Урок математики по теме "Нахождение числа по его дроби". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Преподавание ведется по программе Математика 5-6 классы (В.И. Жохов. Москва “Мнемозина” 2010 год).

Учебник математики 6 класса общеобразовательных учреждений , авторы: Н. Я. Виленкин, В. И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, Москва. “ Мнемозина” 2011

Раздел программы: “Умножение и деление обыкновенных дробей”.

Название урока: “ Нахождение числа по его дроби” (четвертый урок по данной теме).

Тип урока: урок проверки и коррекции знаний и умений.

Цели урока:

Познавательные:

  • .

Развивающие:

  • активизировать мыслительную деятельность учеников посредством участия каждого из них в процессе работы;
  • развивать внимание, память, логическое мышление;
  • развивать эмоциональную сферу детей в процессе обучения;
  • развивать самостоятельность.

Воспитательные:

  • формировать практические навыки, коммуникативность;
  • формировать интерес к изучаемому предмету.

Задачи урока:

Обучающие:

  • обобщение, закрепление и углубление знаний учащихся по решению задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби;
  • формирование практических умений при решении заданий на компьютере.

Развивающие:

  • развитие логического мышления, познавательной активности, наблюдательности, самостоятельности;
  • развитие презентационной компетентности при выступлении с сообщениями.

Воспитательные:

  • на примерах решения задач, развивать математический тип мышления;
  • формирование культуры выступления;
  • формирование навыков безопасного здоровьесберегающего поведения.

Методы по степени самостоятельности мышления обучающихся: репродуктивный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный.

Формы организации работы обучающихся: эвристическая беседа, самостоятельная работа, работа обучающихся с демонстрацией средств наглядности.

Средства обучения:

– технические: компьютер, мультимедийный проектор;
– дидактические материалы: карточки с индивидуальным заданием (Приложение 1);
– презентация к уроку (Приложение 2);
– сигнальные карточки.
– учебник для 6 класса. " Математика." Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. 2011 г.

Формы организации работы в классе:

– индивидуальная,
– фронтальная,
– групповая,
– самостоятельная работа (дифференцированная).

Хронометраж урока:

  1. Организационный момент. (1 мин.)
  2. Этап целеполагания. (2 мин.)
  3. Устная работа. (проверка домашнего задания – 5мин.)
  4. Актуализация знаний. (2 мин.)
  5. Групповая работа. (10 мин.)
  6. Физкультминутка. (2 мин.)
  7. Закрепление изученного материала. (10 мин.)
  8. Самостоятельная работа. (10 мин.)
  9. Определение домашнего задания. (1 мин.)
  10. Подведение итогов урока. (2 мин.)

Содержание урока:

Ход урока Обоснование деятельности учителя Прогнозируемая деятельность учеников
1. Организационный этап

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учеников к уроку,

Подготовка обучающихся к работе на занятии Готовность класса к работе
2. Этап целеполагания.

– Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы: " Нахождение числа по его дроби", а также вспомним как находится дробь от числа. Открыли тетради, записали дату , классная работа и тема урока. В процессе урока будем решать различные задачи, с помощью сигнальных карточек (красная – требуется помощь учителя, желтая – я сомневаюсь, зеленая – все понятно) мы вместе определим, как вы освоили учебный материал.

На доске девиз: “Тяжело в ученье – легко в бою”.

– Кому принадлежат эти слова? (Александру Васильевичу Суворову.)

– Как вы их понимаете? (Презентация, Слайды 1,2)

Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности Готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности.
3. Устная работа. Проверка домашней работы (групповая работа).

Обучающиеся решали задачи № 541,559, 570, 647. Ученики были разбиты на 4 группы, каждая из которых заранее дома составила по одному слайду (2 группы использовали анимацию). (Слайды 3-7)

– С каждой группы выходят два представителя, которые покажут нам как они справились с домашним заданием Напоминаю, что каждое выступление по одной минуте.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, устное поощрение правильных и полных ответов.

Развитие информационной, коммуникативной и презентационной компетентности при выступлении с мультимедийной презентацией. Формирование культуры выступления.

Представители групп показывают сделанные слайды и решение задач.

Обучающие проверяют в тетрадях решение задач. Форма работы– групповая.

При оформлении слайдов, учениками был использован частично – поисковый метод

4. Актуализация знаний

Отгадайте ребус: 2''''Ь

Ответ: дробь. (Слайд 8)

– Молодцы! Вспомните, что дроби применяются при решении различных типов задач. А теперь я прочитаю вам стихотворение, а вы определите тип задач. (Слайд 9)

Дробь от числа хотим найти,
Не надо никого тревожить.
Нам надо данное число
На эту дробь умножить.

– Что это за задача?

Если вы должны найти
Число по его дроби,
То на дробь вы поделите
Значение данной дроби.

– Что это за задача?

– А сейчас мы будем решать задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Также научимся анализировать условия различных задач и относить их к тому или иному типу.

На этом этапе осуществляется совместное и одновременное изучение действий, единства процесса и решения прямой и обратной задачи. Обучающиеся называют типы задач:

 

 

 

 

 

 

 

– Задачи на нахождение дроби от числа

 

 

 

Задачи на нахождение числа по его дроби

5. Групповая работа. Обучающимся предлагаются карточки с заданиями двух уровней сложности, ученики на карточках решают задачи и сдают карточки (Приложение 2)

– Регламент работы – 7 минут и 1 минута, чтобы сдать и сверить ответы.

Уровень I (группа № 1 и № 2 )

1. До привала туристы прошли 18 км. По карте они определила, что это всего маршрута. Какова длина всего маршрута? (45 км. )

2. В игре участвовало 15 учащихся. Что составило всех учащихся класса. Сколько учащихся в классе? (18 человек.)

Уровень II (группа № 3 и №4 )

1. Преодолев 36 км, бегун пробежал дистанции. Определите длину дистанции.(48 км.)

2. Иван посадил всех саженцев яблонь, Петр – треть, а Антон – последние 8 яблонь. Сколько яблонь посадили? (30 я6лонь.)

– Ребята, результаты можете посмотреть а слайде и сравнить ответы

(Слайд 10)

На этом этапе осуществляется закрепление и углубление знаний учащихся по решению задач на нахождение числа по его дроби. Обучающиеся в группах самостоятельно выполняют предложенные им задания.

 

6. Физкультминутка. (Слайд 11)

 

На одной ноге стоим, удержаться так хотим.
Ручки кверху поднимаем и спокойно опускаем.

Надоело всем сидеть нам охота повертеть

Корпусом туда обратно и полезно, и приятно!
А потом и головой всласть покрутим мы с тобой.
И на место снова сели, принимаемся за дело.

Цель: восстановление физических и духовных сил.  

 

Дети стоят на одной ноге, поднимают через стороны прямые руки, потом через стороны опускают и повторяют то же на другой ноге.

Вращение корпусом вправо и влево.

Вращение головой
Дети садятся

7. Закрепление изученного материала 9. (Слайды 12–14)

– Сейчас мы будем решать задачи у доски, комментируя их решение, выйдут желающие.

1. Задача № 683.

Решение.
5,5: 11/13 = 6,5 (метров)

2. Задача №560

Решение.
60×0,25 = 15 (ë) – израсходовали
60 – 15 = 45 (л) – осталось

 

Показываются слайды с условиями задач.

Поощрение правильных и полных ответов учеников.

Роль учителя: помощь по необходимости.

Ученики решают задачи на доске, комментируя решение, записывают решения в тетрадях.
9. Самостоятельная работа (дифференцированная, Слайд 15).

Предлагаю вам решить любую задачу, каждый вариант имеет определённый уровень сложности. Второй вариант сложнее первого, поэтому прежде чем решать, прочитайте и выберите тот вариант, который вы считаете для вам наиболее оптимальный. Итак, время на решение этих задач 6 минут и 1 минута – на проверку.

1-й вариант.

№528 стр.85

Решение.
27×2/9 = 6 (т) – в столовую.
27 – 6 = 21 (т) – остаток.
21×6/7 = 18 (т) – отвезли.
Ответ: 18 тонн.

2-й вариант (для более сильных учащихся).

№688 стр. 109

1 – (0,5+0,3) = 0,2 (пути) – составляет 150 м.
150:0,2 = 750 (м) – весь путь.
– Итоги подведём на следующем уроке.

 

Учитель предлагает обучающимся два варианта сложности заданий.

Ученики самостоятельно выбирают для себя уровень сложности работы и выполняют предложенное им задание. Развитие самостоятельности у обучающихся.
10. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению (Слайд 16)

Творческое.

Составить и решить по 2 задачи каждого типа, можно со сказочным сюжетом (на А4 или в виде презентации).

Или задание по учебнику.

№ 674, № 689, № 690.

 

Учитель проявляет умение организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи

Задание дифференцированное, ученики имеют право выбора. Ученики фиксируют в дневниках домашнее задание
11. Подведение итогов урока. (Слайд 16)

– Ребята, вы сегодня хорошо поработали, теперь мне хотелось бы напомнить за что вы получили и получите оценки:
– оценка за работу в группе (слайд и решение задач) ;
– работа у доски;
– самостоятельная работа

Учитель подводит итоги урока, аргументирует оценки, показывает обучающимся их достижения и недоработки.
Цели урока достигнуты. Все учащиеся справились с поставленными задачами, а самое главное работа выполнялась в творческой атмосфере.
Ученики делают самостоятельные выводы по усвоению материала и поднимают карточки (зеленую карточку – все понятно;
желтую – есть проблемы, но ученик сам с ними может справиться;
красную – необходима помощь учителя)

Литература

  1. Учебник математики 6 класса общеобразовательных учреждений , авторы: Н. Я. Виленкин, В. И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, М.: “Мнемозина” 2011.
  2. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля Математика 6 классс Москва, “Интеллект-Центр”, 2009.
  3. А. И. Ершова, В.В. Голобородько. Математика 6. Самостоятельные и контрольные работы. М.: Илекса, 2011.