Основы совместной деятельности педагогов и родителей

Разделы: Работа с родителями


Воспитание ребенка – одна из главных функций общеобразовательной школы. Народная мудрость гласит: «Воспитывать ребенка надо пока он лежит поперек лавки». Поэтому именно в семье закладываются основы воспитания. Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки учителя не принесут желаемого результата, если родители не будут принимать участия в жизни ребенка. Принимая детей в 1 класс, учитель должен провести работу с родителями, объяснив им необходимость плотного сотрудничества со школой. Возможно, что учителю придется в первую очередь воспитывать родителей. Чем серьезнее они будут подходить ко всем вопросам школьной жизни своего ребенка, тем больших результатов достигнет каждый ученик и весь класс в целом. Учитель должен не только давать советы и рекомендации по воспитанию, но и предупреждать возможные ошибки.

Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной школе, когда ребенок только начинает обучение. Учителю проще работать с теми родителями, у которых в школу идет первый ребенок. В этом случае они еще не имеют опыта в воспитании школьника, прислушиваются к рекомендациям учителя, легко идут на контакт, принимают активное участие в жизни не только своего ребенка, но и всего класса. Однако и на плечи учителя ложится важная задача – таким образом организовать работу с родителями, чтобы посещение школы стало для них не тяжелым бременем, а полезной необходимостью. Во многом от характера взаимодействия с первыми учителями у родителей формируется представление о школе и о педагогах в целом.

Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

Рекомендациями по привлечению родителей к участию в жизни школы (класса).

1. Предварительное знакомство родителей со школой.

2. Первое собрание-знакомство.

3. Неформальное общение и встречи педагогов и родителей.

4. Письменные формы общения (информация о достижениях ребенка, выражение благодарности родителям за участие в делах класса и школы…).

5. Телефонные звонки в особых случаях (не выяснять отношения, а пригласить для беседы).

6. Уважение между педагогом и родителями. Выражение признательности родителям. Терпеливость в общении.

7. Поощрение посещения родителями собраний.

8. Обсуждение надежд родителей и педагогов.

9. Сотрудничество родителей друг с другом для оказания помощи и поддержки школы.

10. Создание библиотеки для родителей.

11. Информация для родителей и их обучение.

12. Разнообразные виды участия родителей в жизни класса. Создание множества ролей для родителей (добровольный помощник учителя, гость класса, рассказчик, экскурсовод по профессии, член родительского комитета, ассистент…).

13. Поощрение участия родителей в работе класса.

14. Выбор самими родителями варианта сотрудничества со школой и классом.

15. Устанавливайте сотрудничество с другими партнерами, которые заинтересованы в услугах семьи.

16. Проводите для родителей конференции, консультации, встречи по обсуждению успехов детей и по проблемам семьи, воспитания, обучения.

17. Сохраняйте конфиденциальность.

Главная цель в работе с родителями заключается в том, чтобы родители приняли школу как дом, где хорошо и тепло его ребенку, и постоянно заботились бы об этом доме (школе). В свою очередь школа оказывает помощь родителям в установлении со своими детьми и в семье таких отношений, которые бы помогли каждому члену семьи быть самым важным, самым любимым и самым необходимым.

Сотрудничество через участие родителей в жизни класса позволяет:

  • развивать навыки общения с другими детьми и лучше понимать своего ребенка;
  • забывать на время о своих проблемах;
  • познакомиться с новыми людьми;
  • ощутить "приятную усталость" вместо "тягостного" утомления.

Основные направления сотрудничества семьи и школы:

  • чтение книг совместно с ребенком;
  • выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;
  • привлечение ребенка к обучающей деятельности (выступление в роли учителя);
  • участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей;
  • проведение дней здоровья;
  • проведение совместных праздников с участием родителей;
  • определение стратегии родительского воспитания и ее корректировка, при необходимости;
  • оказание своевременной квалифицированной помощи родителям в воспитании детей;
  • создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;
  • предложение родителям домашних обучающих заданий с кратким пояснением для выполнения.

Учитель должен признавать и поддерживать главенствующую роль семьи в воспитании и обучении ребенка. Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:

– педагогическому такту и этике взаимоотношений;
– педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
– педагогическому просвещению родителей;
– умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
– единству требований школы и семьи.

Сотрудничество педагогов и семьи приносит пользу детям через хорошее самочувствие, ощущение счастья, чувства сопричастности, наполнения энергией, ощущение полезности.

Учитель может выбрать различные стили общения с родителями, но важно стараться быть дружелюбным по отношению к ним. Дружелюбный собеседник одобряет людей, относится с уважением к услышанному, открыто выражает восхищение и уважение.

Наиболее предпочтительные стили поведения учителя при встрече с родителем: внимательный собеседник, оживленный собеседник, не скованный, не напряженный собеседник, собеседник, оставляющий приятное впечатление.

Объединение усилий классного руководителя и родителей является обязательным условием успешного решения образовательных задач.

Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания.

Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности.

Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

И таким образом, взаимодействие классного руководителя с родителями – многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей. Семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.

Список литературы:

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. – Педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.
  2. Малинкова Л.И. Теория и методика воспитательной работы. – М., 2002.
  3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2002.
  4. Роботов А.С. Директору школы о сотрудничестве с родителями. – М., Издательство «СЕНТЯБРЬ». 2001. – С. 176
  5. Социальная педагогика. Курс лекций. Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2001.