Формирование представлений о правилах дорожного движения – основа безопасности жизнедеятельности детей среднего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.

Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей. Что же такое безопасность?

Безопасность-это состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности [4].

Опасность – это угроза чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья [4].

Трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя знакомство детей с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения, а именно:

  1. Устройство проезжей части.
  2. Педагог знакомит детей с правилами поведения на улицах города: рассказывает о правилах дорожного движения; объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города: беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты. Например, о том, как дети зимой катались на санках с горки, один мальчик выехал на проезжую часть, машина не успела затормозить и наехала на мальчика, его увезли в больницу с травмой ноги, ему было очень больно. Дети играли в мяч рядом с проселочной дорогой, машин не было, и они вышли на середину дороги, вдруг из-за поворота показался грузовик, дети едва успели отбежать, а мяч попал под колеса и лопнул[3].

    Педагог предлагает детям привести аналогичные примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице. Можно также предложить детям ситуации-загадки: педагог описывает какую-либо ситуацию, дети ее оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения. Педагогу не следует торопиться с собственной оценкой. Лучше, если он ненавязчиво направит обсуждение детей в нужное русло, задавая вопросы типа "А если в этот момент из-за угла появится машина, что тогда?".

  3. “Зебра”, светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.
  4. Педагог рассказывает детям о том, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход "зебра", светофор, "островок безопасности").

  5. Дорожные знаки для водителей и пешеходов
  6. Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Их знакомят с предупреждающими знаками ("Дети", "Пешеходный переход"); запрещающими ("Въезд запрещен", "Подача звукового сигнала запрещена"); предписывающими ("Движение прямо", "Движение направо"); информационно-указательными ("Место остановки автобуса", "Пешеходный переход", "Подземный пешеходный переход"). Объясняют, что означает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами.

  7. Правила езды на велосипеде
  8. Необходимо познакомить детей с правилами езды на велосипеде: ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах): маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом. Детям можно предложить рассмотреть различные ситуации, изображенные на картинках, рассказать о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми, друзьями[3].

  9. Правила поведения детей в транспорте.
  10. Педагог знакомит детей с правилами поведения в транспорте. Объясняет, что входить в автобус, трамвай, троллейбус нужно через заднюю дверь, а выходить через переднюю; маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь; маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте. Разговаривать надо тихо, чтобы не мешать другим. Нельзя стоять у дверей - это мешает входу и выходу пассажиров. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна. Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.
    Педагоги проводят с детьми беседу о том, куда они ездили с родителями, на каком виде транспорта, как они себя вели, почему нельзя ездить без взрослых. Можно организовать игру "Поездка в автобусе". Дети вместе с педагогом с помощью стульев, подушек, модулей оборудуют салон автобуса (троллейбуса, трамвая) и обыгрывают различные ситуации, распределяя роли: водитель ведет автобус, объявляет остановки; контролер проверяет билеты; пассажиры стоят на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами), вежливо обращаются друг к другу ("Вы выходите на следующей остановке?", "Разрешите пройти"), уступают место маленьким детям и пожилым людям.

  11. Милиционер-регулировщик.
  12. Детям рассказывают о работе милиционеров-регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофора. Они подают жезлом (палочкой, окрашенной в черно-белые полоски) команды, кому стоять, кому идти или ехать. Вечером внутри жезла загорается лампочка, и он хорошо виден. Регулировщик поднимает правую руку с жезлом вверх это соответствует желтому сигналу светофора. Регулировщик стоит лицом или спиной - это соответствует красному сигналу. Повернулся боком - можно идти как на зеленый свет светофора.

  13. О работе ГИБДД.

Педагоги знакомят детей с работой Государственной инспекцией по безопасности движения (ГИБДД). Инспектора ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила, чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным. Детям показывают картинки с изображением патрульной машины ГИБДД, вертолета, постов ГИБДД. Организуют игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД[3] .

Задача педагогов не столько обучить, сколько научить правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах. Мною были поставлены ряд задач:

Образовательная область “Познание”:

Продолжать формировать у детей знания о правилах безопасного поведения на улице, учить различать дорожные знаки (светофор, пешеходный переход), закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улицах города.

Образовательная область “Физическая культура”:

Способствовать развитию двигательной активности детей, развитию таких физических качеств, как: ловкость, смелость, координация движений, быстрота реакции, глазомер.

Образовательная область “Здоровье и Безопасность”:

Формирование ценностного отношения к своей жизни, безопасное поведения на дорогах.

Образовательная область “Социализация”:

Воспитывать навыки осознанного пользования правилами дорожного движения в повседневной жизни, культуру поведения в общественных местах; развивать выразительность речи при чтении стихов. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, желание прийти на помощь героям, попавшим в беду; радоваться и переживать за товарища

Образовательная область “Коммуникация”:

Воспитывать культуру общения: умение выслушивать собеседника, последовательно, четко высказывать свои мысли, давать полные ответы на вопросы, воспитывать умение действовать в коллективе[2].

Начала свою работу с проведения мониторинга образовательного процесса в соответствии с ФГТ для выявления уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области “Безопасность” в средней группе(4-5 лет) [1].

После проведенного мною исследования были выявлены пробелы в знаниях детей по разделу “Ребенок и улица” [таблица 1].

Для реализации поставленных задач мною была проведена следующая работа:

Занятия:

  • Встреча с инспектором ГИБДД.
  • “В городском транспорте”.
  • “Дорожные знаки”.
  • “Виды транспорта”.
  • “Перекресток и светофор”.
  • “Игры во дворе”.
  • “Катание на велосипеде”.
  • “Опасные участки на пешеходной части улицы”.
  • “Безопасное поведение на улице”.
  • “Перекресток и светофор” [3].

“Ознакомление с художественной литературой”.

  • (см. литература)

СОВМЕСТНАЯ:

“Продуктивная деятельность (образовательная область художественное творчество) ”

  • “Транспорт”.
  • “Наша улица”.
  • “Наш город”.
  • “Дорожные знаки”.

“Конструирование” (из бумаги, строительного материала, бросового материала)

  • “Автобус”, “Машина”, “Светофор”.

“Образовательная область коммуникация и познание”.

Беседы:

  • “Осторожно гололед”.
  • “Не играй на дороге – опасно”.
  • “Зимние забавы и дорога”.
  • “Знаки на нашей улице”.
  • “Что я видел интересного по дороге домой (в детский сад)”.

Экскурсии и наблюдения:

  • “Улица Большая Московская и дорожные знаки”.
  • “Транспорт”.
  • “Перекресток”.
  • “Подземный и наземный переход”.

Образовательная область социализация.

Сюжетно-ролевые игры.

  • “Автохозяйство”, “Работники ГИБДД”, “Путешествие на автобусе”, “Мы – пешеходы”.

Строительные игры (конструктор, игры с песком, снежные постройки).

  • “Наш город”, “Улицы города”, “Гараж”.

Дидактические  и настольно_- печатные игры:

  • “Угадай, какой знак?”.
  • “О чем рассказывают знаки”.
  • “В путь-дорогу”.
  • “Дорожные знаки” (пазлы).
  • “Ремонт дорожных знаков”.
  • “Светофорик”.
  • “Отгадай загадку – найди отгадку” (о транспорте).

Подвижные игры:

  • “Красный, желтый, зеленый”.
  • “Водитель и пешеход”.

Взаимодействие с родителями.

1. Просветительская:

Анкетирование: “Я и мой ребенок на улице города”.
Компьютерно-развивающая игра.
“Дракоша и правила дорожного движения”.
Консультации:

  • “Как знакомить детей с правилами дорожного движения”.
  • “Ребенок и улица”.
  • “О чем беседовать с детьми на прогулке”.

2. Наглядно-информативная:

Оформление родительского уголка.

  • “Ребенок и дорога”.
  • “ГИБДД информирует”.
  • “Дорожные знаки”.
  • “Улица не место для игр”.

3. Позновательно-досуговая:

Семейные экскурсии выходного дня.

  • “Улица, на которой я живу”.
  • “Перекресток”.
  • “Мой город – Владимир”.

Конкурс семейных рисунков.

  • “Мы – пешеходы”.

После проведенной мною работы результат по усвоению темы “Ребенок и улица” был положительным. Дети стали хорошо ориентироваться на улицах города, стали узнавать и правильно называть знаки дорожного движения . Все дети научились различать проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход “Зебра”, специальные виды транспорта(“Скорая по мощь”, “Пожарная”, “Милиция”), объясняет их назначение в соответствии с возрастом, некоторые дети стали различать и на высоком уровне [таблица №1].

Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах – соблюдать правила дорожного движения!

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Федеральные государственные требования к структуре общеобразовательной программе дошкольного образования (пр.Минобрнауки РФ№655 от 23.11.2009).
  2. Программа воспитания и обучения в детском саду“От рождения до школы” под редакцией Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А., М “Мозаика-Синтез” 2011.
  3. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., СтеркинаР.Б..Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь русского языка Издательство "Азъ", 1992.

Художественная литература:

  • Нуждина Т.Д.  Энциклопедия для малышей. “Чудо – всюду. Мир вещей и машин”.
  • С.Михалков “Дядя Степа – милиционер”, “Велосипедист”.
  • В Кожевников “Светофор”.
  • А.Северный “Светофор”.
  • Я. Пишумов “Песенка о правилах”.
  • Н.Носов “Автомобиль”.
  • А. Дорохов “Подземный ход”, “Заборчик вдоль тротуара”.

Мониторинг образовательного процесса в соответствии с ФГТ