули?

См. с. 84 учебника (внизу).

На доске портрет А. Толстого, книга “Буратино” (порекомендовать для чтения).

VIII Итог.

1. Чем же он похож на другие согласные звуки? (он согласный, глухой)
– Чем отличается? (он всегда твердый)
2. Рефлексия (работа в группах).
– А теперь посоветуйтесь в группе. Вам надо выбрать настроение на конец урока.
3. Встаньте, те дети, кто получил дольки. Погладим себя по головке. Вы молодцы!

Спасибо за урок!

Используются дольки круга

Дети показывают настроение солнышком либо облачком, либо тучкой.