Красота севера: Кижский погост. 4-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 4


На темном небе, как узор,
Деревья траурные вышиты.
Зачем же выше все и выше ты
Возводишь изумленный взор?

Вид урока: комбинированный (практико-ориентированный)

Цели урока:

Обучающие:

  • углубление познания об основных формах храмового искусства Руси 17-19 века;
  • знакомство учащихся с основами построения крестово-купольного храма;
  • изучение навыков построения крестово-купольного храма; изучение основных правил архитектуры храмового зодчества Древней Руси 17-19 века.

Развивающие:

  • развивать композиционное мышление;
  • развивать творческое воображение;
  • развивать чувственное восприятие форм архитектуры;
  • развивать самостоятельность в поиске решения различных задач.

Воспитательние:

  • воспитывать умения планировать и выполнять свою работу;
  • воспитывать ответственность и самостоятельность в творческой деятельности;
  • воспитывать бережное отношение и любовь к архитектуре своей Родины.

Оборудование: ПК, наглядный материал, раздаточный материал.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы работы:

  • объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
  • практический (отработка навыков);
  • исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).

Организационный момент.

Приветствие учеников.

1. Создание проблемной ситуации.

1. Сообщение темы и цели урока. (слайд 1)

Презентация.

Тема урока “Красота севера: Кижский погост”.

Учитель: - Ребята, мы познакомимся с прекрасными храмами, которые находятся в Карелии, на Онежском озере (остров Кижи).

(2 слайд)

Учитель: Что такое Храм?

Ответы учеников.

Учитель: Почему именно храмовое искусство сохранилось через многие столетия?

Ответы учеников.

(3 слайд)  Ответы-рассуждения учеников на вопросы.

(4 слайд) Учитель: Как вы думаете, чем отличается православный храм от храмов других религий?

Ответы детей.

Слайд: Храм православный.

(5 слайд) Крестово-купольный храм.

(6,7,8 слайд) Кижский погост

Кижский погост - всемирно известный архитектурный ансамбль, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окружённых единой оградой – реконструкцией традиционных оград погостов. 1 января 1966 года на базе архитектурного ансамбля Кижского погоста был основан Государственный историко-архитектурный музей “Кижи”, куда помимо существующих на своих первоначальных местах построек было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек из Заонежья и других регионов Карелии.

На протяжении многих столетий Кижи играли роль культурного, аграрного и административного центра Заонежья. Название острова имеет общий корень с карельским словом "кижат" /Kizat/ - игрища. Предполагается, что местное население еще в глубокой древности собиралось на острове для проведения культовых обрядов. Одно из первых поселений на архипелаге возникло на острове Кижи, пологий рельеф которого был причиной того, что он был вскоре полностью очищен под пашню. С ХVI века остров становится центром Спасского погоста. Тогда же на острове уже были построены две деревянные церкви - Преображения Спасова и Покрова Пресвятой Богородицы.

(9 слайд)

2. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Преображенская церковь, но уже не шатровая, а многоглавая, была возведена здесь в 1714 году, в самый разгар Северной войны, когда Россия прочно утверждалась на берегах Балтики и становилась мощной морской державой.

Учитель: Скажите, из какого материала сделаны церкви?  

Ученик: Из дерева.

Учитель: А почему именно из дерева?

Ученик: Дерево очень красивое.

Дерева было много, оно дает тепло и красоту. Когда прикасаешься к дереву – чувствуешь его теплоту.

(11 слайд)

Учитель: Сколько куполов на церквях?  

Ученик: Нечетное количество.

Учитель: Правильно, но Покровская церковь 22 купольная (единственная, имеющая четное количество куполов).

Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа “бочки”. Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трёхскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Церковь была обшита тёсом в начале XIX века, главки покрыты лужёным железом. Обшивка была разобрана и восстановлены тесовые и лемеховые кровли во время реставрации 1950-х годов под руководством архитектора А. В. Ополовникова.

Учитель: Посмотрите внимательно на эти две церкви, чем они отличаются?  

Ученик: Количеством куполов и формой.

Учитель: А конкретнее? 

Ученик: Преображенская церковь очень нарядная и у неё 22 купола, а Покровская более сдержанная.

(12,13,14,15 слайд)

Покровская церковь – храм “зимний” (то есть отапливаемый), службу в нём ведут с 1 октября и до Пасхи.

Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она на полвека позже — в 1764 году. Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви?

Решение было найдено в некоторой “подчинённости” Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.

(16 слайд)

Рассмотрим структуру крестово-купольного храма.

Ученик: Очень красиво.

(17 слайд)

Информация к размышлению и актуализации:

Учитель: - Послушайте строки, которые написаны патриархом Германом:

Господи!
Имя тебе Любовь: не отвергни меня заблуждающегося.
Имя тебе Сила: укрепи меня изнемогающего и падающего.
Имя тебе Свет: просвети душу мою,
омраченную житейскими страстями.
Имя тебе Мир: умири мающуюся душу мою.
Имя тебе Милость: не переставай миловать меня.
Аминь.

Ответы детей.

(18 слайд) Проверочный тест.

Учитель: Приступаем к выполнению практической работы.

3. Практическая работа.

Этапы построения Преображенской церкви:

  • построение линии горизонта;
  • построение перспективы храма;
  • построение восьмерика;
  • построение четверика;
  • построение центральной части храма;
  • построение куполов;
  • прорисовка фактуры храма (форма, структура дерева).

4. Итог урока-рефлексия, выставка работ.

Учитель проводит рефлексию урока

– Что нового вы сегодня узнали, чему научились?

– Что вас удивило на уроке?

– Какие впечатления у вас вызвали храмы Кижского погоста?

Выставка работ.