Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


Цель урока: продолжить знакомство с жанром балета и его происхождением на основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся.

Задачи.

Образовательные:

- познакомить учащихся с балетной терминологией;

- познакомить учащихся с яркими шедеврами балетного искусства на примере школы русского балета.

Развивающие:

- развитие у учащихся слуховой культуры, музыкальной памяти;

- развитие у учащихся навыков речевого диалога, умения анализировать и делать выводы.

Воспитательные:

- воспитание музыкальной культуры учащихся, как источника духовно-нравственных взаимоотношений с окружающим миром;

- воспитание патриотизма и уважительного отношения к культуре своей страны.

Программное обеспечение:

Microsoft Power Point, Microsoft Office, Киностудия Windows Live, Audacity, CD-ВurnerXP, Real Player.

Техническое обеспечение:

Компьютер, мультимедийный проектор, CD-проигрыватель.

Ход урока

Дети заходят в класс. Звучит настраивающийся оркестр. При входе детям раздается программка с основными балетными терминами, определения которым они должны будут дать в конце урока.

Здравствуйте, ребята.

«Театр уж полон, а занавес еще закрыт.
Оркестра звук нестройный перед сценой.
И зритель в предвкушеньи ждет чудес,
Готовый погрузиться в мир искусства»

Ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в необычное путешествие – путешествие по музыкальному театру, которое позволит нам не только прикоснуться к тайнам театрального искусства, но и приоткрыть некоторые из них. При входе в класс вы получили программку, как в настоящем театре. Она пригодится нам в конце урока.

Но прежде, чем мы отправимся в путь, я хочу, чтобы вы отгадали загадку. У меня в руках находится Черный ящик.

Внимание - вопрос: «Галина Уланова, Майя Плисецкая, Анастасия Волочкова. В этом ящике лежит то, без чего не могут обойтись эти женщины». (В черном ящике лежат пуанты).

Совершенно верно. Это пуанты – специальная обувь (в переводе с французского языка означает «острие, кончик») позволяющая балерине, стоя на кончиках пальцев, исполнять танцевальные па в балете. Между прочим, первой балериной, которая стала использовать такую обувь, стала Мария Тальони. Это событие случилось в 1830 году.

И сегодня мы, ребята, совершая наше путешествие в театр, познакомимся с жанром «балет».

Вопросы учащимся:

- Кто из вас, ребята, смотрел балет?

- Какие впечатления оставила у вас эта постановка?

- Давайте попробуем дать определение балету. Начните свое высказывание с фразы «Балет – это…».

А теперь давайте немного пофантазируем и попробуем предположить – когда мог появиться первый балет? (Дети предполагают)

Безусловно, люди танцевали всегда, еще с древних времен. Но официально, рождением балета считается день 5 октября 1581 года. Именно тогда в Париже впервые был разыгран спектакль в танцах. И в этом году балету – юбилей! Ему исполнилось 430 лет.

Целых 4 столетия прошло с тех пор. Что же за историческая эпоха сопутствовала этой премьере? Сейчас мы увидим небольшой фильм, который сделан с помощью ваших одноклассников. А после я задам вам несколько вопросов. Внимание на экран.

Фильм о рождении балета.

Вопросы учащимся.

- Какие открытия были совершены в эту эпоху?

- Назовите главное достижение человечества, которое было изобретено в этот исторический период?

- Как называется направление в искусстве 16 века?

- Каким был первый балет?

Конечно, в первых постановках балета не было таких движений, или па, как это называется сегодня, не было пуантов на ногах у танцоров и специальных юбок – пачек. И основу этих балетов составляли придворные бальные танцы такие, как менуэт или куранта.

Менуэт в переводе с французского языка означает «маленький шаг», изначально это был сельский танец, но за свою грациозность, величие он стал образцом французского придворного балета.

Представьте себе. 16 век. Дамы в пышных юбках. Кавалеры в камзолах. Бал. Звучит менуэт.

Дети исполняют танец на музыку «Менуэт» И.С.Баха.

Многие считают балет одним из самых сложных жанров музыкального искусства. А как вы думаете, ребята, почему? (Потому что там не звучит ни одного слова и все содержание, все чувства показаны только в движении, жестах и мимике)

Конечно, искусство балета претерпело много изменений, дойдя до наших дней, но неизменным остается то, какой путь приходится пройти балету, чтобы мы – зрители и слушатели увидели его на сцене театра.

Сегодня вы приглашены на юбилейную премьеру. Зрительный зал полон. Занавес закрыт. (Слайд со сценой и ложами). А эти центральные ложи должны занять люди, очень близкие балету, те, кто участвует в его создании. Давайте вместе понаблюдаем за тем, кто же их займет. (В презентации на слайде с изображением сцены и зала будут постепенно появляться эти люди)

Итак, первую ложу займет АВТОР ЛИБРЕТТО или сценарист балета. Именно этот человек пишет литературную основу, т.е. сюжетную линию. А как вы думаете, ребята, откуда черпает идеи, замыслы балетов сценарист? (Из жизни, из сказок, мифов, истории, литературы). Таким образом, либреттист пишет сценарий балета языком слов.

А как вы считаете, кто может занять вторую ложу театрального зала? Какой немаловажный для балета человек? (Композитор) Совершенно верно. Именно композитор пишет музыку балета языком звуков. А должна ли быть в этой музыке какая-то особенность? (Да. Она должна быть танцевальной, а также, соответствовать образам и характерам героев)

Ребята, а как вы думаете, кто займет одну из центральных лож? Что за человек выполняет одну из самых важных функций в постановке балета? (Балетмейстер) Верно. Именно он пишет балет языком жестов и движений. По-другому его называют хореографом, что в переводе с греческого означает «тот, кто пишет танец». Конечно, ребята, балетмейстером быть очень сложно. А как вы думаете, почему? (Потому что его задача создать такой танец, который поймут без слов) Верно, главная задача мастера балета сделать так, чтобы зритель смог разгадать язык тела, загадку танцевальных па, понять их смысл, ведь ни одно движение в балете не совершается просто так.

Как вы поняли, ребята, создание балета – это очень кропотливый процесс, требующий от всех – композитора, хореографа и сценариста – слаженных действий, единства мысли и воображения.

А теперь я предлагаю вам поиграть. Как известно, смысловые движения, совершаемые без помощи слов, называются ПАНТОМИМОЙ. Вот 3 карточки, на которых написаны названия очень известных балетов (Спящая красавица, Лебединое озеро, Щелкунчик). Задача водящего изобразить без помощи слов, только движениями, стараясь приблизить их к балетным па, главных героев этих произведений. А задача класса – угадать название балета, а потом мы посмотрим, совпал ли характер движений водящего с настоящими героями этих произведений. А музыка вам поможет.

Игра «Пантомима» с использованием фрагментов настоящих балетов.

А кто будет исполнять музыку? (Оркестр под руководством дирижера) Совершенно верно. Именно они делают первый вздох музыкальной премьеры. Оркестр занимает оркестровую яму перед сценой.

Ну что ж, партитура написана. Балетмейстер придумал танцевальные па. Оркестр занял свои места в оркестровой яме. Но….. кажется, кого-то не хватает? Без кого не состоится ни одна премьера? (Без артистов балета – балерин и танцовщиков). Верно. Изящные движения артистов балета всегда восхищали любителей балетных постановок. С одной стороны красота и изящество, парение в воздухе, а с другой стороны, изнурительный труд над сложной постановкой танца, являются особенностью балетного искусства.

В балете мы видим самые разнообразные танцевальные номера – сольные, которые носят название «вариации». Ансамблевые, которые носят разные названия, в зависимости от количества танцоров – па-де-де (дуэт), па-де-труа (трио).

Просмотр фрагмента из балета «Щелкунчик» - Па-де-де.

Массовые сцены, которые исполняет коллектив танцовщиков и носит название «кордебалет»

Просмотр фрагмента из балета «Щелкунчик» - Вальс цветов.

Несмотря на свою сложность, по сей день БАЛЕТ является искусством, понятным любому человеку, вне зависимости от положения в обществе или принадлежности к другой национальности. Ведь язык эмоций, язык музыки и телодвижений всегда был понятен людям во всем мире.

Галина Уланова, Майя Плисецкая, Николай Цискаридзе, Марис Лиепа – это лишь несколько имен артистов балета, которые знает весь мир; артисты, которые отдали свою жизнь в служение великому искусству, имя которому «БАЛЕТ».

Сегодня мы совершили путешествие в музыкальный театр и познакомились с жанром балет. Согласны ли вы с тем определением, которое дали в начале урока? (Да). А что нового вы узнали сегодня о балете? (Дети отвечают) Откройте, пожалуйста, программки. Вы видите слова, некоторые из которых вы услышали впервые. Напишите определение каждого слова. (Проверка нескольких работ, вслух)

Совершая путешествие в музыкальный театр, мы с вами были не только зрителями, но и соучастниками этого действия. А чем обычно заканчивается любое представление? (Аплодисментами). Так давайте же завершим наше путешествие аплодисментами. (Дети выражают свое отношение к уроку аплодисментами)

Вручение книги «Энциклопедия музыки».

Видео "Рождение балета" превышает допустимый для публикации объем, находится у автора.

Приложение