Криминальные ситуации на улице и других общественных местах

Разделы: ОБЖ


Цель: Содействовать формированию у обучающихся навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях).

Задачи:

  • Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встрече с незнакомыми людьми.
  • Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки.
  • Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью.

Оборудование: проектор, рисунки учащихся на темы: «Мой дом», «Моя улица», карточки-задания с текстами, листы самооценки.

Ход урока

I. Организация начала урока.

II. Проверка домашнего задания.

Часто приходится детям вашего возраста оставаться дома одним. Родители на работе или ушли в магазин, в больницу. Вас окружают родные стены, знакомые вам предметы, книги, игрушки. Настроение хорошее, но бывает, что его пытаются испортить злые люди.

Узнав, что в квартире находится один ребёнок или пожилой человек, они пытаются проникнуть в квартиру, чтобы совершить кражу, убить, взорвать дом. Мы должны помнить об этом и быть с такими людьми очень осторожными и предусмотрительными.

Отсканированные рисунки опасностей из учебника.

1. Ситуационная задача. «Эта странная Катя».

Недавно я была в гостях у моей одноклассницы Кати, когда ее родители уехали проведать бабушку. Меня удивило, что Катя вела себя как-то странно...
Судите сами. В подъезде — железная дверь с кодовым замком, еще одна в их квартире, имеется сигнализация; на лоджии — решетки, хотя живут они на последнем, 9-м этаже.
А Катя — трусиха! Позвонили в дверь, а она вместо того, чтобы открыть, тихонечко подошла к двери и, посмотрев в “глазок», отошла.
Как же так?! — говорю я. А она палец ко рту прикладывает: «Молчи, это чужие!».
А вскоре телефон зазвонил. «Извините, но мама сейчас очень занята, куда вам перезвонить?» — говорит Катя. А мамы и дома-то нет...
В общем, я думаю, что не буду с этой трусихой и вруньей больше дружить.

Вопросы для знатоков ОБЖ:

а) Что в обустройстве квартиры Кати показалось однокласснице лишним и так ли это на самом деле?
б) Что в поведении Кати удивило девочку, и была ли она права в своих оценках?
в) Какие правило безопасного поведения не знала девочка — гостья Кати?

2. Тест. Ты остался один дома, как ты поступишь?

Выбери правильный ответ.

1 2 3 4 5 6 7
             
  1. Должна ли входная дверь быть закрытой на все замки?
    А. да
    Б. нет

  2. Позвонили в дверь, но в глазок никого не видно. Открывать дверь?
    А. да
    Б. нет

  3. Позвонили в дверь и предлагают купить какой-то товар. Открывать дверь?
    А. да
    Б. нет

  4. Позвонили в дверь и просят попить воды. Открывать дверь?
    А. да
    Б. нет

  5. Позвонили в дверь и хотят проверить работу газовой плиты. Открывать дверь?
    А. да
    Б. нет

  6. Позвонили в дверь и сказали, что принесли телеграмму. Открывать дверь?
    А. да
    Б. нет

  7. Если выходишь ненадолго, например, к соседям, надо ли закрывать дверь?
    А. да
    Б. нет

Ответы.

1 2 3 4 5 6 7
да нет нет нет нет нет да

3. Задание школьникам (фронтально): выберите пословицы, которые могли бы подойти к ситуациям по изучаемой теме.

Пословицы:

  • По секрету всему свету.
  • Держи язык за зубами.
  • Мир не без добрых людей.
  • Ошибка не вина, учит людей разуму.
  • Страх — плохой советчик.
  • Кто много болтает — беду на себя накликает.
  • Не всякому верь — запирай покрепче дверь.
  • Берегись бед, пока их нет.
  • Береженого Бог бережет — осторожность лучше опрометчивости.
  • Больше верь своим очам, нежели чужим речам.
  • Внешность обманчива.
  • Кто много болтает, тот беду на себя накликает.
  • Кто огня не бережется, тот скоро обожжется.
  • Кто плут, для того и сделан кнут
  • Не всякий встречный друг сердечный.
  • Не всякому верь, запирай крепче дверь.
  • От глупого риска до беды близко.
  • Подальше положишь, поближе возьмешь.
  • Что имеем, не храним, потерявши плачем.

III. Работа по освоению нового материала.

Опасные ситуации могут поджидать нас только дома?

Правильно! А где ещё? Правильно! Об этом мы и будем говорить сегодня на уроке. Помогите мне сформулировать мне тему сегодняшнего урока.

Тема урока: Криминальные ситуации на улице и других общественных местах.

1. Работа с классом. Обсуждение ситуаций. (рисунки отсканированы)

Вам следует знать, что в каждой местности есть как относительно безопасные места: возле отделения милиции, освещенные магазины, охраняемые объекты, так и места, которые принято считать неблагоприятными с точки зрения криминальных опасностей.

Наш опыт и уголовная статистика показывают, что и днем, и вечером опасны пустынные скверы, парки, подземные переходы, темные улицы, дворы, стройки, пустые вагоны метро и электричек. В случае нападения здесь трудно рассчитывать на быструю помощь.

Но и в местах большого скопления людей парках отдыха, магазинах, вокзалах, рынках есть свои «удобства» для злоумышленников, например, здесь им легче затеряться в толпе.

Рассмотрим некоторые ситуации и советы по правильному поведению в случае опасности.

Итак, первая ситуация:

1. Нападение в подъезде

Лена покупала в магазине недорогой подарок и не заметила, что за ней внимательно следит стройный молодой человек в темной куртке. Только в подъезде она почувствовала за спиной чьи-то быстрые шаги, и в ту же секунду парень стал вырывать из рук девушки сумку. Лена не растерялась, стала громко кричать и отбиваться ногами. Парень достал нож, но девушка, бросив сумку, подбежала к двери соседской квартиры и громко стала звать соседей по именам. Нападавший поспешил скрыться.

Вывод, как себя вести в подъезде в случае опасности:

  • если возвращаешься поздно вечером, то попроси старших встретить тебя;
  • предупредить близких о времени прихода;
  • если за тобой идет незнакомый человек, не заходи в подъезд, сделай вид, что что-то забыл или ищешь в сумке, портфеле и задержись у подъезда на некоторое время;
  • не входить в лифт с незнакомым человеком;
  • подходя к дому (квартире), осмотрись, приготовь ключи заранее, чтобы долго не возиться у входа, быстро войди и закрой за собой дверь;
  • если у тебя вымогают ценные вещи или деньги отдай.

2. Приставание незнакомых людей, нападение на улице

Ты гуляешь на улице, к тебе подходит добрый и ласковый мужчина, предлагает сладости и зовет покататься на автомобиле. Твои действия? (Мнения детей).

Выводим правила:

  • Не задерживайся и не отвлекайся по пути своего следования в школу, в магазин, в гости, домой;
  • Не оставайся на улице без сопровождения старших с наступлением темноты;
  • не принимай от незнакомых взрослых угощенья;
  • никогда не разговаривай на улице с пьяными и незнакомыми людьми;
  • Умей сказать нет любому, кто вызывает у тебя подозрение, причиняет тебе боль или вред;
  • Никогда не разрешай незнакомому человеку прикасаться к тебе;
  • Никогда не садись в чужую машину без разрешения взрослых.

3. Если ты потерял родителей в незнакомом месте (рынок, новый город, магазин), твои действия? (Выслушиваются мнения детей).

Из всего вами сказанного выводим правила:

  • стой там, где потерялся,
  • если родителей долго нет, обратись за помощью к милиционеру, продавцу, к дежурному.

4. Ситуация: ты возвращаешься домой по темному переулку или лесу и почувствовал, что кто-то бежит за тобой. Что предпримем? (Мнения детей).

А теперь подытожим:

  • не оглядываясь, беги в людное место: к магазину, к автобусной остановке, к родителям;
  • если он применяет силу — сопротивляйся, кричи, зови на помощь: “Помогите, меня уводит незнакомый человек!”
  • на вопросы и просьбы незнакомого, отвечай “Нет!”.

5. Ситуация: если ребята постарше тебя, подростки, зовут и уговаривают пойти с ними поиграть в подвале, чужом подъезде или просят деньги. Твои действия? (Мнения детей).

Выводим правила:

  • со старшими ребятами лучше не общаться, для игр есть сверстники;
  • если будут упорно звать, не обращая внимания на твои отказы, сошлись на головную боль или на то, что проголодался и бегом домой;
  • если просят деньги и при этом угрожают, отдай, но, придя, домой, обязательно расскажи родителям.
  • умейте сказать “Нет!” приятелю, который пытается вовлечь вас в опасную ситуацию — залезть на крышу, пойти одним в лес.

6. Ситуация: мальчик гуляет по улице. К нему подходит незнакомый человек и просит: Мальчик, дай мне, пожалуйста, телефон. Надо позвонить другу.

Мальчик может ответить: «У меня нет телефона» или «сейчас достану».

Учитель: Как, по вашему мнению, какой ответ в этой ситуации будет правильным?

7. Правила поведения и действия в транспорте, в дороге.

  • Отправляясь на вокзал, в аэропорт с ценными вещами, попроси друзей или знакомых тебя проводить.
  • В пустом салоне автобуса, троллейбуса, трамвая или электрички садись поближе к другим пассажирам или к водителю.
  • Не садись в машину без сопровождения взрослых.

Общие правила безопасного поведения (записать в тетрадь)

  • Не позволяй преступнику «сыграть» на твоем любопытстве. «Пойдем, я тебе что-то покажу! Там так интересно! Ты такого никогда не видел!» И подросток вслед за преступником отправляется туда, где уже никто не может прийти ему на помощь.
  • Не задерживайся и не отвлекайся по пути своего следования в школу, в магазин, в гости, домой. Не оставайся на улице без сопровождения старших с наступлением темноты,
  • Никогда не садись в чужую автомашину без разрешения родителей, тем более к незнакомцу, даже если он обещает что-то заманчивое. При излишне настойчивом приставании подними шум.

IV. Первичная проверка и закрепление знаний.

1. А теперь я предлагаю литературную викторину.

Правило игры: я называю сказки, а вы должны сказать, какое из правил нарушили герои, и как нужно было им поступить, чтобы не попасть в сложные ситуации.

— Вспомните, что случилось с Буратино, когда кот Базилио и лиса Алиса позвали его пойти с ними на Поле чудес. (Его обокрали)

— Какую ошибку он допустил? (Нельзя никуда идти с незнакомыми)

“Кот, петух и лиса”

“Волк и семеро козлят”

2. Тренинг

В нем отрабатывается защитное поведение ребенка в случае насильственных действий. Чрезвычайно важно научить ребенка громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих.

Предложите детям подумать о других способах защиты: укусить за руку, ударить по ноге ботинком, кинуть песком в лицо обидчику и т. д.

V. Тест на закрепление нового материала.

1 2 3 4
       
  1. Как вы поступите, возвращаясь вечером домой с прогулки?
    а) Пойду по улице, прижимаясь к стенам домов, вдоль производственных корпусов;
    б) пойду по хорошо освещенным многолюдным улицам;
    в) выберу маршрут по пустынным скверам и дворам, плохо освещенным подземным переходам.

  2. Если вас кто-то преследует, каковы ваши действия?
    а) подойду к преследователям и выясню причину преследования;
    б) если преследователь настигнет меня, буду громко кричать, звать на помощь;
    в) зная окрестности своего дома, микрорайона, а также места, где часто бываю, уйду от преследователя

  3. Как вы поступите, если навстречу вам идет группа подростков, а поблизости нет людей?
    а) пойду и спрошу, который час;
    б) продолжу путь, держась агрессивно;
    в) перейду на другую сторону или поверну назад.

  4. На вас напали и отняли у вас вещи. Ваши действия?
    а) приду домой и расскажу родителям, после чего позвоню в милицию;
    б) сразу сообщу в милицию о нападении и как можно подробнее изложу все, что со мной произошло;
    в) расскажу друзьям о нападении.

Ответы:

1 2 3 4
б б в б

Молодцы, ребята вы все правильно отвечали на заданные вопросы.

Работа на закрепление по картинкам учебника (работа в группах).

БЛЕФ-КЛУБ

  1. Если, проснувшись ночью, вы увидите, что в форточку к вам забрался нор, поможете ему войти? (Нет.)
  2. Оставляя детей в доме одних, научите их не отвечать на все звонки? (да.)
  3. Когда бандиты начнут выламывать дверь, вы будете им в этом помогать? (Нет.)
  4. Стеклянный глаз, вставленный в дверной глазок, отпугнет преступников от вашей двери? (да.)
  5. Перед тем как войти в темный подъезд, следует ли бросить туда несколько камней, чтобы перехватить инициативу у преступника? (Нет.)
  6. Если на вас напали, следует ли кричать: «Помогите, убивают!» (да.)
  7. Следует ли лезть в драку, если дерется группа людей? (Нет.)
  8. Вы поможете тонущему человеку? (да.)

VI. Итог урока.

Сейчас заполните листы самооценки.

— Что нового вы сегодня узнали на уроке?

— Что надо делать, если вы одни дома?

— Как надо себя вести с незнакомыми людьми на улице?

Каждый грамотный ребенок
должен твердо знать с пеленок:
Если вас зовут купаться.
В телевизоре сниматься,
Обещают дать конфет.
Отвечайте твердо: “Нет!”
Вам предложат обезьянку
Или даже денег банку,
Или даже в цирк билет
Отвечайте твердо: “Нет!”

VII. Домашнее задание.

20 п.3, создать памятку с правилами поведения дома и на улице.

Приложение.