Опыт проведения агитационного концерта в форме музыкальной сказки

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Весной, в конце учебного года, перед каждой ДМШ и ДШИ встаёт проблема набора детей в первый класс. Один из способов решения этой проблемы –  концерты, которые проводятся в младших классах общеобразовательных школ и старших группах детских садов, расположенных недалеко от ДМШ (ДШИ). Такие концерты имеют рабочее название «агитационные». Они, как правило, состоят из ряда музыкальных номеров, дающих представление обо всех отделениях школы и о тех музыкальных инструментах, на которых можно научиться играть, поступив в данную школу. Насколько полезны такие концерты? На наш взгляд, их проведение не может существенно повлиять на набор: никто не может гарантировать, что дети, которым совершенно определённо понравился какой-то инструмент, сообщат родителям о желании играть на нём. Однако прямым следствием агитационных концертов является расширение кругозора детей и повышение их общего культурного уровня –  а это основная задача любого образования, не только музыкального.

Форма проведения агитационных концертов в каждой школе своя и полностью зависит от фантазии организаторов. Самая простая из них – концерт, который можно назвать «наборным»: подборка музыкальных номеров с краткой характеристикой каждого инструмента. Тематически номера в таком концерте никак не связаны. Данная форма очень удобна: она не требует написания (или адаптации) сценария и предварительных репетиций, участники и номера легко заменяются, что чрезвычайно облегчает процесс организации концерта. Ещё одна форма агитационного концерта – это концерт с определённой тематикой. Музыкальные номера должны соответствовать выбранной теме, следовательно, процесс замены участников, в случае непредвиденных обстоятельств, усложняется. Тем не менее, поскольку сценарий такого концерта не связан сюжетом, подбор номеров остается относительно произвольным и число участников легко варьируется. Самый же организационно сложный вид агитационного концерта – это концерт в форме музыкальной сказки. Степень «проблемности» здесь напрямую зависит от выбора литературной основы. Сценарии таких концертов бывают двух типов: мобильные и жёстко структурированные. Мобильные позволяют варьировать количество действующих лиц (например, сюжеты сказок «Теремок», «Колобок»). Жёстко структурированные сюжеты предъявляют совершенно определенные требования к числу действующих лиц, к возрасту (а иногда и полу) исполнителя каждой роли.

В этом учебном году в Рыбновской ДШИ традиционные весенние агитационные концерты впервые прошли в форме музыкальной сказки. Нам, преподавателям теории (и по совместительству постановщикам сказки), хотелось бы поделиться опытом проведения подобного мероприятия.

До 2012-2013 учебного года агитационные концерты в нашей школе проходили в форме «наборных» концертов. На заключительном педагогическом совете в июне 2012 года администрация школы высказала пожелание изменить форму проведения этих концертов. Связано это пожелание было с отсутствием у детей младшего школьного возраста интереса к форме классического «академического» концерта. В некоторых школах агитационные концерты в детских садах проходят в форме музыкальной сказки. Педагогическим коллективом было принято решение опробовать эту форму и у нас в школе.

Первый вопрос, который встал перед организаторами, – выбор подходящего сюжета. Он должен был отвечать следующим требованиям: лаконичность, соответствующее целям концерта число действующих лиц и наличие возможности его регулировать, взаимозаменяемость участников и музыкальных номеров, возможность обойтись минимальным набором декораций, костюмов и реквизита. Всем этим параметрам идеально соответствовала русская народная сказка «Теремок». Для того чтобы показать все инструменты, на которых ведётся обучение в школе, и два направления вокального обучения (академический и эстрадный вокал), нам потребовалось 10 музыкальных номеров, и соответственно, 10 действующих лиц. Именно на этом этапе и проявились преимущества мобильного сюжета. В оригинальном варианте сказки только 6 действующих лиц: Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка, Волчок и Медведь. Мы легко добавили еще 4: Бабочку, Белочку, Ёжика и Шмеля. Инструменты среди героев сказки распределились следующим образом: Бабочка – академический вокал, Мышка – блокфлейта, Лягушка – аккордеон, Белочка – домра, Ёжик – гитара, Зайчик – балалайка, Лисичка – фортепиано, Волчок – саксофон, Шмель – эстрадный вокал, Медведь – баян. Детей старались подбирать в соответствии с «размером» героя и, по возможности, с учётом возраста слушателей по принципу «маленькие для маленьких». В результате в спектаклях участвовали 8 первоклассников, в роли Медведя выступил выпускник, продолжающий обучение в нашей школе в 6 классе. Новым инструментом для нашей школы является саксофон: набор на него открыт с только сентября 2013 года. Соответственно, для того чтобы показать этот инструмент, в роли Волка-саксофониста пришлось выступить преподавателю. Ещё один преподаватель вёл спектакли и читал пояснительный текст между музыкальными номерами.

Полный сценарий сказки представлен в Приложении 1.

Музыкальных инструментов по ходу действия сказки звучало довольно много. Перед постановщиками встал вопрос: как будут их запоминать обычные дети, ещё никак не связанные с музыкой? Решение проблемы подсказал сюжет сказки. Появляясь на сцене, каждый новый герой спрашивает: «Кто в Теремочке живёт?», и обитатели Теремка по очереди представляются. Каждому герою мы предложили не только отвечать, но ещё и играть на своём инструменте (вокалистам – петь). Естественно, играть надо было что-то очень маленькое, чтобы не затягивать действие и не отвлекать внимание зрителей от нового персонажа. Это решение дало отличные результаты: и в школах, и даже в детских садах дети запоминали звучание почти всех инструментов.
В Приложении 3 приведены нотные тексты пьес (любая пьеса может быть заменена по усмотрению преподавателя), исполняемых на спектаклях, а также мотивы, которые дети играли из-за Теремка (эти мотивы там названы «звуковыми сигналами»).

Над оформлением спектакля работали наши школьные художники. Была нарисована декорация в виде Теремка, которая потом крепилась на ширму (складной деревянный каркас).

Все герои, по мере их появления и исполнения музыкального номера, уходили за ширму (в соответствии с сюжетом сказки) и зрители не видели их до конца концерта. В конце спектакля, когда Медведь разваливал Теремок, декорация падала, а герои выбегали из-за ширмы.

Для безошибочного узнавания зрителями каждый участник надевал маску, на которой был изображён его герой. С образцами масок можно познакомиться в Приложении 2.

В нашей школе агитационные концерты проходят в течение всего апреля и первой половины мая, поэтому репетиции начались в марте. За март прошло 4 репетиции (по одной в неделю). Премьера состоялась 2 апреля, и после неё прошло ещё 8 спектаклей. Сразу стоит отметить, что нашей большой ошибкой стало включение во все спектакли одного состава исполнителей. В результате, некоторые замены пришлось делать непосредственно перед спектаклями, а подобные ситуации всегда очень волнительны и для исполнителей, и для организаторов.

Еще одной нашей ошибкой, которая была обусловлена отсутствием опыта проведения подобных мероприятий, стало отсутствие работы с родителями. Мы ограничивались тем, что перед каждым спектаклем в детском саду или общеобразовательной школе размещали объявление с информацией о наборе в нашу школу. Как мы сейчас понимаем, нам следовало посещать родительские собрания и рассказывать о своем учебном заведении. На вступительных экзаменах мы задавали каждому ребёнку вопрос: «Почему ты хочешь играть именно на этом инструменте?». Многие дети отвечали, что с инструментом они познакомились на одном из наших спектаклей, и он им понравился. Для довольно большого числа родителей информация о таких спектаклях оказалась полной неожиданностью. Из этого можно сделать вывод, что далеко не все дети рассказывают своим родителям о школьной жизни и о мероприятиях, проводимых в школе (детском саду). Следовательно, одним из обязательных пунктов в школьных агитационных мероприятиях должно стать выступление на общешкольных родительских собраниях с краткой информацией о школе и об условиях набора.

С нашей музыкальной сказкой мы посетили ВСЕ детские сады и общеобразовательные школы города Рыбное. В отдалённые школы и сады добирались на автобусе, которые нам почти всегда предоставлял отдел культуры города.

Хотелось бы немного рассказать о тех трудностях, с которыми мы столкнулись во время наших «гастролей».

Главная трудность заключалась в погрузке необходимого для спектакля реквизита в автобус и последующей разгрузке. Несмотря на то, что спектакль был небольшим по времени (около 25 минут), вещей было довольно много. Среди них были и тяжёлые (акустическая аппаратура для вокалистов, аккордеон, баян), и достаточно легкие, но громоздкие (ширма). В спектаклях участвовали два преподавателя и два взрослых мальчика-ученика. Таким составом и осуществляли погрузочно-разгрузочные работы. Практика позволяет сделать вывод, что это оптимальное количество взрослых участников для подобных постановок.

Ещё одной организационной трудностью мог стать контроль своевременной подачи реплик и исполнения мотивов героев, уже «живущих» в Теремке, а также общее обеспечение порядка на сцене: к концу спектакля за ширмой собиралось 8 детей младшего возраста. Здесь бесценную помощь оказал нам один из выпускников школы этого года, который исполнил важную роль «начальника Теремка».

За 9 спектаклей не было ни одной не вовремя поданной или пропущенной реплики. Мы хотим ещё раз сказать Глебу Фисуну большое спасибо за абсолютно добровольную помощь в постановках сказки.

Помещения в детских садах и школах, где мы ставили сказку, были очень разные. В садах – довольно маленькие, поэтому реплики, подаваемые героями из-за декорации, были отчётливо слышны. А во всех общеобразовательных школах были большие сцены. Естественно, без использования микрофонов детей просто не было бы слышно. Микрофонов было два: один – у ведущего, другой – у организатора, сидящего за ширмой и контролирующего подачу реплик героями.

После каждого спектакля участники получали маленькие сладкие призы (конфеты, шоколадки), а на заключительном спектакле каждому была вручена благодарность от администрации школы, фотография в образе его героя и сладкий подарок.

Успех постановки был очень большим. В каждом детском саду и школе у нашей труппы был аншлаг.

Дети прекрасно запоминали и названия, и внешний вид инструментов, задействованных в сказке.

В целом мы считаем, что данную форму агитационного концерта можно признать безусловно удачной. Удовольствие получили не только зрители. Удовольствие получил каждый участник постановки: от общения с членами труппы, от репетиций, даже от переездов. После заключительного спектакля дети спрашивали, когда же будет следующий. Кроме того, наши концерты принесли детям очень большую пользу: они впервые услышали в свой адрес продолжительные, громкие аплодисменты и иногда даже крики «Браво!». Это лучший стимул к усердным занятиям для начинающего исполнителя. На репетициях и во время спектаклей формировался навык работы в коллективе, который является одним из самых важных и необходимых навыков в любом виде деятельности. И конечно же, концерты принесли пользу не только детям (участникам и слушателям), но и школе. Совместная работа с учреждениями дошкольного образования, активная творческая деятельность преподавателей и учащихся способствуют популяризации музыкального образования. Мы намерены и далее активно использовать эту форму концертов для привлечения детей в ДШИ.

Хочется надеяться, что рассказ о нашей «гастрольной деятельности» будет полезен коллективам тех музыкальных школ, в которых данная форма агитационных концертов не опробована.