1. Аннотация.
Для изучения темы “Координаты и координатная плоскость” в 6 классе по тематическому планированию отводится 6-7 часов. Для лучшего усвоения материала применяется образовательная технология “Метод проектов”. Учебный проект по данной теме с большим интересом воспринимается учениками. Метод проектов позволяет создать условия, при которых ученики, с одной стороны могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой - применять на практике ранее приобретенные знания и умения. При этом основной упор делается на творческое развитие личности.
Ученики уже познакомились с положительными и отрицательными числами, с правилами выполнения действий в числовых выражениях, с координатной прямой и перпендикулярными прямыми. А где ещё можно применить эти знания? Необходимо указать на логическую связь между предыдущими и последующими темами. На вопрос “Как и где мы пользуемся листом в клетку?” кто-то из учеников обязательно ответит и скажет про игру “Морской бой”. Проведя турнир по “Морскому бою” или шахматный турнир, ученики лучше усваивают понятие клеточных координат. Для определения положения объекта на земной поверхности(глобус, карты) надо знать долготу и широту. Дети уже изучили эту тему по географии и это наглядный пример межпредметных связей при выполнении таких заданий. Далее можно задать вопрос: почему на уроке русского языка пользуемся тетрадью в линейку, а на уроке математики- тетрадью в клетку? Очевидно, для удобства. На листе в клетку, который является моделью плоскости, уже нанесены перпендикулярные прямые, делящие плоскость на одинаковые квадраты. Так учащиеся знакомятся с прямоугольной системой координат. От “Морского боя” переходим к игре “Меткий стрелок”, [2] последовательно заменяя буквенную координату числовой, а конечное поле- бесконечным. На интерактивной доске или на слайде презентации заранее расставлены точки- самолеты, танки, подводные лодки - условный противник. Класс делится на 3 группы-команды. Наводчик показывает на точку. По очереди стрелки называют её координаты. Цель считается пораженной, если все члены команды дадут правильный ответ. Побеждает та команда, у которой лучшие наводчики и стрелки. Игровые моменты в учебном проекте являются наиболее привлекательной формой деятельности для детей. Реализация игровых приемов стимулирует учащихся к математической деятельности. В ходе этой игры у учащихся формируются начальные умения по определению координат точек. Далее задания усложняются, учащиеся упражняются в построении точек на плоскости по заданным координатам. Ученики выбирают по названию рисунок и все выполняют работу, некоторые успевают выполнить несколько и более сложные. “Конкурс художников”- это творческое домашнее задание. Ученики придумывают и строят фигуры на плоскости, записывают координаты построенных точек, красиво и правильно оформляют работу на листе в клетку. Здесь четко прослеживается заключительный этап формирования у учащихся стремления к самостоятельной, творческой работе. На этапе защиты проекта ученики демонстрируют знания, умения и навыки по данной теме при выполнении коллективной работы “Карта звездного неба”. Индивидуальное выполнение заданий по карточкам - последовательно соединить точки-звезды, получить рисунок-созвездие и дать информацию, связанную с происхождением их названий. Затем все листы с рисунками скрепляются по схеме на доске.
Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов. В этом случае урок полностью утрачивает свои традиционные основания и становится новой формой общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.
2. Паспорт проекта.
Название проекта: Координаты и координатная плоскость.
Тема проекта: Положительные и отрицательные числа.
Вид проекта: Урочная деятельность.
Типология проекта: практико-ориентированный, интегрированный, индивидуально- групповой, краткосрочный.
Предметные области: математика, история, рисование, география.
Проблема: как лучше усвоить понятие “положительные и отрицательные числа” и выполнение действий с ними?
Цель проекта: научиться находить координаты точек и строить точки по заданным координатам.
Методические задачи проекта:
- Ввести понятие системы координат на плоскости, координатная плоскость, осей координат.
- Развивать навыки и умения построения точек по их координатам и нахождения координат точек.
- Формировать основные учебные компетенции: предметная, коммуникативная, информационная.
- Развивать УУД: анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией.
- Развивать интеллектуальные, творческие, исследовательские способности, активизировать интерес к учебному предмету.
Участники проекта: учащиеся 6 класса.
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос: Почему на уроках русского языка мы пользуемся тетрадью в линейку, а на уроке математики - тетрадью в клетку?
Проблемный вопрос: Где можно применить положительные и отрицательные числа?
Учебные вопросы:
- Как отметить положительные и отрицательные числа на координатной плоскости?
- Как найти координаты точки в системе координат?
- Как построить точку по заданным координатам?
Ключевые слова:
Координаты, координатная плоскость, прямоугольная система координат, абсцисса, ордината, Рене Декарт, Клавдий Птолемей, геометрия, астрономия, география.
3. Этапы работы над проектом.
Этапы и содержание работы | Срок | Ответственные |
1. Подготовительный. Цель: создать мотивацию, осознание проблемной ситуации. |
16.11 | учитель |
2. Организация и планирование
деятельности. Цель: разработка плана, распределение обязанностей, выбор способов оформления и представления результатов, критериев оценки проекта. “Мозговой штурм”: что нужно знать для определения местоположения человека, объекта, предмета? Игра “Морской бой” - 1 тур. Оборудование: географический глобус, карты, туристические схемы городов, шахматная доска, билет в кинотеатр, клетчатая бумага. |
17.11 | Игровые пары Ведущие эрудиты |
3. Практический. Цель: осуществление информационно-поисковой деятельности, актуализация знаний. Игра “Морской бой” - 2, 3 тур. Историческая справка “Рене Декарт и декартова система координат”, “Астроном Клавдий Птоломей” Игра “Меткий стрелок” (роли - наводчики и стрелки, поражение цели на интерактивной доске). Практическая работа “Зоопарк” (нарисовать животных на плоскости по заданным координатам по выбору). “Конкурс художников” (придумать и построить фигуры на плоскости, записать координаты точек, правильно оформить работу). |
19.11 20.11 22.11 23.11 24.11 |
Историки Теоретики Практики Художники Стрелки наводчики |
4. Аналитический. Цель: провести рефлексию, контрольно-коррекционную деятельность. Анализ информации, оформление проекта, изготовление продукта проектной деятельности. |
26.11 | Оформители Аналитики |
5. Защита проекта. Отчет, презентация, коллективная работа “Карта звездного неба”. Демонстрация продуктов проекта: Компьютерная презентация, стенд “РЕНЕ ДЕКАРТ”, рисунки на клетчатой бумаге, закладки – памятки “Умелые руки”, красивые задания на координатной плоскости. Фотографирование |
3.12 | Астрономы Исследователи Конструкторы Дизайнеры |
6. Заключительный. Самооценка, внешняя оценка, подведение итогов, выдвижение и прогнозирование новых проблем. |
4.12 | Учитель Критики |
4. Результаты и выводы.
- Игра “Морской бой”: в 1 туре участвовало 20 учеников - 10 пар.
- Практическая работа “Зоопарк” [4,5,6]: коллективное обсуждение выполненных заданий, оценивание по пятибалльной системе за правильность и аккуратность.
- Изготовление закладок-памяток “Правила выполнения действий с положительными и отрицательными числами”: выполнили 7 человек, результат оценивания по пятибалльной системе.
- “Конкурс художников”: выполнили работу 17 человек. Не у всех получаются четкие по силуэту и с четкими координатами рисунки. Есть очень простые работы. Есть ученики, у которых возникает потребность творить самому, придумывать и выполнять сложные рисунки, за ними тянутся и другие. Лучшие работы у 10 уч-ся.
- Практическая работа “Карта звездного неба”: [3] индивидуально выполнили работу 14 уч-ся. Лучшие работы отмечены, ошибки откорректированы. Коллективно составили по схеме карту звездного неба. Астрономы подготовили информацию о созвездиях.
- Информационный материал “Французский математик Рене Декарт и декартова система координат”, “Древнегреческий астроном Клавдий Птолемей” с презентацией и оформлением на стенде в классе.
- Контрольная и самостоятельная работа.
- Коллективный проектный продукт- папка с материалами по теме и диском.
Во 2 туре играли 8 человек-4 пары(2 отсутствовали
по болезни):
3 тур-финал: играли победители 2 тура, набрали по 15
баллов. Судьи вынесли решение - ничья.
Победители получили оценку “пять”, а призеры за
2 тур –“четыре” (по желанию).
5. Литература.
- УМК И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович Математика 6 класс. - М.:Мнемозина,2010.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990.-96 с.
- Практическая работа “Карта звездного неба”//Математика в школе.-2007.-№1
- Горячкина О. Координатная плоскость// Математика.-1995-№47.-с.8.
- Рисуем по координатам//Математика. 2000. №46.47. с.12,22.
- Красивые задания по теме “Координатная плоскость”// Математика. 1997. №38