Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС

Разделы: Иностранные языки


“Cogito, ergo sum” – (лат. –  “Мыслю, следовательно, существую”) философское утверждение Рене Декарта. Фундаментальное высказывание, в котором невозможно усомниться –  и с которого, следовательно, можно начинать отстраивать здание достоверного знания. Прошли годы, но актуальность данного изречения, остается и по сей день. С появлением новых стандартов в образовании меняется и средства, при помощи которых, учитель может достигать поставленные цели. Реалии современной жизни требуют преодоления репродуктивного стиля обучения и перехода к новой образовательной парадигме, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления учащихся –  это стратегическое направление модернизации образования. А самостоятельность мышления невозможна без его критичности. Появляется новое понятие “критическое мышление”, которое становится ведущим в реализации ФГОС.

Критическое мышление (англ. critical thinking) –  система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам, другими словами, это готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умения ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию.[1]

Особенности критического мышления и его отличия от других видов мышления.

Д. Клустер предостерегает от попытки некоторых учителей отождествлять критическое мышление с такими мыслительными процессами, как запоминание, понимание и творческое, интуитивное мышление. При всей значимости развития памяти запоминание не есть мышление. Развитие интеллекта в большей мере связано не с эксплуатацией памяти, а с развитием самостоятельного мышления. Как считает автор, не является мышлением и понимание, это лишь одно из предварительных условий критического мышления. Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его типов.

  1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
  2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивацию, без которой человек не может мыслить критически.
  3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
  4. Критическое мышление есть мышление социальное.[2]

По технологии “Критическое мышление” используется модульный урок, состоящий из трех этапов. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – “вызов”, во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – “осмысление” – содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие “текст” трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия – “рефлексия” – размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.[2]

Уроки английского языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение, письмо, аудирование выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологию “Критическое мышление” на уроках, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении английскому языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать английский язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом. Учитель, работающий в рамках технологии критического мышления, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран: информативный материал, способствующий развитию критического мышления; метод (отдельный прием, стратегия) занятия. 

Работу на уроке можно строить относительно материала учебника. Рассмотрим урок в 7 классе “Why I miss my sport lesson?” по УМК “New millennium English”.

Данный урок построен на развитие критического мышления:

  1. Фаза вызова. Ученикам необходимо прослушать 4 записи о том, почему детям нравится спорт. В следующем задании презентуется проблемная ситуация.
  2. Фаза осмысления. Идет знакомство с мнением других детей, а так же высказывание своего мнения. Развивается умение аргументировать свою позицию, учитывая лексические единицы урока. Осуществляется поиск решения поставленной проблемы.
  3. Фаза рефлексии. Учащиеся анализируют текст, проблему поднятую в тексте. Выявляют свое мнение через поставленное задание – дать совет, аргументируя ситуацию.

Важный момент этого урока, одна из целей которого, развитие критического мышления, то что, в уроке нет упражнений, дающих единственное правильное решение. Учащиеся находят ответ самостоятельно.

Исходя из анализа литературы и собственного опыта, можно сказать, что современные УМК по английскому языку направлены на развитие критического мышления у учащихся. Метапредметность заключается в извлечении информации из текста по определенной теме, а это значит, что у учителя есть огромное количество подспорий в развитии критического мышления во всех видах речевой деятельности, помимо чтения и письма, сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.

 Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического мышления является то, что она позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их мышления и креативных способностей, формирование модельных представлений).[1]

Работа по развитию критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм – все, что значимо для формирования потребностно-мотивационной и операционно-технической сфер школьника.

Литература

  1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студентов высш.учеб.заведений/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр “Академия”,2007. – 368с.
  2. The Miniature guide to Critical Thinking. Concepts and tools.
    http://www.criticalthinking.org/files/Concepts_Tools.pdf