Мастер-класс "Роль семейного микроклимата в воспитании ребенка"

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


Цель: Предотвратить жестокое обращение с детьми в семье.

Задачи:

  • Выявить особенности взаимоотношений между ребёнком и родителями.
  • Дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям.
  • Обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.

Участники: Классный руководитель, воспитатель, родителиучащихся.

Оформление, оборудование, инвентарь: памятки для родителей “10 шагов, чтобы стать хорошим родителем”, тест “Достаточно ли вы контактны с детьми”, музыкальное сопровождение- спокойная лирическая музыка, плакат с высказыванием А. С. Макаренко

Подготовка:

  • Детям незадолго до собрания предлагается “нарисовать” свою автобиографию в цвете.
  • И слова, и фрагменты рисунков выполняются цветными карандашами или фломастерами.

Схема автобиографии

  1. Моя фамилия____________
  2. Мое имя________________
  3. Мне ______ лет
  4. 11Мой любимый цвет________
  5. Расположи на солнышке и его лучиках свою семью
  6. Если у тебя остался последний лепесток от цветика-семицветика, то он был бы ___________ цвета, а последнее желание загадал, чтобы
  7. _______________

  8. Мне нравится, когда меня называют дома
  9. Мое любимое место дома__________________
  10. Мне не нравится, когда мне говорят такие слова:

Ход собрания

I. Вступительное слово педагога

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра.

Но быть родителями — это радостный, но также и напряженный труд. И выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаетесь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Семейные взаимоотношения- самые первые и самые прочные социальные взаимоотношения, которые в значительной мере влияют на самооценку ребенка, его способности к адаптации и ощущение благополучия. Для большинства из нас семейные влияния позитивны и благотворны и являются основным источником воспитания, в процессе которого формируются принципы социального взаимодействия, сохраняющееся затем в течение всей жизни. На других, однако, семейные события и переживания оказывают негативное воздействие. Неблагоприятная атмосфера в семье создает почву для самых жестоких форм насилия в обществе.

Жестокое обращение с детьми - общий термин, относящийся к четырем видам воздействия:физическому, сексуальному, эмоциональному, а также к отсутствию родительской заботы. Жестокое обращение с детьми может принимать разнообразные формы, в том числе включать действия, которые испытывают на себе большинство детей, например, телесное наказание, агрессивное отношение со стороны братьев, сестер, сверстников и ,реже, физическое насилие.

Жестокое обращение с детьми это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это унижение, издевательство, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями(другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений.

Сексуальное насилие - вовлечение ребенка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка в словесной форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренное физическая или социальная изоляция ребенка;
  • ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка- это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Статистические данные по жестокому обращению с детьми:

  • спасаясь от жестокого обращения, ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 2000 детей и подростков, 50000 уходят из семьи, 6000- из детских домов и интернатов;
  • в общей сложности 25000- 26000 несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, из них около 2000 погибают, 8000- 9000 получают телесные повреждения;
  • в России регистрируется свыше 2500 сексуальных преступлений, включающих развратные действия взрослых лиц в отношении малолетних детей; с каждым годом совершается все больше изнасилований несовершеннолетних.

Нельзя рассуждать о жестоком обращении с ребенком и отсутствии родительской заботы без учета семейного микроклимата.

Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

II. Экспресс-диагностика “Достаточно лы вы контактны с детьми?”

Для того чтобы воспитывать, бесспорно, необходимо очень хорошо знать особенности ребенка, уметь пользоваться различными педагогическими приемами; но еще важнее уметь общаться с детьми , добиваться взаимопонимания с ними.(Проводится тестирование родителей, после которого они сразу же могут определить уровень своей контактности в общении с детьми).

Тест “Достаточно лы вы контактны с детьми”

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание между взрослыми и детьми?
  2. Говорят ли свами дети по душам, советуются ли по личным вопросам?
  3. Знаете ли вы друзей ваших детей?
  4. Бывают ли они у вас дома?
  5. Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?
  6. Проверяете ли вы, результат выполненных дел?
  7. Есть ли у вас общие с детьми увлечения и занятия?
  8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?
  9. Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников?
  10. Обсуждаете ли вы с детьми телепередачи и фильмы?
  11. Интересуются ли дети вашими делами?

Обработка результатов теста: утвердительный ответ оценивается 2 баллами. Ответ, выраженный словами “отчасти”, “иногда”- 1 баллом, “никогда”- нулем.

А теперь подсчитайте.

Ели вы набрали 14 баллов, ваши отношения с детьми можно назвать благополучными.

От 8 до 14 баллов- удовлетворительными, но недостаточно многосторонними. Подумайте, в чем они должны быть углублены и дополнены.

Если менее 8 баллов — ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо решить, как их улучшить?

III. Знакомство родителей с автобиографиями их детей.

    Классный руководитель сообщает родителям, что их дети “нарисовали” свои автобиографии, и предлагает им предположить, каково сокровенное желание их ребенка. Затем он раздает родителям эти автобиографии, и они сверяют свои предположения с ответом ребенка. (Под тихую музыку родители продолжают знакомиться с автобиографиями своих детей )

IV. Ролевая игра “Наоборот”

    Цель игры заключается в том, чтобы дать родителям почувствовать, насколько часто в общении с ребенком мы забываем, что он тоже личность. Суть игры состоит в том, что роль ребенка выполняет родитель, а учитель берет на себя роль строгого родителя, предпочитающего в общении авторитарный стиль. После игры родители высказывают мнения, что такое общение, углубляет разногласие между ребенком и взрослым, способствует накоплению противоречий и проблем. Родители делают вывод о том, что надо менять формы и стиль общения, чтобы добиться положительного эффекта.

V. Заключительное слово учителя.

    Все родители стремятся к тому, чтобы их ребенок был счастлив. Считают, что жизнь удалась, если у детей все прекрасно. Хотелось бы закончить собрание словами: “Наши дети - это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”(А. С. Макаренко)

VI. В качестве решения родительского собрания родителям предлагается памятка “10 шаговчтобы стать хорошим родителем”.

  1. Любовь  это самая важная потребность всех детей. Чем больше вы проявляете свою любовь к детям, обнимая, целуя их и говоря “Я тебя люблю”, тем больше они хотят доказать вам, что заслуживают ее. Любовь взрослого укрепляет уверенность ребенка в себе и уважения к своей личности.
  2. Слушайте внимательно, что вам говорят дети.
  3. Даже при самых любящих внимательных отношениях с ребенком необходимо четко установить ограничения (или запреты). Но помните, что для детей естественно и нормально испытывать эти границы на прочность. Это не каприз - это часть процесса обучения.
  4. Смех помогает разрядить напряженную ситуацию. Старайтесь видеть забавные стороны и разрешите себе посмеяться, когда это возможно.
  5. Видение событий с точки зрения ваших детей и представление о том, что они чувствуют- это ключ к пониманию их поведения. Попробуйте вспомнить, что вы чувствовали, когда были детьми и взрослые несправедливо обращались с вами, и вы станете лучше понимать своего ребенка.
  6. Хвалите и одобряйте своих детей. Ожидайте, что они будут хорошо себя вести, поощряйте их усилия, хвалите за хорошее поведение и старайтесь игнорировать плохие поступки. Чем больше вы придираетесь, тем меньше дети будут вас слушать.
  7. Уважайте своего ребенка так же, как вы уважали бы взрослого человека. Если вы поддались искушению сказать что - нибудь, что ранит вашего ребенка, то подумайте, как бы это выглядело, если вы сказали то же самое взрослому. Извинитесь перед своими детьми, если вы чем- то обидели их.
  8. Установите определенный распорядок дня. Дети(особенно маленькие) чувствуют себя гораздо счастливее и в большей безопасности, если они едят, спят, играют, гуляют в одно и то же постоянное время. Многих конфликтов вы можете избежать, если у ребенка будет четкое время для его дел.
  9. Некоторые правила необходимо соблюдать в каждой семье, но старайтесь быть гибкими. Однажды установив в своей семье правило, будьте последовательны в их исполнении. Если вы устанавливаете правило, а на следующий день заменяете его на другое, то вашим детям будет трудно понять, какое из этих правил действует сейчас.
  10. Не забывайте о своих собственных потребностях. Если вы чувствуете, что устали и вашему терпению вот-вот придет конец, выделите некоторое время для своего отдыха. Занимайтесь чем-нибудь, отчего вам будет лучше. Если вы чувствуете, что теряете контроль над собой или готовы закричать на своего ребенка, оскорбить его или ударить, лучше выйдите, успокойтесь и сосчитайте до 10.