Урок русского языка по теме "Образование однокоренных слов с помощью суффикса"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Конкретизировать представления учащихся о строении слова, его значимых частях; формировать умение образовывать однокоренные слова при помощи данных суффиксов
  2. Уточнять представление учащихся о суффиксе как части основы слова, которая может придать слову оттенки значений или образовывать слово с новым значением, развивать память, орфографическую зоркость.
  3. Воспитывать чувство товарищества, уважения к друг другу прекрасному.

Оборудование:  карточки с заданиями, опорные схемы, музыкальное оформление, мультимедиа.

Ход урока

I. Организация класса

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

II. Фронтальный опрос

  • Как называется главная значимая часть слова?
  • Какая часть слова служит для связи слов в словосочетании и предложении?
  • Часть слова без окончания.
  • Морфема, стоящая перед корнем.
  • Морфема, стоящая после корня.
  • Какую роль выполняет приставка и суффикс в слове?

III. Постановка темы и задач урока Слайд 1.

– Вот и мы с вами сегодня будем немножко волшебниками и при помощи волшебства суффикса будем превращать одни существительные в другие, придавать разные значения существительным и, даже, превратим существительное в другие части речи.

Всё на свете из чего-либо состоит:

  • облако из капель воды;
  • лес – из деревьев.

Наша речь состоит из … (предложений), а предложения состоят из … (слов).

А слова имеют свой строительный материал.

Сегодня мы продолжим работу по теме “Словообразование”  и уточним представление о суффиксе, как части основы.

IV. Чистописание Слайд 2.

Запишите число:

Пятое декабря.

Классная работа.

Учёные черепахи читали сказочку.

– В предложении говорится об учёных черепахах, значит они уже какие? (большие, взрослые).

– А если бы речь шла о маленьких зверьках, как бы вы сказали? (черепашки, черепашата и т.д.)

Сравниваем слова, анализируем, при помощи чего образовалось новое слово.

Прочитайте предложение для каллиграфического написания.

Обратите внимание на соединение букв. Спишите его. 

(1 ученик выходит к доске и выполняет синтаксический разбор.)

– Какое это предложение: повествовательное, невосклицательное, распространённое, с второстепенными членами.

Учитель.

– Какое слово в предложении состоит из одного корня?

– От каких корней образованы слова черепахи и сказочку?

– Какую работу выполнили суффиксы в словах? (При помощи суффиксов образовались слова с новым значением.)

V. Словарная работа Слайд 3

(Записывают слова с презентации)

Индивидуальная работа. 

(1 ученик работает самостоятельно у доски, работает по индивидуальному заданию.)

Индивидуальное задание. Замени предложение, одним словом. В записанном слове отдели основу от окончания, выдели корень.

  1. Дорога, проложенная по снегу.
  2. Место, жильё, где зимуют люди.
  3. Человек, который находится где-нибудь на зимовке вдали от населённых мест.

(1 ученик работает у доски совместно с классом.)

Слова, записанные учеником, разбираются по составу.

Запишите слово ЗИМА.

– Какое правило применяем при его написании?

– Образуйте от данного существительного, однокоренное прилагательное мужского рода.

– Образуйте однокоренной глагол в форме настоящего времени.

– Образуйте однокоренное существительное с ласкательным оттенком.

Вывод. Как пишутся корни в однокоренных словах?

Проверка инд. работы.

– Какие слова записал?  (Зимник, зимовка, зимовщик)

Вывод. Являются ли записанные слова однокоренными по отношению к словам зимний, зимует, зимушка ?

Опорная схема №2

VI. Знакомство с новым материалом

Учитель читает загадки.

1. Чтобы почва не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады.

– О ком говорится в загадке?

– Запишите слово.

– Отделите окончание от основы, выделите корень.

МОРОЗ

– Образовать существительное при помощи суффикса  -ИК-.

– Выделить суффикс.

– Какой оттенок он придал слову? (Уменьшительно-ласкательный)

– Образовать существительное при помощи суффикса -ИЩ-.

– Какой оттенок он придал слову?  (Увеличительный)

Вывод.

– Какая роль принадлежит суффиксам в словообразовании?

Опорная схема № 3.

2. Послушайте ещё одну загадку и подумайте, какие слова звучали с уменьшительно-ласкательным значением?

Покружилась звёздочка,
В воздухе немножко,
Села и растаяла,
На моей ладошке.

– О чём говорится в загадке?

– Каким словам суффикс придал ласковый оттенок?

VII. Работа по учебнику с.129, у. 99 Слайд 4

VIII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

При произношении слов с оттенком уменьшительно – ласкательным или уменьшительным – приседайте, увеличительным или пренебрежительным – поднимайте руки вверх и делайте хлопок:

Портфельчик, книжечка, книжища, портфелище, домище, голубок, бабулечка, зёрнышки, медведище, медвежонок, рубашонка.

3. Учитель читает стих.

Светло – пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,     
На землю просится.

Учитель. Одна из снежинок, как в волшебной сказке оказалась в нашем классе. Слайд 5.

От заданных слов, при помощи суффиксов, образовать новые слова и записать.

Суффиксы выделить.

 

Вывод-обобщение на стр. 130 правило

Какой оттенок значения дали суффиксы словам?

– Уменьшительно – ласкательный;

– Увеличительный;

– Пренебрежительный.

Суффиксы очень разнообразны по своим значениям.

IХ. Самостоятельная работа с творческим заданием Слайд 6

Перед вами текст под названием “Сказка о зимнем лесе”. (работа в парах)

Сказка о зимнем лесе

Жили-были на лесной опушкеёлки___________  – зелёные иголки ____________ , берёзы _______________ – белоствольные красавицы и маленькие колючие кусты шиповника.

Жили они – не тужили, да пришло время Нового года. И задумались наши друзья, в каких нарядах Новый год встречать?  И позвали себе на помощь королеву снега  Зиму _____________.  Всю ночь трудилась королева, уж так старалась!

Принакрыла белоснежным покрывалом зелёные ёлки_________и стоят они, будто Снегурки _______________.   А берёзы ____________убрала в жемчуга и бриллианты. Они так и сверкают на солнце. А маленькие кусты ______________ шиповника, словно Гномы: на каждой ягоде ____________ – белая шапка_______________. Закружились счастливые друзья в новогоднем карнавале.

И я там был, под ёлкой _____________ сидел, жемчуга собирал и с гномами плясал, чуть валенки _______________ не стоптал.

Прочитайте его. Хотелось ли вам в нём что-нибудь изменить? Придать некоторым словам другой оттенок.

– Постарайтесь изменить его так, Чтобы его содержание.

Было более эмоционально выражено.

Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла Времена года “Декабрь”.

Самостоятельная работа.

Проверка работ и выводы учащихся.

– Какой текст получился после его изменения?

– Что нового вы узнали о суффиксах?

– Суффиксы учат видеть нас характер слов,

– Помогают ярче выразить свои эмоции;

– Точнее передать смысл высказывания.

Опорная схема №5

X. Закрепление пройденного материала

XI. Подведение итога урока.

– Над какой темой сегодня продолжили работу?

– Какая морфема служит для образования новых слов?

–  О какой новой роли суффикса в слове мы сегодня говорили?

Работу по данной теме мы продолжим на последующих уроках и  узнаем о новых значениях, которые суффиксы могут вносить в слова.

Спасибо за работу!

ХII. Домашнее задание

С. 130 – правило, с. 131, упр. 103.