Сценарий урока музыки "В концертном зале". 4-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 4


Учитель: Здравствуйте, ребята! Усаживайтесь поудобнее, постарайтесь почувствовать себя так, если бы вы находились в концертном зале. Кстати, какова программа сегодняшнего концерта, кто знает? При входе в любой концертный зал мы видим афишу с программой. Наш концерт не является исключением, и мы с вами попробуем составить афишу вместе. В нашем концерте два отделения. В первом отделении будет звучать музыка, а впрочем, пусть сама музыка вам и подскажет имя композитора, которому будет посвящено первое отделение нашего концерта.

(Фрагмент 3го концерта для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова.)

Ученики: узнают произведение, записываем в афишу.

Учитель: Как звучала мелодия, что вы догадались?

Ученики: Напевно, распевно, песенно, широко.

Учитель: “…стелется, словно тропа в полях”– говорят про мелодии Рахманинова. “Я хотел спеть мелодию на фортепиано, как поют певцы…” – говорил сам Сергей Васильевич. Давайте и мы напоем главную мелодию первой части 3го концерта.

(Распеваемся с “закрытым звуком” – тихо, на звук – “о” громче, на звук “а” – громко.)

Учитель: Рахманинов любил свою землю и всегда тосковал в разлуке с ней. Ведь в 1917 г. в расцвете творческих сил он навсегда покинул Россию. Сергей Васильевич как пианист объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему всегда дарили букет белой сирени. Для композитора сирень стала символом Родины. Об этом нам напоминает следующее произведение.

(Звучит мелодия романса “Сирень”.)

Ученики: угадывают, и записываем в афишу.

Учитель: (Упражнение “Горный воздух”. Традиционное упражнение на развитие певческого дыхания наполняется образным содержанием.)

Представьте: Весна, сад, цветущая сирень, и ваш организм наполняется во время вдоха целительным свежим воздухом, придающим им жизненную силу и уносящим с собой (во время выдоха) все болезни и неприятности.

(Исполнение романса “Сирень”.)

Учитель: А это произведение нашего концерта можно назвать эпиграфом ко всему творчеству С. Рахманинова. Представьте себя пианистами и сыграйте это произведение на воображаемом фортепиано.

(Звучит Прелюдия до-диез минор.)

Ученики: угадывают, записываем в афишу.

Учитель: Вспомните что такое прелюдия?

Ученики: Прелюдия предназначена для исполнения перед более значительной музыкальной пьесой.

Учитель: Какие чувства охватывают вас при прослушивании этой музыки? Как они меняются от части к части?

Ученики: Отчаяние, порыв, радость, надежда, боль, гнев, угрожающе, трепетно, торжествующе.

Учитель: Второе отделение нашего концерта будет посвящено творчеству другого композитора, во многом повторившего судьбу С. Рахманинова.

(Звучит “Полонез” Ф. Шопена.)

Ученики: узнают, записываем в афишу.

Учитель: Какие чувства выражает музыка этого произведения?

Ученики: Торжество, горделивость, радость.

Учитель: “Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой?...”

Как вы думаете, к кому могут быть обращены слова композитора?

Ученики: отвечают.

(Дальше викторина по творчеству Ф. Шопена.)

Учитель: Каждое произведение Ф. Шопена – это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Давайте прикоснемся бережно к этим музыкальным записям. Послушайте короткие новые пьесы, две прелюдии… Вслушайтесь в главные интонации. Схожи они или контрастны? Каков их характер?

(Учитель исполняет отрывки “Прелюдии № 7” и “Прелюдии № 20”.)

Ученики: В седьмой прелюдии танцевальный, светлый, легкий, нежный, а в двадцатой маршевый, скорбный, траурный характер. (Вписываем а афишу.)

Учитель: Сыграйте эти прелюдии на воображаемом фортепиано так, чтобы по характеру ваших движений можно было понять, какая из них звучит.

Ученики: исполняют.

Учитель: А вот другая страница из музыкального дневника Ф. Шопена – Этюд № 12. Прочитайте в учебнике на странице 116, что такое этюд.

Ученики: Этюд в живописи – это зарисовка, эскиз; В музыке – упражнение для развития беглости пальцев.

Учитель: Соответствует ли такой смысл слова “Этюд” шопеновской музыке?

(Звучит Этюд №12 “Революционный”.)

Учитель: Какими чувствами, мыслями, настроениями наполнена эта музыка? Как звучит речь композитора в этой пьесе, как передано его душевное состояние?

Ученики: Стремительно, напористо, решительно, пламенно, страстно.

Учитель: Современники Ф. Шопена назвали этот этюд “Революционный”. (Вписываем в афишу.) Он был написан как отклик на события польского национально-освободительного восстания 1830 г. Несмотря на все испытания Ф. Шопен так же как и С. В. Рахманинов пронес удивительное чувство любви к своей Отчизне через всю жизнь.

Учитель: “Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, милая моя Родина! Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца – мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…”

(Звуковая картина “Солнечная поляна”.)

Давайте тоже закроем глаза, представим, что находимся на солнечной поляне в летний день. Что вы видите вокруг? Расслабьте плечи, руки, шею, лицо, живот, ноги. Дышите легко, спокойно, мягко. Воздух свободно входит и выходит. Слушаем, как поют птицы, шумят деревья...”. Вдруг подул ветер. Открыли глазки, встали.

(Упражнение “Ветер”.)

Пролетел жук. (Упражнение “Жук.)

У нас замечательное солнечное настроение (исполняем песню” Желание” Ф. Шопена).

Учитель: Вот и прозвучало последнее произведение нашего концерта. Спасибо, ребята, за урок.