Программа "Избранные вопросы математики". 5–11-е классы

Разделы: Математика


Пояснительная записка

«Учить не мыслям, а мыслить!»
И.Кант

Одна из основных задач обучения математике в школе состоит в том, что ученик должен освоить образовательный стандарт по математике на выбранном им уровне. Сегодняшний социальный заказ: школа должна научить детей самостоятельно добывать информацию и уметь ею пользоваться. Интеллектуальные возможности людей различны. Помочь использовать те богатейшие возможности, которые дала природа человеку и о существовании которых многие подчас и не подозревают, раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия – вот задача курсов по выбору учащихся.

Предлагаемый курс «Избранные вопросы математики» призван заинтересовать учеников дополняющими обязательный учебный материал сведениями о математике и математиках, выработать у них навыки рациональных вычислений, формировать математическое и логическое мышление, расширить кругозор и, главное, пробудить желание заниматься изучением одной из основных наук.

Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит знакомство учащихся с категориями математических задач, не связанных непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем, а так же включено решение задач повышенной трудности.

Актуальность курса «Избранные вопросы математики» – необходимость реализации индивидуальных образовательных запросов, удовлетворения познавательных потребностей.

Педагогическая целесообразность введения данного курса состоит в том, что его содержание и формы организации помогут учащимся через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят им возможность работать на уровне повышенных возможностей.

Обучение по данной программе способствует формированию новых знаний, умений, навыков, предметных компетенций в области математики и повышению общего уровня математической культуры, который позволит им:

  • точно и грамотно излагать собственные рассуждения при решении задач;
  • приобрести устойчивые навыки решения нестандартных задач;
  • применять рациональные приемы вычислений и тождественных преобразований;
  • продолжить пополнять математические знания из специальной литературы в процессе дальнейшей учёбы.

Программа состоит из ряда независимых разделов и включает вопросы, углубляющие знания учащихся и расширяющие их математический кругозор. В данном курсе предусматривается обязательное выделение времени на решение задач повышенной трудности. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, формированию наглядно-образного и абстрактного мышления, формированию навыков творческого мышления.

Структура программы состоит из курсов:

  • «Избранные вопросы математики, 5», 34 часа;
  • «Избранные вопросы математики, 6», 34 часа;
  • «Избранные вопросы математики, 7», 34 часа;
  • «Избранные вопросы математики, 8», 34 часа;
  • «Избранные вопросы математики, 9», 34 часа;
  • «Избранные вопросы математики, 10», 34 часа;
  • «Избранные вопросы математики, 11», 34 часа.

Программа рассчитана на 34 учебные недели в течение учебного года. Режим занятий 1 раз в неделю.

Цель курса

  • Обеспечение индивидуальных запросов учащихся и их родителей;
  • формирование математического мышления обучающихся, выражающегося в изобретательности, логичности, доказательности, нестандартности мышления;
  • формирование умений отстаивать собственные взгляды, активно включаться в поиск интересующей информации;
  • формирование способности анализировать информацию;
  • углубление знаний учащихся о различных методах решения и базовых математических понятий, формирование у школьников компетенций,
  • развитие интереса собственно к математике;
  • развитие самостоятельности учащихся и способности к самоорганизации; оказание помощи ученику в оценивании своего потенциала с точки зрения образовательной перспективы.

Требования к уровню освоения содержания курса и ожидаемые результаты

Учащиеся должны иметь представление: о математике как форме описания и методе познания действительности;

Учащиеся должны уметь:

Применять приобретенные навыки в ходе решения задач, составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций, использовать символический язык алгебры, выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обнаруживать и анализировать ошибки в рассуждениях, самостоятельно работать с математической литературой; уметь проводить самоанализ деятельности и самооценку ее результата.

Учащиеся приобретают опыт решения олимпиадных задач.

У учащихся сформированы компетентности:

  • готовность к самообразованию;
  • готовность к использованию информационных ресурсов;
  • готовность к социальному взаимодействию;
  • коммуникативная компетентность;
  • исследовательская компетентность;
  • технологическая компетентность.

Способы определения результативности

Тестирование, работа на семинарских занятиях, самостоятельная работа, результаты участия в олимпиадах разных уровней.

Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Результаты участия в межшкольном ученическом турнире «Знай наших» – во время осенних каникул (МОУ ДОД ЦДОДД ГЦИР)
  • Результаты участия е в межшкольном ученическом конкурсе «Математика – царица наук» (МОУ ДОД ЦДОДД ГЦИР) – во время весенних каникул
  • Результаты участия в целевых программах по математике, проводимых МОУ ДОД «Эрудит»
  • Результаты участия в школьной научно-практической конференции – январь
  • Школьная олимпиада – март, во время проведения декады математики
  • Всероссийская интеллектуальная игра «Кенгуру» – март

5 класс
Учебно-тематический план

№ п/п Содержание Количество часов
Всего Теория Практика
I Язык и логика 7 2 5
1.1 Высказывания. 1 0,5 0,5
1.2 Общие утверждения 1 0,5 0,5
1.3 Утверждение “Хотя бы один” 1 0,5 0,5
1.4 О доказательстве общих утверждений 1 0,5 0,5
1.5 Логические таблицы 1 - 1
1.6 Задачи логического характера. 2 - 2
II Делимость натуральных чисел. 10 1,5 3,5
2.1 Делимость произведения 2 0,5 1,5
2.2 Делимость суммы и разности 2 0,5 1,5
2.3 Признаки делимости на 7; 11; 13. 2 0,5 1,5
2.4 Задачи на делимость чисел. 2 0,5 1,5
2.5 Текстовые задачи на применение НОК и НОД. 2 0,5 1,5
III Задачи повышенной трудности. 10 - 10
3.1 Задачи на дроби. 2 - 2
3.2 Задачи на совместную работу. 2 - 2
3.3 Задачи на движение. 2 - 2
3.4 Задачи на переливание (перекладывание). 2 - 2
3.5 Задачи на проценты. 2 - 2
IV Введение в геометрию 7 2 5
4.1 История возникновения геометрии 1 1 -
4.2 Основные геометрические фигуры 1 0,5 0,5
4.3 Пространство, которое нас окружает 1 0,5 0,5
4.4 Решение занимательных геометрических задач 2 - 2
V Решение олимпиадных задач 2    
  ВСЕГО ЧАСОВ: 34 5,5 29

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Язык и логика

Высказывания. Истинные или ложные утверждения. Доказательство истинности или ложности утверждения. Выделение в высказываниях темы и ремы.

Общие утверждения. Определение. Значение. Истинность и ложность. Пример и контрпример.

Утверждение “хотя бы один”. Доказательство утверждения “хотя бы один”. Утверждение о существовании.

Ученик должен знать:

определение высказывания, общих утверждений; понятие “хотя бы один”.

Ученик должен уметь:

доказывать истинность или ложность утверждений; составлять логические таблицы, решать задачи логического характера.

II. Делимость натуральных чисел

Свойства делимости произведения. Свойства делимости суммы и разности. Признаки делимости на 7; 11; 13. Преимущества признаков делимости.

Ученик должен знать:

формулировку признаков делимости на 7; 11; 13.

Ученик должен уметь:

решать задачи на делимость чисел, текстовые задачи на применение НОК и НОД.

III. Задачи повышенной трудности

Решение текстовых задач: задачи на дроби, на совместную работу, на движение, на переливание (перекладывание), на проценты.

Ученик должен знать:

алгоритмы решения простейших задач.

Ученик должен уметь:

решать задачи повышенной трудности.

IV. Наглядная геометрия

Что изучает геометрия. История её возникновения. Основные геометрические фигуры. Пространство, которое нас окружает.

Ученик должен знать:

простейшие геометрические фигуры

Ученик должен уметь:

видеть геометрические фигуры в окружающем мире

V. Решение олимпиадных задач

Решение олимпиадных задач, предлагаемых на районных, городских олимпиадах и из используемых сборников.

Рекомендуемая литература

  1. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. Задачи логического характера, М., Просвещение,1996
  2. Гайштут А.Г. Математика в логических упражнениях, Киев: Рад. Шк., 1985
  3. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка.– М.: НЦ ЭНАС, 2003
  4. Абдрашитов Б.М. и др. Учитесь мыслить нестандартно – М.: Просвещение, 1996
  5. Шевкин А.В. Школьная олимпиада по математике. – М.: "ТИД" "Русское слово – РС", 2004.
  6. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. – М.: Айрис-пресс, 2003
  7. Школьные математические олимпиады – М.: Дрофа, 2002
  8. Час занимательной математики – М.: Илекса, 2003
  9. Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников, М., 1999
  10. Математические кружки в школе. 5-8 классы, А.В.Фарков., 2-е изд., М.: Айрис-пресс, 2006.
  11. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку. 5-6 класс: Учебное пособие. – М.: “Просвещение”, 1995.
  12. Математические олимпиады. 5 – 6 классы: учебно-методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ. / А.В., Фрадков. – М.: “Экзамен”, 2006. – 189 с.
  13. Чулков П.В. Математика: Школьные олимпиады: Метод. пособие. 5 – 6 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 88 С.

Продолжение статьи смотреть в Приложении 1