Методы эзотерической парадигмы в преподавании ИЗО (из опыта работы)

Разделы: Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


Введение

Главная цель современной школы – воспитание и развитие свободной, гуманной, жизнелюбивой, талантливой личности, имеющей научные знания о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Из этого следуют главные задачи школы: 

  • научить ребенка мыслить, сформировать его интеллект;
  • постоянно работать над формированием нравственных отношений, воспитанием чувств;
  • физически и психологически подготовить, закалить для жизни в постиндустриальном мире.

Я считаю, что уроки изобразительного искусства обладают огромным потенциалом для решения этих задач.

Особое место здесь занимает эзотерика. А.Левшинов, доктор философии и психологии, в своих работах и на практике соединяет учения цивилизаций Востока с современной жизнью, дает методику очищения тела и психики в каждодневной практике. Здесь уместно вспомнить о здоровьесбережении в образовательной среде – валеологизации. Не растратиться в погоне за жизнью, ее благами, а стать Хозяином своей жизни, ведь каждый человек подсознательно сориентирован на счастье. Какое оно для каждого, как почувствовать свою дорогу, увидеть свою звезду, не конфликтуя с государством и обществом? Это сложно, но возможно. Главное – осознание, озарение, вдохновение.

В.Синельников, психотерапевт, психолог, говорит о том, что Хозяин жизни ответственен за свою судьбу и окружающую реальность. Идеалом может быть то, что не рушимо: Бог, Космос, Истина; к этому надо стремиться всю жизнь (пожизненное обучение). Все остальное в мире – ступеньки на Пути Знания. Имея такое отношение к жизни, к миру никогда не испытаешь разочарования. Как по-философски это объемно звучит. А какие же шаги, ступеньки? Их множество. Выделю некоторые, непосредственно связанные с уроками изобразительного искусства.

Для этого поговорим о Парадигмах образования. На современном этапе возможно соединение элементов различных парадигм для достижения конечного результата – воспитания личности. Выбор образовательной парадигмы зависит от базовых ценностей существующего общества:

  • трансцендентных (абсолютные ценности – Истина, Бог);
  • социоцентрических (свобода, равенство, братство, труд, мир, творчество, гуманность, толерантность);
  • антропоцентрических (самореализация, автономность, индивидуальность).

Какие существуют парадигмы образования и как в них отражаются эти ценности?

Эзотерическая парадигма – познание истины через освобождение и развитие природных сил человека. Главное – осознание самого человека, его чувств.

Традиционалистско-консервативная (знаниевая) парадигма – здесь внимание направлено на общечеловеческие ценности: культуру, науку, духовное и интеллектуальное развитие личности.

Технократическая парадигма – имеет девиз: «Знание – сила», устанавливаются четкие нормативы подготовки, образованности, воспитания. Свобода участников образовательного процесса имеет движение в пределах существующего стандарта.

Бихевиористская парадигма (поведенческая) – имеет психологическую ориентацию, рассматривает поведение человека как реакцию на внешние факторы. Именно здесь родилась концепция полного усвоения знаний при условии неограниченности времени обучения.

Гуманистическая (феноменологическая) парадигма – имеет девиз: «Познание – сила»; нахождение человеком Истины, пути Познания, дает каждому познавать мир без ограничений. Тип отношений субьект-субьективный подразумевает любовь к ребенку, любовь же пораждает веру в творческие способности и возможности каждого.

В современной новой школе черты каждой из парадигм образования присутствуют в большей или меньшей степени. Работать, ничего не отбрасывая, а изучая, выбирая рациональные методы, используя достижения педагогической практики и науки, накопленные за всю историю человечества, – вот путь к личности. То же самое говорит нам Закон об образовании.

Какие же ступеньки для своих учеников выстраиваю я в рамках образовательной школы на уроках изобразительного искусства, дисциплине дополнительного образования (по ФГОС пункт 18.3.1 от 21.06.2012).

Применение методов эзотерической парадигмы

Здоровьесберегающий компопент (валеологизация). Начинаются занятия с физкультминутки. Кабинет на перемене обязательно проветривается. Время проведения и разнообразие упражнений зависят от возраста учащихся. Они нужны для перестройки от одного вида деятельности (логики) к другому (творчеству).

Минута тишины. Поза: стоя, ноги вместе, лопатки сведены, руки опущены, глаза закрыты. Отключаются мысли (словомешалка), внимание на дыхании. Заметно покачивание в такт работе сердца.

«Полет». Поза та же. Руки поднимаются и тянутся вверх. Выпрямляется позвоночник, кровь свободно циркулирует, появляется чувство тепла, ощущается «ток» в руках.

Упражнения для ступней ног. Укрепляет работу сердечной мышцы.

Упражнения для кистей рук.  Упражнения для мелкой мускулатуры рук активизирует мозговую деятельность. «Пальцы – вышедший наружу мозг».

«Пианист». Поза: стоя, ноги вместе, спина прямая. Учащиеся быстро трут ладонью о ладонь до чувства тепла, плечи свободные. (Как пианист часами играет на инструменте, не испытывая тяжести в плечевом поясе). Упражнение дает возможность одновременно чувствовать разные состояния тела.

Расслабляющая поза (постоянный релакс). Поза: сидя, руки за спинкой стула, спина прямая, ноги «развязаны», ступни вместе, глаза закрыты, внимание на дыхании. Применяется часто для перехода от одной деятельности к другой или из одного состояния в другое.Все упражнения просты, как все гениальное. Аналоги можно найти в йоговских практиках, как известные всем «березки», «мостики», «пауки», выполняемые на уроках физической культуры.

«Здесь и сейчас»красивый метод эзотерической практики.

Работа с закрытыми глазами. Начало: некоторое время учащиеся просто смотрят в центр белого листа бумаги, на «внутреннем компьютере» происходит запоминание размеров белого пятна. Далее: глаза закрываются и быстро, широко, от плеча рисуется задание учителя: геометрическая фигура (овал, ромб и т.д.) или простой предмет (яблоко, дом, цветок и т.д.) с обязательным попаданием в центр листа бумаги. Учащиеся привыкают доверять своему телу и духу. Все взаимосвязано: глаза увидели – увидели пальцы.

Рисунок 1.

Работа без отрыва карандаша от бумаги: все задания выполняются одним движением руки, сложность задания зависит от возрастных возможностей учеников.
– Рисуем деревенский дом с трубой, окнами, дверью, крыльцом, декоративными элементами. Нельзя проводить карандаш по одной линии дважды. Для перехода от одной детали к другой используются декоративные элементы.
– В полосе нарисовать лес с разными по высоте и форме деревьями, с травой, цветами, грибами, птицами, речками, облаками и т.д.
– Рисуем букет цветов, можно сказочных, следим за композицией на листе бумаги.
– Рисуем портрет, фигуру человека.

В этом упражнении нет возможности для ошибки. И школьники не ошибаются. Работы отличаются количеством элементов.
Часто можно слышать фразу: «Мне это не дано». Я показала это упражнение на педсовете в своей гимназии. Коллеги рисовали так же, как учащиеся. Неудачных работ не было, что заставило педагогический коллектив удивиться своим способностям.

Рисунок 2.

Слепое контурное рисование. Работа с натурой без опускания взгляда на бумагу. Надо нарисовать контур натюрморта (без теней), смотреть на работу нельзя. Надо полностью отключить левое полушарие мозга, чтобы не было контроля. Работает правое полушарие, оно творит. Когда человек не видит того, что делает, появляется страх – это работа левого полушария. Надо освободиться от страха – вот задача этого упражнения.

 «Это сладкое слово – свобода».Страсть ребенка к свободе подметил Ш.А. Амонашвили. Для воплощения этого используются такие упражнения:
работа широким движением руки чаще всего требуется при выполнении живописных композиций. Учащиеся выполняют подмалевок, т.е. заполняют цветом будущую картину, не раскрашивая, как маляр стену, а заливают ее цветом, его оттенками, переходами, мазками. В результате получается еще не отработанный в деталях, на разноцветный, живописный ковер, в котором уже чувствуется настроение будущей картины. Сколько оттенков зеленого в одном дереве, сколько оттенков красного в костре – все это придумывается, фантазируется, создается. Жизнь такая красивая! Дети испытывают радость, которую я озвучиваю так: «Добавим голубого свечения нашей планете». Они стали участниками глобальных явлений.

«Сделать выбор»Умение самостоятельно сделать выбор это серьезная тренировка психики.

 «Предмет из каракули». Сначала закручивается на листе бумаги некая линия. Затем ее надо рассмотреть со всех сторон: на что это похоже? Найдя сходство, можно немного дорисовать изображение. Опять отключается левое полушарие. Внутренняя тишина.Не надо задавать себе вопросов. Результаты бывают удивительными. «Я вижу так»,– человек имеет право на свое видение, свое решение задачи. На уроках изобразительного искусства 2 + 2 = 5..7..10.. и как кому нравится.

«Сочинение в картинках». Можно сказать, что это дифференцирование события. В расслабляющей позе учащиеся мысленно возвращаются в атмосферу каникул, выбирают одно событие из множества, выбирают главный объект события (на свой взгляд, по своим понятиям ценностей), рассматривают этот объект на своем внутреннем экране для того, чтобы изобразить его быстро, просто, узнаваемо. Открыв глаза, не отвлекаясь на внешние факторы, «переливают» увиденное через пальцы на бумагу. Опытным путем дети осознают: «Мысль материальна».
«Работа левой рукой»  правой у левшей. Такие упражнения рекомендуют психологи для восстановления равновесия психики. Эти упражнения раскрепощают человека, дают удивительные ощущения. Попробуйте, вам понравится.

Рисунок 3.

Воспитание чувств. Для воспитания чувств подходит линия.  Ее изогнутость несет информацию. Есть линия добрая, смешная, теплая, а есть грустная, обидная, воинственная. Через них учащиеся общаются между собой на разминках. Цвет тоже элемент воспитания. Учащиеся выполняют композиции из цветовых пятен для передачи эмоционального состояния: запаха дождя, дыхания младенца, нежности росы, движения карнавала и т.д.

Две последние разработки (цвет и линия) помогают детям понимать друг друга на подсознательном уровне, на чувствах, на различиях. Кроме того учат понимать искусство от станкового до прикладного, а в прикладном – от бантика до архитектуры. Именно здесь простор для линии и цвета. И все это окружает человека постоянно, везде. Уберечься от негативного воздействия внешней среды поможет практика, воспитанные на уроках чувства прекрасного и безобразного не по написанным и заученным правилам, а по возможности услышать голос своего тела и духа в любой жизненной ситуации. Ребенок учится доверию к своей внутренней жизни.

Практический эффект от внедрения элементов эзотерической парадигмы в педагогическую практику стал заметен мне почти сразу. У учащихся появилась вера в свои силы: «Я могу все». В случае неудачи они не говорят: «Я не умею», а говорят: «Что-то не так пошло», стараются тут же, в состоянии «разогретости» переработать задание, они не используют заученные формулы и правила, а творят свои. Часто можно слышать: «Не знаю, как я сделал, оно само получилось», т.е. на практике запоминают состояние взаимодействия  тела и подсознания. Думаю, это и есть вдохновение. Я стараюсь, чтобы это состояние они запомнили и научились вызывать его при необходимости.

Применение методов эзотерической парадигма решает еще одну важную задачу: учащиеся получают тренинг «жизни без суеты», учатся быть новаторами, идти не проторенной дорогой, а искать свой путь. Это подготовка перед жизнью в обществе в качестве гражданина, личности, индивидуума.

В конце урока наступает время вернисажа. Интересно рассматривать работы одной темы, выполненные разными людьми. Все работы индивидуальны, это сразу заметно. Дети учатся понимать других, видят, что в различие – красота, неповторимость, радость. Они становятся толерантными.

Все перечисленные упражнения имеют отношение к гуманно-личностной технологии. Ее составляющие: гуманизм – детское счастье, свобода выбора; индивидуализм – углубление в себя, педагогика успеха; мастерство общения – гласность, романтика, искусство быть зрителем, толерантность. Я убеждена: на уроках не должно быть уныния. Уныние – это грех, как учит христианство.

Я уверена, что мои разработки, кроме, конечно, чисто изобразительных, можно применять и на других уроках в рамках образовательной школы.

Заключение

В заключение, приведу цитату из президентской инициативы «Наша новая школа» Д.Медведева: «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам… Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире… Школьное обучение должно быть поставлено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» (цитата).

Моя работа полностью перекликается с этими инициативами, а построена  с применением древнейшей эзотерической парадигмы образования: пройти свой путь к Истине. Для этого надо подниматься по лестнице, имеющей ступеньки:

– быть успешным – быть человеком;
– адаптироваться к внешней среде;
– идеи лежат под ногами – остановись;
– в кризисной ситуации не суетиться, а замолчать внутри;
– все мы разные и имеем право ими быть;
– ответственность за себя и за планету.

Закончить работу я хочу словами Ш.А.Амонашвили: «Ребенок – высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты – могущество и безграничность» (цитата). На уроках изобразительного искусства в рамках образовательной школы эта великолепная концепция может быть практически использована и реализована через применение методов эзотерической парадигмы образования – постижение Истины и Космоса. Что я и постаралась показать в своей работе.

Литература:

  1. Ш.А.Амонашвили «Как живете, дети?»  Москва: «Просвещение» 1986.; «Единство цели» Москва: «Просвещение» 1987.
  2. В.С.Кукушин «Теория и методика обучения» Ростов н/Д: «Феникс» 2005.
  3. И.А.Колесникова «Педагогическая реальность: опыт парадигмальной рефлексии» СПБ: «Детство-пресс» 2001.
  4. А.Левшинов «12 сторон ладони» Москва: «Олма-пресс» 2003.
  5. К.П.Мазопуст «Цвет и композиция в квилте» Москва: «Ниола-пресс» 2007 стр.16.
  6. В.Синельников «Учебник хозяина жизни» Москва: Центрполиграф, 2008.
  7. В.А.Сухомлинский «О воспитании» Москва: Политиздат, 1988.
  8. Д.Стивенсон «Философия» Москва: «Астрель» 2007.
  9. Закон об образовании  http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
  10. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  11.  http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d10/m1897.html