Развитие коммуникационной компетентности педагогов дошкольного образования

Разделы: Общепедагогические технологии


В современном обществе происходят большие перемены, меняются ориентиры. Затронули эти изменения и систему дошкольного образования. Работа дошкольных образовательных учреждений строится на использовании новых учебных планов, вариативных программ.

Повышаются требования и воспитателям. Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной личностью, умеющим найти индивидуальный подход к каждому ребенку, родителю, обладать коммуникативной компетентностью.

Важно, чтобы воспитатель не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса, но и был открыт к общению. Этот процесс требует больших эмоционально-личностных затрат и зачастую вызывает растерянность и неуверенность в своей компетентности у педагогов. Вместе с тем, современное общество переживает духовно-нравственный кризис, следствием которого является исчезновение представления о высших ценностях и идеалах.

Проявлению личностных возможностей и психологических ресурсов, а также развитию коммуникативной компетентности и нравственных качеств воспитателей способствует проведение психологических тренингов, деловых игр. Основной целью, которых является оказание помощи в решении профессиональных и личностных проблем, возникающих из-за отсутствия психологических знаний о своем внутреннем "Я", о педагогических возможностях общения с детьми и особенно с родителями.

Деловая игра для педагогов "Живет повсюду доброта"

Задачи: сплочение коллектива, развитие коммуникативных навыков, развитие эмпатии.

Оборудование: презентация, картинки со сказочными героями, картинки-ситуации разрезанные на несколько частей, 3 ватмана, карандаши, фломастеры, клей, вырезки из журналов, написанные на цветной бумаге слова “Спасибо”, “Извините”, “Здравствуйте”, диск с песней “Если добрый ты”.

Ход занятия

Психотренинг. Психолог предлагает остаться двум педагогам, а остальным выйти за дверь. Участники берутся за руки и ведут беседу, им нельзя впускать в круг другого участника пока они не услышат слова: “Пожалуйста, впустите меня в круг”. Участники входят по одному, им дается задание попасть в круг к беседующим.

После того, как все выполнили задание, проводится беседа.

Психолог: “Упражнение, которое мы выполняли, направлено на развитие умения общаться. Развитая коммуникабельность помогает понимать других, а также быть понятым другими, добиваться свих целей. Коммуникативные навыки важны для личностного развития, успешного взаимодействия с миром, окружающими, самим собой. А оптимизм, дружелюбие и вежливость сослужат хорошую службу человеку, обладающему этими навыками и помогут на протяжении всего жизненного пути”.

Основная часть. Психолог: “Сегодня мы проводим час этики. А называется он "Живет повсюду доброта".

Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна...Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает.

Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой.
Что же такое доброта?

Доброта - это все хорошее, доброе, красивое... Солнце, мама, улыбка, щедрость, великодушие, помощь друг другу.

В словаре С.И.Ожегова слово "доброта" определяется как "отзывчивость, стремление делать добро другим"”.

(Далее педагоги делятся на три команды).

Игра “Пословицы”. Педагоги получают задание узнать пословицы о доброте по зашифрованным изображениям (презентация):

  • Добрые вести прибавляют чести.
  • Доброе слово и кошке приятно.
  • При солнышке тепло, при матери добро.
  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.
  • Добрым словом и бездомный богат.
  • Добро тогда будет добро, когда люди похвалят,
  • Доброе слово, что дождь в засуху.
  • Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
  • Хорошие слова всегда к месту.
  • Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманивают.
  • Доброе слово всегда к месту.
  • Доброе слово окрыляет.
  • Доброе слово дороже золота.

Психолог: “Доброта - это всё положительное, хорошее, полезное. А где же она живет?

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?

Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.

А как вы думаете, добрый человек обязательно должен быть вежлив?

Назвать слова вежливости или "волшебные слова".

Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора”.

Игра “Доскажи словечко”. Педагоги получают задания закончить фразы (при этом в презентации появляется кроссворд, в случае правильного ответа, слово появляется в кроссворде):

Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь... (здравствуйте.)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят... (до свидания.)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит ... (добрый день.)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим:... (простите, пожалуйста.)
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого... (спасибо.)
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до ста
Говорю... (пожалуйста.)
Товарищи!
Твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.

Игра “Хороший - плохой”. Перед педагогами картинки со сказочными героями, необходимо распределить героев на хороших и плохих. Когда все команды справились с заданием, необходимо выбрать самого плохого героя и объяснить свой выбор. Затем, вместе попробовать назвать хорошие качества в плохих героях.

Психолог подводит итог, что даже в плохих людях всегда есть хорошие качества.

Игра “Давайте поздороваемся”. Педагоги по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо по команде психолога определённым способом: здороваться за руку, плечами, носами, спиной, поклон, как военные. Разговаривать во время игры нельзя.

Игра “Ситуации”. Педагоги получают конверты, в которых лежат разрезные картинки, а также по 4 вежливых слова. После того как картинка готова, педагогам нужно составить по ней рассказ, используя вежливые слова (На картинках разные жизненные ситуации: в ресторане на клиента пролили вино, кого-то толкнули в автобусе и т.д.)

Задание “Реклама вежливых слов”. Каждая команда получает по листу бумаги, на котором написано одно из слов (спасибо, извините, здравствуйте), по листу ватмана, карандаши, фломастеры, клей. На столе разложены различные вырезки из журналов. Задача педагогов - посредине ватмана приклеить свое слово и составить коллаж вокруг него, а также его прорекламировать (почему оно самое лучшее).

Заключение. Звучит песня "Если добрый ты". Педагоги берутся за руки и говорят хором: “Пусть добрые слова звучат у нас всегда” (повторяется 3 раза).

Используемая литература.

1. Коммуникативная педагогика: от "школы знания" к "школе понимания": материалы научно-практической конференции / отв. ред. Ю.Л. Троицкий. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2009.

2. Конюхов, Н.И. Словарь-справочник практического психолога / Н.И. Конюхов. - Воронеж: НПО "Модек", 2011.

3. Пейсахов, Н.М. Практическая психология / Н.М. Пейсахов, М.Н. Шевцов. - Казань: КГУ, 2010.

4. Программа модернизации педагогического образования // Официальные документы в образовании. - 2008. - №23.