Урок музыки в 3-м классе "Наша слава – русская держава"

Разделы: Музыка


ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с историческим событием войны 1812 года, Бородинским сражением, через восприятие музыки.

ЗАДАЧИ:

  • расширение музыкально-слуховых представлений и впечатлений, связанных с историческим событием и представленными русскими народными песнями, которые отражают красоту подвига русского солдата в борьбе с врагами Отечества;
  • познакомить учащихся с маршем Преображенского полка – одним из звучащих символов России, орденами и медалями, которыми награждали солдат и офицеров русской армии, проявивших особую храбрость и героизм;
  • показать, какую роль в жизни солдата 1812 г. играли полковые музыканты;
  • развитие у учащихся умений и навыков слушательской и исполнительской культуры;
  • развитие творческого, эмоционально-эстетического отклика на произведения различных видов искусства (музыки, изобразительного искусства, литературы);
  • формирование навыка, связанного с определением отдельных компонентов музыкального материала (музыкальные средства выразительности) и умения выявлять в музыке сходство и различие;
  • закрепление навыка чистого интонирования мелодии, правильного дыхания и точной артикуляции слов при пении;
  • формирование умения определять на слух характер, настроение и человеческие чувства, которые передаёт музыка;
  • развитие у учащихся самостоятельного мышления, проявления собственной инициативы и творчества;
  • поощрять стремление учащихся знать и уважать русскую народную культуру;
  • воспитание у учащихся гражданско-патриотических чувств (любви и уважения к Родине, к народу, к русскому солдату).

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

  • русские народные песни “Солдатушки – бравы ребятушки”, “Славны были наши деды”, “Вспомним, братцы, Русь и славу!”, “Бородино”;
  • марш Преображенского полка.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ:

  • Франц Рубо. Бородинская битва 1812 г.
  • Иосиф Олешкович. Портрет М. Кутузова.
  • Вившенко А. Военный совет в Филях.
  • Памятник героям Отечественной войны 1812 г.
  • Чагадаев. На поле Бородинском.
  • Шевченко. Мы долго, молча, отступали.
  • А.В. Николаев. Кутузов под Красным.
  • Заболотский. Ветеран 1812 г.
  • Наполеон на поле.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • исполнение песен;
  • восприятие музыки и произведений других видов искусства (литературы, живописи);
  • музыкально-теоретическая деятельность (знание основных свойств музыкального языка);
  • практическая работа по определению музыкального языка произведений, которые звучали на уроке;
  • сольное пение;
  • выполнение тематического коллажа (домашнее задание).

МЕТОДЫ работы на уроке:

  • метод наглядно-слухового показа;
  • словесный;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод музыкального обобщения;
  • метод размышления о музыке;
  • метод выявления сходства и различия (метод сравнения).

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Мальчик читает:

Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля...
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!

Учитель: Прозвучали слова, которые являются эпиграфом к нашему уроку. Ребята, вы узнали эти строки?

Учащиеся называют стихотворение и его автора.

У. Действительно это стихотворение “Бородино”, которое создал русский поэт и писатель М.Ю. Лермонтов.

Вопрос: Какому историческому событию посвящено это литературное произведение?

Дети: Бородинскому сражению.

Вопрос: Когда оно произошло? Кто с кем сражался?

Учащиеся отвечают.

У. Великий русский народ имеет многовековую историю. Много раз ему приходилось героически отражать нападения врагов, отстаивать свою независимость. Пережив потери и разрушения, российское государство снова возрождалось.

В начале XIX в. грозная опасность нависла над нашей страной. Император Франции Наполеон, покоривший всю Европу, двинул свои полчища на Россию в 1812 г.

Вопросы: Приходилось ли раньше России отстаивать свою независимость? Какие враги нападали на неё? Давайте вспомним историю. Какие военные сражения происходили в России до Бородинской битвы?

Учащиеся вспоминают военные исторические события:

  • Ледовое побоище; война 1612г. с поляками;
  • Куликовская битва; Полтавская битва.

Вопрос: Какие качества проявлял русский народ, когда отстаивал свою независимость?

Дети: Мужество, отвагу и стойкость, выдержку и терпение, смелость, любовь к Родине.

У.: И война 1812 г. показала образцы патриотизма и военной доблести. Вот почему, вспоминая эту войну, мы и сейчас с гордостью повторяем слова великого русского поэта М.Ю. Лермонтова: “Недаром помнит вся Россия про день Бородина!”

Бородино является яркой страницей в истории нашей Родины, показавшей сплочённость, мужество, самоотверженность нашего народа. Ему посвящены многие исторические исследования, её героев воспевали поэты и художники, композиторы и скульпторы. Также своих героев, защитников Отечества прославляют и русские народные песни. Давайте вспомним слова одной из них – “НАША СЛАВА – РУССКАЯ ДЕРЖАВА!” Именно эти строки послужат ТЕМОЙ нашего урока, который мы посвящаем 200-летию Бородинского сражения.

Ребята, подскажите, из какой песни взяты эти строки?

Дети: “Солдатушки – бравы ребятушки”.

Учащиеся исполняют песню. Работа над песней:

У. Какой характер имеет песня?

Дети: Бодрый, смелый, задорный, мужественный.

У. Что хочется делать под музыку песни?

Дети: Шагать.

У. Каково её строение? Сколько частей в песне?

Дети: Две части.

У. Совершенно верно. 1 ч – вопрос, 2 ч – ответ. Музыка 1ч песни построена на размашистых интонациях, мелодия 2ч звучит собранно и строго, высоко, создаётся ощущение чёткого шага.

Какое настроение характерно для песни?

Дети: Бодрое настроение, т.к. песня звучит в мажоре.

У. Давайте определим музыкальный язык песни.

Учащиеся коллективно работают над определением музыкальных средств выразительности.

Музыкальный язык Содержание
1. Темп умеренный
2 Тембр голос, хор
3. Динамика громко
4. Жанр марш
5. Лад мажор
6. Регистр средний, высокий
7. Ритм плавный, острый
8. Интонация героическая, смелая

У. Именно героическая и смелая интонация мелодии песни как бы доносит до нас мужественный оптимизм русского воинства в годы Отечественной войны 1812 г.

В ночь 24 июня 1812 г. французские войска переправились через реку Неман и вторглись в пределы Российского государства. “Не пройдёт и месяца, как мы будем в Москве” - любил повторять Наполеон. Его военная сила почти втрое превосходила русские войска.

Россия сопротивлялась. Весь русский народ готов был стать на защиту Отечества. С разных концов России полились пожертвования, были созданы добровольческие дружины. Но хорошо подготовленной армии было мало, чтобы противостоять врагу. Наполеону помогала вся Европа, а Россия была одна. Русские войска, ведя оборонительные бои, стали отступать.

Главнокомандующим русской армии в этот грозный час был назначен талантливый полководец Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов.

Группа учащихся рассказывают о М.И. Кутузове (домашнее задание):

Михаил Илларионович Кутузов принадлежал к древнему дворянскому роду. Генералу князю Кутузову к моменту Бородинской битвы было 67 лет, из которых 52 года он прослужил в русской армии. Его в армии знали и ценили. За свою жизнь он много раз побеждал врагов.

Хитёр и смел Наполеон,
Но как бы ни был он силён,
У нас Кутузов, Немировский,
Раевский и Багратион.

Не желая допустить врага до Москвы, Кутузов стремился дать Наполеону решающее сражение. И оно произошло 26 августа 1812 г. Это была знаменитая БОРОДИНСКАЯ БИТВА. Силы сторон были примерно равны. Но если большинство французов были кадровыми военными, то русской армии хватало недостаточно обученных солдат и слабо вооружённых ополченцев. Несмотря на это, Наполеон так и не сумел одержать победу, в которой прежде даже не сомневался. Обе стороны понесли огромные потери.

После мучительных раздумий на военном совете в Филях 1 сентября Кутузов принял решение об отходе своих войск и сдаче Москвы. Важно было, во что бы то ни стало сохранить боеспособную армию, потому что с её потерей не было ни Москвы, ни России. Т.о., сдача русской святыни явилась вынужденным, но необходимым шагом на пути к главной цели – разгрому Наполеона и его армии.

Кутузов одержал победу в Бородинском сражении, в полной мере проявив свой полководческий гений. Его несравненный талант стратега позволил ему, не посчитавшись с потерей Москвы, подготовить мощное контрнаступление, приведшее к полному разгрому противника.

Кутузова очень любили солдаты и беззаветно верили ему. Любил и ценил солдата и сам Михаил Илларионович. Он не понаслышке знал, какое тяжёлое, трудное дело – война. Поэтому Кутузов ценил и заботился о них. Мудрый полководец говорил: “Солдату в походе не о щегольстве думать, ему надобно отдыхать и готовиться к победе”.

У. Следует сказать, что при встрече русских воинов после их победы над врагом исполнялся марш торжественного характера. Давайте послушаем один из них.

Звучит марш Преображенского полка в записи.

Учащиеся слушают музыку.

У. Это марш Преображенского полка. По-другому его называли Петровским маршем, который был одним из звучащих символов России.

Вся Россия поднялась на войну с Бонопартом. Лучшие полки сражались под командованием легендарных полководцев. Такова история Лейб-гвардии Преображенского полка. Название получил от подмосковного села Преображенского. Этот старейший полк русской гвардии был участником всех крупных сражений петровского времени. При Бородине бригада из Лейб-гвардии Преображенского и Семёновского полков, составила последний резерв русской армии, которому пришлось бы противостоять старой гвардии Наполеона, если бы та была введена в бой.

Марш Преображенского полка считается самым старым маршем русской армии. Авторство и время сочинения не установлены. Под звуки этого марша в 1814 г. русская гвардия вступила в Париж. Мелодию марша до революции 1917 г. били куранты Спасской башни Московского Кремля.

Вновь звучит марш.

У. Что напоминает нам мелодия марша?

Давайте напоём её. Дети поют мелодическую линию марша на слог “ЛЁ”.

У. Где мы слышали её раньше?

Дети: Это песня “Славны были наши деды”.

Учащиеся исполняют песню “Славны были наши деды”.

Работа над песней:

  1. Какой характер имеет песня? Какая она по настроению?
  2. Какой жанр песни?
  3. Каково строение песни? Сколько частей в ней?
  4. Сколько куплетов в песне?

Учащиеся продолжают выполнять практическую работу, определяют музыкальный язык песни, заполняют таблицу, работают в паре, в четвёрке.

У. Известно, что песня всегда сопровождала русского солдата и помогала ему в трудные минуты боевых сражений. Великий русский полководец А. Суворов писал, что “музыка удваивает, утраивает армию”.

В 1812 г. в штате каждого русского полка были музыканты. Своей музыкой они подбадривали солдат во время боя, подавали им важные сигналы - такие, как пора строиться, тревога, отбой.

В пехоте сигналы подавали барабанщики, в кавалерии – трубачи, а в гренадёрских полках – ещё и “флейтщики”.

В Бородинском сражении принимали участие около 3х тысяч военных музыкантов.

“Кавалерия, скачи!” - выдувают трубачи.
Барабан грохочет: “Стройся, в битве ничего не бойся!”
Марш, вперёд! Пехота, в бой!
Барабанщики с тобой!

В наградном списке за участие в этой битве были особо отмечены барабанщики 5го Егерского полка, трубачи Лейб-гвардии Конного полка, спасшие жизнь своих командиров, а также трубачи Лейб-кирасирского Его величества полка.

Кто-то из военных музыкантов сочинил музыку к стихотворению “Бородино” М.Ю. Лермонтова. Давайте послушаем эту песню.

Мальчик-солист исполняет песню “Бородино”.

У. В каждом полку, батальоне, эскадроне были и песенники, хранители солдатского фольклора. Репертуар песенников отражал армейские традиции. Так, русская народная песня “Вспомним, братцы, россов славу” родилась среди смоленских партизан, призывавших на защиту города Смоленска в 1812 г.

Вспомним, братцы, россов славу
И пойдём врагов разить!
Защитим свою державу,
Лучше смерть, чем в рабстве жить!
Под смоленскими стенами,
Здесь, России у дверей,
Будем биться со врагами,
Не пропустим злых зверей!

Учащиеся слушают песню в записи.

У. Это походно-маршевая песня, в которой есть сольный “зачин” и хоровой “ответ”.

Учащиеся определяют музыкальный язык песни и заполняют таблицу.

Дети поют песню “Вспомним, братцы, Русь и славу!”

Учитель предлагает учащимся сравнить все исполненные песни, найти общие и отличительные черты.

У. С древних времён все народы почитали и чествовали своих героев-защитников. Солдаты, которые проявляли особую храбрость и героизм, награждались орденами и медалями – знаками доблести и праведной, беспорочной службы Отечеству. Про таких героев говорили: перед Отечеством “обязанность свою исполнил во всём по присяге, чести и долгу”.

В названиях российских орденов живёт и слава великих полководцев. У нас есть орден Суворова, орден Кутузова, орден Александра Невского, орден маршала Жукова и др. Они даются офицерам и генералам за талантливое командование войсками, за победу над врагами.

Более двух веков тому назад в России был учреждён орден – Георгиевский крест. Он носил имя святого Георгия Победоносца, изображённого на гербе Русского государства в виде всадника, поражающего змея. Орденом награждались те, кто проявил особенную храбрость.

Рассказывают учащиеся:

Георгиевский крест был четырёх степеней. Награждённый именовался Георгиевским кавалером, а имевший орден всех четырёх степеней – полным Георгиевским кавалером.

Первым полным Георгиевским кавалером был Михаил Илларионович Кутузов. Молодым офицером, со знаменем в руках он возглавил атаку. Несмотря на тяжёлое ранение в глаз, ворвался в боевые порядки противника. За личную отвагу он получил своего первого Георгия.

Второй и третий ордена были получены за храбрость при штурме крепостей. Михаил Илларионович был не только смелым воином, но и мудрым полководцем. Свой четвёртый Георгиевский крест первой степени он получил за командование армией в Бородинской битве в 1812г. Под его предводительством русские воины остановили нашествие армий Наполеона на Россию и изгнали их за пределы Отечества.

У. Георгиевские кавалеры пользовались всенародной любовью и уважением. Все понимали, что получить Георгиевский крест мог только человек, послуживший Отечеству верой и правдой.

И всем понятно, что русский воин нёс свою службу не только для награды, а во имя Отечества. Служи по присяге, живи по уставу, воюй по приказу – вот основные заповеди русского солдата.

Послушайте, что говорил о русском солдате военный историк XIX в.: “Бравый, молодцеватый, серьёзный, религиозный, преданный царю-батюшке и Отечеству, любящий своего командира, терпеливый, способный безропотно переносить все тяготы походной жизни, украшенный крестами и медалями, готовый на подвиг и самопожертвование”.

Именно о таком солдате говорится в песне “Вспомним, братцы, Русь и славу!”. Давайте споём её ещё раз.

Учащиеся поют песню “Вспомним, братцы, Русь и славу!”.

У. В песне есть такие слова

Эй, вперёд, смелей, ребята,
С верой, Родиной, царём!
Мы верны Отчизне свято,
Победим или умрём!

Может они помогут вам, ребята, ответить на следующий вопрос:

  • Почему русские солдаты говорили “Наша слава – русская держава!”
  • Что они вкладывали в эти слова? В чём же заключалась их слава?
  • За что и за кого они отдавали свои жизни, участвуя в боевых сражениях?

Дети: Славу они видели в защите своей Родины, Отчизны. Ведь они говорили: надо “врагов разить”, защищать свою державу, быть смелым, мужественным, верным Отчизне, свято верить в победу.

Они отдавали свою жизнь за веру, Родину, царя и Отечество.

У. В годы тяжких войн русские люди клялись после победы возвести храм в знак благодарности Богу и в память о погибших. В таких храмах для вечного хранения составлялись синодики – списки воинов, жизнь свою за Отечество положивших. Их поимённо вспоминали на каждом богослужении! Так имена павших звучали веками.

Всем известен храм Христа Спасителя в Москве. Именно этот храм был возведён в честь героического народного подвига в Отечественной войне 1812 г.

Удивительна и непроста его судьба. Но это - тема другого урока.

ВЫВОД

У. Сегодня на уроке мы с вами

  • говорили о далёких событиях войны 1812г., о Бородинском сражении, юбилей которого мы отмечаем в этом 2012 году, о русском солдате, о его героизме и воинской доблести, которые он проявил в годы войны;
  • исполняли и слушали песни, прославляющие русских героев-защитников нашей Родины, определяли их музыкальный язык;
  • узнали о том, какую важную роль в жизни простого солдата играли музыканты его полка;
  • вы, ребята, подготовили и интересно рассказали нам о главнокомандующем русской армии М.И. Кутузове, который любил и ценил своего солдата;
  • познакомились с одним из звучащих символов России – маршем Преображенского полка;
  • также говорили об орденах и медалях, которыми награждали солдат и офицеров русской армии, проявивших особую храбрость и героизм.

А самое главное, мы выяснили с вами, что вкладывали русские солдаты в понятие “наша слава”.