Система мониторинга качества образования в общеобразовательной школе

Разделы: Администрирование школы, Школьная психологическая служба


В течение 15 лет в школе №73 складывалась система сбора и анализа информации о результатах деятельности, психологического сопровождения педагогического процесса, иначе говоря, система диагностико-аналитических процедур. Однако не все в этой системе можно было считать мониторинговой диагностикой. Избыточная с одной стороны информация не создавала в то же время возможностей для выявления тенденций и прогнозирования развития педагогической системы школы. Причина этого явления в отсутствии разработанного механизма мониторинга качества образования.

Востребованность системы мониторинга качества образования для школы №73 определяется ещё и тем, что школа с 1989 г. работает в статусе школы с углубленным изучением иностранного языка, но внешние условия диктовали необходимость обучения всех детей, проживающих на её микроучастке; из которых не все имели хорошие лингвистические возможности. Решая это противоречие, педагогический коллектив разработал и реализовал идею разноуровневого изучения иностранного языка.

  • I перспектива – ин. язык как составляющая стандарта
  • II перспектива – ин. язык как средство делового и бытового общения
  • III перспектива – ин. язык как основа будущей профессиональной деятельности

В связи с этим для нас было очень важно определить, что такое мониторинг. Образовательный мониторинг – это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о функционировании педагогической системы, создающая возможность выявить тенденции изменения ее состояния. На внутришкольном уровне мониторинг качества образования выявляет соответствие результатов образования заданным целям и меру реализации потенциальных возможностей личности учащихся.

Категория целей образовательного процесса в школе №73 позволило определить критерии оценки качества образования, на основе которых и проводится мониторинг:

Принципы мониторинговой диагностики:

  • объективность и достоверность
  • целостность и целенаправленность
  • минимальность и достаточность
  • приоритет управления
  • оперативность
  • научность.

Система мониторинга качества образования в школе представлена следующими таблицами:

Таблица 1

Критерии Составляющие критерий показатели Уровни проявления Методы диагностики
Успешность обучения Соответствие знаний, умений и навыков государственным и региональным стандартам

Адекватность результатов обучения учебным возможностям учащихся

Соответствует стандарту

Превышает стандарт

Ниже стандарта

Превышает УВ

Адекватны УВ

Ниже УВ

Отчет классного руководителя по успеваемости

Учебные возможности по результатам педконсилиума

Сформирован-ность ОУУН Осознанность

Самостоятельность применения

Полнота умения

Сформировано

Частично сформировано

Несформировано

Педагогическое наблюдение

Материалы педконсилиума

Сформирован-ность положительной мотивации Социальная мотивация

Широкие социальные мотивы

Узкие социальные мотивация

Собственно школьная мотивация

Мотивация со стороны семьи

Познавательная мотивация

Ситуативный интерес

Узкий познавательный интерес к отдельным учебным предметам

Познавательный интерес

Широкая познавательная потребность

Оптимальный

Достаточный

Низкий

Анкетирование
Сформированность ценностного самоопределения Качество личности учащихся в соответствии с целями школы, моделью выпускника Ярко проявляются

Проявляются

Слабо проявляются

Не проявляются

Педагогическое наблюдение

Материалы педконсилиума

Сформированность профессионального самоопределения выпускника Наличие профплана в основном и запасном (альтернативном) вариантах

Обоснование профессионального выбора в соответствии со своими возможностями, желаниями и востребованностью профессии в обществе

Наличие установки на самовоспитание профессионально значимых качеств личности

Высокая

Средняя

Низкая

Анкеты

ДДО

Карты интересов

Сформированность умения адаптироваться и взаимодействовать в коллективе Эмоционально-психологическая комфортность в коллективе

Взаимодействие по достижению общеколлективных целей

Усвоение общеколлективных мотивов деятельности

Лидеры

Принятые

Не принятые

Отверженные

Социометрия

Таблица 2

Сроки проведения диагностики Форма представления результата Кто проводит Ответственный
Дважды за учебный год в декабре и в мае в 4,5,8,9,10 классах Столбчатые диаграммы

Графики соответствия реальной и прогнозируемой успешности

Классные руководители 4,5,8,9,10 классов Заместитель директора по УВР
На момент окончания начальной школы 4 кл., на начало основной 5кл., по окончанию 8 кл., по окончанию основной школы 9 кл. Столбчатая диаграмма по трем группам умений Классные руководители 4,5,8,9 классов Заместитель директора по УВР
На момент окончания начальной школы 4 кл., на начало основной 5кл., по окончанию 8 кл., по окончанию основной школы 9 кл. Столбчатая диаграмма по предметам

Таблица

Педагог-психолог Педагог-психолог
На начало основной школы 5 кл. – октябрь, по окончании 8кл. – апрель, по окончанию основной школы 9кл, 10 кл. Столбчатая диаграмма Классные руководители 5,8,9,10 кл Заместитель директора по УВР
Один раз за учебный год в 8,9,10 кл. Таблица Учитель технологии Заместитель директора по УВР
Один раз в год в 8,9,10 кл. Столбчатая диаграмма Социальный педагог Социальный педагог

Для проведения мониторинга по данным критериям необходима коллективная работа: учителей-предметников, классных руководителей, психолога, социального педагога, администрации школы.

Все они принимают участие в подготовке и проведении педагогических консилиумов, анкетирования учащихся, готовят отчет, проводят педагогические наблюдения и т.д.

Поскольку в системе диагностико-аналитических процедур мониторинга качества образования задействованы все педагоги, которые выполняют разные функции (например, учитель-предметник, классный руководитель, член МО или МС и т.д.), психолог и социальный педагог школы, администрация школы и органы управления школой (педагогический совет). Возникла необходимость для планирования мониторинга определить:

- сроки проведения диагностики,

- форму представления результатов,

- ответственных лиц.

Так дважды за учебный год в конце первого полугодия (декабрь) и в конце второго полугодия (май, июнь) получаем данные по успеваемости обучения в 4,5, 8, 9, 11 классах.

Классные руководители в этих параллелях классов представляют результаты успеваемости обучения в форме столбчатых диаграмм и графиков соответствия реальной и прогнозируемой успеваемости.

Информацию собирает и обобщает зам. директора по учебно-воспитательной работе.

Выбор данных параллелей классов неслучаен:

  • 4 класс – окончание начальной школы (I ступени обучения)
  • 5 класс – процессы адаптации при переходе в основную школу. Характеризует качество обучения в начальной школе.
  • 8 класс – процесс подготовки и переходу в 9 класс, окончанию основной школы.
  • 9 класс – процессы окончания II ступени обучения

11 класс – результаты обучения на III ступени обучения.

На окончание начальной школы (I ступени обучения), на начало II ступени обучения 5 класс и по окончанию 8 класса и 9 класса (II ступени обучения) изучается сформированность общеучебных (учебно-познавательных) умений и навыков.

Классные руководители 4,5,8,9 классов представляют результаты в форме столбчатых диаграмм по 4 группам умений:

Представлена информация собирается и обобщается зам. директора по учебно-воспитательной работе.

Если 4-е, 9-е классы определены в качестве отправных точек при окончании и переходе учащихся в I на II ступень обучения, то результаты 5,8 классов показывают степень адаптации при окончании и переходе из начальной школы в основную.

В этих же классах (4, 5, 8, 9) по тем же основаниям и в те же сроки педагог-психолог изучает сформированность положительной мотивации учения по предметам. Информация оформляется столбчатой диаграммой или таблицами и хранится у педагога-психолога.

На начало II ступени обучения в октябре месяце (5-е классы), и по окончанию 8 класса в апреле, а также по окончанию 9, 10 класса классные руководители (5,8,9,10 классов) изучают сформированность ценностного самоопределения учащихся.

Информация оформляется столбчатыми диаграммами, хранится, обобщается и анализируется зам. директора по УВР, курирующим воспитательную работу школы.

Определяя эти параллели классов, исходим из того, что необходимо определить достижения и проблемы формирования ценностного самоопределения учащихся на начало и окончание II ступени обучения, а также в “предвыпускных” классах 8, 10, создавая тем самым условия, позволяющие внести коррективы в работу до окончания школы.

Сроки, в которые проводится мониторинг по данному критерию предполагают период адаптации учащихся в 5 кл.(октябрь) и период коррекции и планирования работы 8,10 (апрель).

Один раз за учебный год в 8, 9, 10 классах учитель технологии готовит информацию по сформированности профессионального самоопределения учащихся, которая оформляется таблицей.

Представленные результаты хранятся, обобщаются и анализируются зам. директора по УВР, курирующим педагогические процессы в выпускных классах.

  • 8, 9, 10 классы определены по следующим основаниям:
  • по окончании I ступени обучения ребятам предстоит определить для себя вариант дальнейшего обучения или трудоустройства и уровень сформированности профессионального самоопределения становится жизнеполагающим.
  • 8, 10 классы – это “предвыпускные” классы, и получив информацию по данному критерию у педагогов совместно с родителями учащихся имеется возможность создать условия для повышения уровня профессионального самоопределения.

В этих же классах (8, 9, 10) и по тем же основаниям один раз в год социальный педагог изучает сформированность учения адаптироваться и взаимодействовать в коллективе.

Информация оформляется столбчатой диаграммой, хранится, обобщается и анализируется социальным педагогом школы.

Как следует из таблицы, мониторинг качества образования по представленным критериям не проводится в 1,2,3,6,7 классах.

Это не означает, что в этих параллелях классов не изучается успешность обучения или сформированность ценностного самоопределения.

Как и во всех классах используются различные виды контроля, педагогическое наблюдение, педагогические консилиумы.

Но выбранные нами классы соответствуют началу или окончанию соответствующей ступени обучения (I, II или III) или “предвыпускные” классы, что создает возможность устранения существующих негативов.

Таким образом, разводится диагностика мониторинговая и диагностика как психолого-педагогическое сопровождение.

Система диагностико-аналитических процедур качества образования в школе иллюстрирует структурная схема (рисунок 1).

Рисунок 1 - Система диагностико-аналитических процедур качества образования в школе

Взаимодействие структурных элементов системы идет в двух направлениях: диагностико-аналитическом и административно - распорядительном. Сплошные стрелки обозначают диагностико-аналитические связи между элементами; пунктирные стрелки – административно-распорядительные связи.

С точки зрения механизма мониторинговой диагностики содержание взаимодействия всех участников деятельности можно определить следующим образом:

  1. Учитель в процессе обучения в соответствии со сроками диагностики представляет на педагогический консилиум результаты обученности учащихся, оценку их учебных возможностей, воспитанности, сформированности общеучебных умений и навыков.
  2. МО осуществляет анализ, представленных учителями статистических материалов;
  3. Педагогический консилиум дает обобщенный анализ диагностических материалов и определяет педагогическую стратегию и тактику применительно к конкретному классу.
  4. Администрация анализирует и обобщает материалы педагогических консилиумов и на основе анализа выявляет тенденции. На основе тенденций прогнозирует дальнейшее развитие.
  5. Методический Совет на основе прогноза разрабатывает стратегию и тактику деятельности педагогической системы школы.
  6. Педагогический совет обсуждает все итоговые мониторинговые материалы, предложенную методическим советом стратегию деятельности. По результатам ПС принимаются профессиональные решения, которые становятся распоряжениями в форме приказов по школе.

Анализ мониторинговой диагностики производится одновременно по системе критериев.

Последовательность аналитических действий:

  1. Анализ успешности обучения по показателю соответствия стандарту.
  2. Анализ успешности по показателю адекватности учебным возможностям.
  3. Сопоставление показателей успешности с уровнем мотивации.
  4. Сопоставление показателей успешности со сформированностью ОУУН.
  5. Анализ уровня воспитанности учащихся.
  6. Анализ уровня сформированности профессионального самоопределения учащихся.
  7. Сопоставление профессиональных намерений учащихся с мотивацией учения и успешностью обучения.
  8. Сопоставление профессиональных намерений и уровня воспитанности.
  9. Анализ уровня сформированности умения адаптироваться и взаимодействовать в коллективе.
  10. Анализ социальной адаптированности в сопоставлении с мотивацией учения, уровнем нравственной воспитанности и успешностью обучения.