Интегрированный урок технологии и развития речи в 3-м классе "Золотая хохлома"

Разделы: Технология, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель: декорирование изделий в технике хохломской росписи.

Задачи:

  • развивать художественно-творческие способности учащихся;
  • прививать интерес к народному искусству;
  • воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, уважение к русским мастерам;
  • воспитывать стремление создавать красоту своими руками.

Оборудование:

  1. Клей, клеёнка, ножницы (у каждого ученика).
  2. Заготовки для декорирования изделий.
  3. План работы на уроках технологии.
  4. Памятки “Правила организации рабочего места”, “Правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем”.
  5. Табличка “ДЕКОР”.
  6. Изделия из дерева с хохломской росписью.
  7. Стихи о хохломской росписи.
  8. Частушки о хохломе.
  9. Презентация “Золотая хохлома”.
  10. Выставка детских работ.
  11. Сопроводительные карточки.
  12. Жетоны для оценивания своей работы и работ других учащихся.
  13. Видео и песня о хохломе.
  14. Иллюстрации с изображением изделий.
  15. Магниты, двусторонний скотч.
  16. Книга мастеров.
  17. Доклады ребят.

Ход урока

I. Приветствие гостей:

- Здравствуйте, гости дорогие! Мы вас ждём – поджидаем, без вас не начинаем!

II. Организационный момент:

(У детей жетоны с изображением элементов орнамента хохломской росписи).

- Ребята, у нас прошла жеребьевка. Каждый из вас получил жетон. Почему сегодня именно такие жетоны? (Мы будем работать в стиле хохломы).

- Да. Мы с вами не первый раз работаем в этом стиле. Сегодня у нас завершающий урок. Что мы будем делать, вы сами мне скажете попозже. А сейчас вы сядете за ту парту, где лежит ваш элемент орнамента хохломской росписи, но после того, когда правильно назовете этот элемент (цветок, криуль, осочка, клубничка, капелька).

III. Чтение учащимися стихотворений о хохломе:

- Что такое хохломская роспись?

1 ученик:

Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи-перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы.

2 ученик:

У красы точеной
Сарафан парчовый.
По краям узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?

3 ученик:

Роспись хохломская,
Словно колдовская.
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес прекрасней
Наша Хохлома!

IV. Актуализация знаний учащихся с использованием презентации:

- Весна. Возвращаются птицы из тёплых стран. Сегодня к нам прилетела уточка. Да не простая, а Хохломская. Потому что пролетала она над Заволжьем, над селением под названием Хохлома. Брызнули на неё капли золотой краски с кистей мастеров – умельцев, и стала не уточка, а загляденье. Так уточке понравилось в тех краях, что она приглашает вас на Нижегородские земли, где находится родина Хохломской росписи, чтобы вы тоже познакомились с мастерами русскими, коими испокон веков земля наша славится. Люди там живут талантливые, создавали и создают красоту сказочную, необыкновенную!

Презентация.

1 слайд. Титульный лист. Золотая хохлома.

2 слайд. Доклад ученика.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

3 слайд. Иллюстрация “Жар-птица”. Учитель рассказывает другую легенду о хохломе.

Доклад ученика о мастерах-посудниках.

4-6 слайд. Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы. (Иллюстрации посуды)

Выставка изделий народных промыслов в технике хохломской росписи. (Выставку готовили учащиеся)

7-8 слайд. Доклад ученика.

Как же изготавливают эти изделия, которые приходят в наши дома, чтобы радовать нас?

Процесс изготовления хохломской посуды.

1. Заготовка. Деревянную посуду вытачивают на токарном станке или выдалбливают из хорошо просушенной древесины. Такие заготовки называют “бельем”. Готовое изделие хорошо просушивают.

2. Грунтовка. После сушки изделие грунтуют: разведенную водой до жидкого состояния глину втирают в белье с помощью тряпки очень тонким слоем. Сушат в течение нескольких часов.

3 . Пропитка льняным маслом, сушка.

4. Олифление. Покрывают 4 слоями олифы, 4 слой - самый густой, сушат в печи при температуре 50-60 градусов.

5. Лужение - порошок олова или алюминия втирают в изделие, оно приобретает красивый бело-зеркальный блеск. Сушка.

6. Роспись. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Кисть необходимо держать у самого ее основания и ставить вертикально к плоскости рисунка. Практически вся роспись изделий ведется на весу. Девой рукой держат изделие, а правой выполняют роспись. Правая рука остается без опоры, и только иногда отставленным мизинцем можно притронутся к изделию.

7. Лачение. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и закаливают в печи при температуре 270-300 градусов. Под воздействием температуры лак желтеет, и изделие приобретает золотистый цвет. Для получения более насыщенного золотого цвета операцию лачения можно повторить несколько раз.

9-12 слайд. Доклад ученика.

- Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. Какой орнамент используют художники? - Какие основные цвета в росписи? Какие значения придаёт народ этим цветам?

Травный орнамент или “травка”.

Так характерен для всей Хохломы

Чудесный рисунок волшебной травы.

“Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.

“Травинки” - это мазки с небольшим плавным утолщением.

“Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.

“Усики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.

“Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.

(Травяной, растительный, видны листья, ветви и т.д.) .Красный, черный, зеленый, желтый, золотистый. Красный цвет символизирует огонь, любовь, преданность. Золотой – свет, солнце.

На чёрном фоне великолепно смотрятся все цвета, он символизирует торжественность.

Криуль

Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся – попробуй сумей-ка!

Листики и цветы

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.

Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их одинаково.

Ягоды смородины, рябины рисуют “тычком” или “ляпушкой” (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки).

13-15 слайд. Доклад учащегося.

Хохлома – искусство современное. От таких аксессуаров никто не откажется.

16 слайд. И в наше время продолжают мастера искусные радовать нас своими изделиями.

V. Частушки (вместо физминутки):

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт.

Золотая Хохлома,
Ею все любуются!
И в Париже, и в Нью-Йорке
Хохлома красуется.

Наша русская посуда
Не стареет сотни лет,
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.

Ты играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай!
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!

VI. Кроссворд (Слайд 17)

Кроссворд

  1. Материал, из которого изготавливают хохломскую утварь.
  2. Вид письма по фону.
  3. Вид растительного орнамента.
  4. Нанесение силуэтного рисунка.
  5. Узор, в котором травки превратились в кудри-завитки.

Ключевое слово – декор. Что такое декор? (ДЕКОР – художественное оформление, украшение изделий).

Объявление темы урока детьми. Постановка задач.

  1. Декорирование изделия в стиле Хохломы.
  2. Создание коллективной работы (набора посуды).
  3. Представление своей работы.

VII. Декорирование изделия в стиле Хохломы:

Анализ изделия:

- Из чего изготовлена основа?

- Из чего сделан декор?

- Что необходимо для работы?

Правила техники безопасности на уроках технологии при работе с клеем.

Планирование работы:

РАЗМЕТКА

РАСКРОЙ (был выполнен по ходу презентации)

СБОРКА

ДЕКОР – художественное оформление, украшение изделий.

ДЕКОРИРОВАТЬ – придавать красивый внешний вид чему-либо.

- Разметку и раскрой мы выполнили на предыдущем уроке. Теперь у нас по плану сборка и декорирование изделия.

Сборка и декорирование изделия.

- Вам необходимо выбрать иллюстрацию изделия, которое вы будете декорировать, взять соответствующую заготовку с фоновым письмом и элементы хохломской росписи, а также соответствующую настоящую деревянную посуду.

- Вместе составить композицию и договориться, кто из вас в паре занимается декорированием изделия, а кто будет оформлять сопроводительную карточку и представлять ваше изделие.

5) Работа учащихся в парах.

VIII. Представление оформленных работ и сопроводительных карточек учащимися:

Сопроводительная карточка:

  1. Название изделия:
  2. Стиль:
  3. Назначение:
  4. Работу выполнили:

IX. Оценивание своей работы и работ других учащихся (в парах):

Результат работы:

  • “5” - ягодка,
  • “4” - цветочек,
  • “3” - листик.

- Лучшая работа будет занимать I почетное место в нашей “Книге Мастеров”.

X. Оценивание урока учащимися (индивидуально).

  • Урок понравился, всё получилось (большой цветок).
  • Урок прошел хорошо. Я мог работать лучше (средний цветок).
  • Урок не очень понравился. У меня что-то не получилось. Было трудно (листик).

XI. Итог урока.

- Надеюсь, вам урок понравился.

Он был призван воспеть красоту Хохломской росписи и искусство мастеров русских.

- Вы замечательно поработали. Дружно, активно. У нас получился прекрасный набор посуды. Спасибо за работу!