Конспект урока "Зарубежная Европа"

Разделы: География


ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ВИД УРОКА: традиционный.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. сформировать знание о географическом положении и оценить природно-ресурсный потенциал зарубежной Европы;
  2. познакомить учащихся с субрегионами и странами Зарубежной Европы;
  3. продолжить формирование умения работать с географическими и контурными картами;
  4. закрепить названия географических объектов.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебник по географии, атлас по географии, компьютер, проектор.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: рассказ учителя; работа с картами атласа по выявлению особенностей географического положения и природно-ресурсного потенциала.

ПЛАН УРОКА:

№ п/п Этап урока Приемы и методы Время, мин.
1 Организационный Беседа 2-3
2 Проверка домашнего задания, подготовка к усвоению нового материала Устный опрос, обобщение ранее изученного материала
Активизация умственной деятельности учащихся
5
3 Усвоение новых знаний Рассказ и объяснение учителя, беседа, метод упражнений 45-55
4 Закрепление новых знаний Беседа, работа с учебником 10-12
5 Подведение итогов урока и информация о домашнем задании Беседа 3

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Учителя приветствуют учащихся.

II. Повторение ранее изученного материала

Учитель географии. Работа по цепочке.

Дать определение понятиям: страна, столица, население, форма правления, географическое положение, суверенное государство.

III. Изучение новой темы

2-3 слайда – фотографии городов Европы (ребята угадывают, каким странам принадлежат города).

Вопросы классу:

Какова площадь Европы? – 5,4 млн кв. км.

Какова численность Европы? – 520 млн человек.

Сколько суверенных государств в Европе? – 40 суверенных государств (включая микрогосударства). Слайд 4

Учитель: Этот регион – один из очагов мировой цивилизации, родина великих географических открытий, промышленных переворотов, экономической интеграции. Как в эпоху Древней Греции и Древнего Рима, так и в наши дни он занимает очень важное место в мировой политике и экономике.

Как вы думаете, о каком регионе идет речь? (Европа). Слайд 5

Учитель географии:

Территория Зарубежной Европы простирается: с севера на юг (от о. Шпицберген до о. Крит) на 5 тыс. км; с запада на восток – более чем 3 тыс. кмСлайд 6

Самая «длинная» страна региона – Норвегия, которая протягивается с севера на юг на 1750 км; протяженность Франции и Великобритании – около 1000 км; протяженность ФРГ – 850 км; протяженность Венгрии и Болгарии – 500 км; протяженность Бельгии – 230 км.

Вопросы классу:

Какие особенности ЭГП Европы? (приморское положение и соседское положение)

Учитель: ЭГП стран зарубежной Европы определяются двумя главными чертами:

1. Соседским положением (или непосредственно граничат друг с другом или их границы проходят по природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей).

2. Приморским положением (жизнь этих стран тесно связана с морем).

Приведите примеры таких стран.

Делаем вывод: Экономико-географическое положение благоприятствует торговым связям со всеми странами мира, использованию богатств морей.

Ребята записывают в тетрадь. Слайд 7

Учитель: Несмотря на то, что зарубежная Европа – один из самых не больших по размерам территории регион мира, он внутренне весьма неоднороден. В связи с этим в пределах зарубежной Европы по географическому принципу выделяют четыре отдельные части или субрегиона – Северную Европу, Западную Европу, Южную Европу, Восточную Европу. Слайд 8

Словарная работа:

Регион – (лат. regio – «страна», «область») – определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов.

Субрегион – это крупные части регионов, имеющих внутри себя специфические черты и особенности.

Работа с атласом. « Зарубежная Европа»

Страны Северной Европы

Учитель географии: Посмотрите на карту в атласе. На севере Зарубежной Европы вы видите крупный полуостров, который носит название … (?) (Скандинавский). На территории этого полуострова полностью или частично разместились три государства, какие? (Норвегия, Швеция, Финляндия).

Эти страны называют странами Скандинавского тигра. Как вы думаете почему? (Очертаниями полуостров напоминает тигра).

Посмотрите в карту, какие еще страны расположены на севере Европы?

Таким образом, к субрегиону «Северная Европа» относятся страны Скандинавского полуострова, Дания, Ирландия и страны Балтии. Показываем каждое государство на карте. Называем страны и их столицы.

Страны Западной Европы

Учитель: Страны Западной Европы ещё называют странами Средней Европы. Как вы думаете почему:? Давайте посмотрим на карту и назовем страны относящиеся к субрегиону Западная Европа. Показываем каждое государство на карте. Называем страны и их столицы.

Страны Южной Европы

Учитель: давайте посмотрим на карту и найдем Средиземное море. Все Средиземноморские государства относятся к субрегиону «Южная Европа». Давайте назовем эти страны. (ответы учащихся). Показываем каждое государство на карте. Называем страны и их столицы.

Страны Восточной Европы.

Учитель: Давайте посмотрим на карту и определим государства, относящиеся к субрегиону «Восточная Европа» (ответы учащихся). Показываем каждое государство на карте. Называем страны и их столицы.

Рассмотрим карту . Слайд 9

Изменения на политической карте Европы в XX веке

Вопросы классу:

Какие изменения на политической карте вы заметили?

Какие страны существовали?

А какие страны стерты на политической карте по какой причине?

Задание: Слайд 10.

Используя материал на форзаце учебника, составьте схему.

Всего государств в Европе … (?)

Республики

Примеры (количество)

Монархия

Примеры (количество )

Например:

Работа с атласом.

Учитель: особую группу на политической карте региона образуют страны-малютки или микрогосударства Европы.

Найти на атласе: микрогосударства Европы. Слайд 11

(учащиеся находят и называют микрогосударства по очереди)

После этой части следует показ слайдов 13-18

Учитель: Природные предпосылки для промышленных сложились под большим влиянием размещения полезных ископаемых.

(учащиеся читают текст ) Слайд 19

Практическая работа: Слайд 20

Определите, какие страны наиболее богаты

(с.180-181):

  • каменным углем;
  • нефтью и газом;
  • рудами цветных металлов;
  • калийной солью;
  • серой.

Вопросы классу:

Почему европейские страны все больше используют импортное сырье?

Дайте характеристику агроклиматическим ресурсам зарубежной Европы.

(использовать: учебник, с.181)

Какие страны обладают наибольшими природными предпосылками для ведения лесного хозяйства?

Проверь себя (раздаются карточки, на карточках – тест).

  1. Какая страна не принадлежит к региону «Северная Европа»?
    1) Дания,
    2) Исландия,
    3) Швеция,
    4) Великобритания.

  2. Какое государство исчезло с карты Европы в 1990-х годах?
    1) Венгрия,
    2) ГДР,
    3) Австрия,
    4) Болгария.

  3. Установите соответствие между страной и месторождением полезного ископаемого.

    1. ФРГ   а) Лотаргинский
    2. Франция   б) Рур
    3. Швеция   в) Кируна
        г) Верхнесилезский

Домашнее задание:

Рекреационные ресурсы в зарубежной Европе.

Выпишите:

  • районы с благоприятными природно-климатическими ресурсами (приморские, приозерные, горные).
  • историко-культурные объекты (города-музеи);
  • страны, занявшие первые места по развитию рекреационного хозяйства в Европе.

Спасибо за урок.

Презентация.