Интегрированный урок (литературное чтение + ОРКСЭ) "О смирении и любви к ближним в произведении белорусского писателя Иоанна Рутенина "Капелька и Пылинка"

Разделы: Начальная школа


Основная задача: Формирование стремления к духовно-нравственному образу жизни как одной из важных жизненных ценностей, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Цели:

Обучающие:

  • знакомство с новым произведением
  • формирование работы над текстом, словом
  • осмысление и конкретизация духовно-нравственных понятий
  • работа над понятиями “смирение” и “любовь к ближним”

Дидактическая:

  • использование динамического чтения

Воспитательная:

  • формирование правильного представления об окружающем мире
  • воспитание чувств уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине
  • умение слушать

Развивающие:

  • развитие фонематического слуха
  • формирование и развитие думать, анализировать, обобщать
  • работа над укреплением памяти, внимания, воображения, сообразительности
  • выработка собственной жизненной позиции, духовное осознание ответов на вопросы: “Кто я? Кто мы?”

Оборудование:

  • учебник, тетрадь
  • карточки
  • таблицы “Произноси правильно”
  • компьютер
  • проектор
  • выставка книг

Ход урока

I. Вступительная часть

Приветствие гостей

Подведение к теме урока (создание проблемной ситуации)

Человек Человек
Жизнь Жизнь
Гордость Доброта
Покаяние Смирение
Утешение Счастье

(Чтение стоя, вслух. Составление логических цепочек. Определение темы урока.)

II. Объявление темы и цели урока.

Составив логические цепочки, мы с вами смогли определить тему нашего сегодняшнего урока.

- Будем говорить о смирении и любви к ближним.

- А кого можно назвать ближним? (Кто нуждается в твоей помощи)

Автор Иоанн Рутенин “Пылинка и Капелька”.

III. Первичное чтение текста учителем.

Главный вопрос: почему так названо произведение? (Перед чтением).

Почему так названо произведение?

Кем они являются в произведении?

Автор их называет не “Капля и Пыль”, а ... Почему?

К какому жанру можно отнести произведение?

(Сказка.)

А почему? Докажите?

(Элемент вымысла)

Словарная работа.

  • еще больше распаляться
  • многочисленность
  • ехидно спросить
  • Воззри, Господи!
  • невтерпеж
  • кокошник
  • воспрянул

Таблица произношения (переходящее ударение).

  • ожил
  • ожили, но
  • ожила

IV. Вторичное чтение. (Работа с текстом, помечая карандашом законченные части.)

Где жила Пылинка?

  • Чем она так гордилась? Зачитайте.
  • Где была Капелька? Что она делала?
  • Почему рассердилась Пылинка?
  • Как об этом сказано в тексте?
  • Что Господь через Капельку велел передать Человеку?
  • Кем является Капелька?
  • А что это значит?

V. Физкультурная минутка.

VI. Продолжение работы с текстом.

  • Что произошло с Капелькой?
  • Как на это среагировала Пылинка?
  • Как это – со злорадством?
  • Почему люди обратились ко Господу?
  • Как они просили?
  • Услышал ли Господь людей?
  • Что произошло?
  • Как это объясняет Капелька?
  • Что значит “милосердный”?
  • Почему опять злится Пылинка?
  • А Капелька хоть раз рассердилась? Почему?
  • Как от своей доброты и незлобия преобразилась Капелька? Зачитайте.
  • Что теперь ей велено передать нам, людям, на землю? Зачитайте.

Закончилась эта история. Прочитаем еще раз то, что просит нас запомнить автор.

VII. Творческая работа. Написание мини-сочинения по заданному началу.

Пылинка!

Хочу тебе пожелать...

VIII. Самостоятельная работа. (Работа в микрогруппах.)

Обсудите в группе свой выбор и придите к согласию, подготовьтесь к выступлению. Поблагодарите друг друга.

+ Благочестие

Положительные
качества

Праведность Отрицательные
качества
Послушание
  Злорадство  
  Гордость  
  Скромность  
  Упрямство  
  Вера  
  Смирение  
  Любовь  

IX. Рефлексия.

  • Интересно ли вам было работать?
  • Какое качество тебе пригодится в жизни?