Организация исследовательской деятельности учащихся на базе вуза

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Информационная революция и накопление огромной суммы фактических знаний во всех областях науки привела к существованию гигантской пропасти между запросами современной науки и технологиям, используемыми в научном поиске и традиционной системой образования, которая по определению является консервативной, так как работает с детьми, начиная с младшего школьного возраста. Анатомические, физиологические и психологические особенности человека не позволяют “нагружать” детей младшего школьного возраста той информацией, которая отвечает запросам современных науки и технологии, несмотря на то, что именно в этом возрасте мозг человека отличается высокой поисковой активностью, способен к нетривиальному мышлению. В старшем школьном возрасте восприимчивость человека снижается, горизонты сужаются, мысль замыкается в предметной области, человек приспосабливается к требованиям существующей системы образования, дает ожидаемые ответы, в качестве цели обучения ставит сдачу экзаменов и поступление в ВУЗ в надежде, что там его и подготовят к настоящей научной деятельности. Но в такой ситуации готовность именно к научному творчеству сохраняется лишь у небольшого числа абитуриентов.

Необходимость сохранения консерватизма в образовании объективна. Однако существует некое количество детей, не укладывающихся в рамки консервативного образования в связи с очень высокой познавательной способностью и желанием творить, которое сохраняется, несмотря на “прокурстово ложе” начального и основного образования. Именно эти дети и создают интеллектуальную элиту общества. Недостаток существующей системы в том, что к моменту поступления их остается не более 3% от общего числа поступающих в ВУЗ.

Наше государство сейчас, как никогда, нуждается именно в интеллектуалах, способных обеспечить выход Росии на передовые рубежи в мире по всем направлениям. Одним из способов подготовки такой интеллектуальной элиты может стать использование системы физтех-образования, основы которой заложил С.П.Капица при создании МФТИ. Эта система сочетает высокий уровень творчества (или сотворчества) студентов и преподавателей, которые одновременно являются научными сотрудниками, работающими на переднем крае науки с оной стороны и высокий уровень требований, предъявляемых к освоению базовых знаний. Это трудно и доступно не всем, но помогает достичь очень высоких результатов. Интеллектуальная работа требует дисциплины, а процесс творчества не всегда поддается регуляции. Это противоречие удается преодолеть только при очень высоком уровне самодисциплины, который должен формироваться с детства. Добиваясь соблюдения исполнительской дисциплины очень легко убить творчество в ребенке. Поэтому необходимо применять такие методики и технологии, которые сохраняют и развивают эту способность в течении всего периода обучения в школе.

Технологии проектно-исследовательской деятельности могут быть основаны на включении учащихся в реальную исследовательскую деятельность на базе ВУЗов, в нашей деятельности это РГАУ-МСХА, МПГУ, МФТИ и Биофармкластер “Северный”. В марте, после проведения ежегодной конференции, учащиеся выбирают тему исследования. Обязательной является командная работа (3-4 человека). От кафедры института выделяется куратор группы (студент или аспирант), который готовит рабочую программу. Рабочая программа утверждается на кафедрах ВУЗа и лицея. Занятия проводятся не реже 1 раза в неделю во внеурочное время на кафедре (практические) или в лицее (теоретические). В последние два года широко применяются современные технологии, позволяющие проводить теоретические занятия в дистанционном режиме. Для учащихся составляется индивидуальная образовательный маршрут, включающий занятия по теме исследования (предметные результаты), по программе “Введение в науку” (метапредметные результаты), по программе “Риторика” (коммуникативные универсальные учебные действия), организуются тренинги по развитию умений вести дискуссию и участвовать в диспутах, тренинги командообразования.

В мае проводится тренировочный турнир, на котором группы защищают выбранную тему (аналог утверждения темы в исследовательском институте) и участвуют в турнире по решению проблемных задач.

Командный дух, необходимый для творческой работы в коллективе формируется как во время еженедельной работы в лаборатории в режиме реальных исследований, так и во время турнира, когда за ограниченное время необходимо решить сложную задачу.

Тот факт, что учащиеся работают над исследовательским проектом в течении года в реальной лаборатории формируют ответственное отношение и умение планировать свое время.

По итогам работы в феврале учащиеся представляют свою работу на научно-практической конференции “Старт в инновации” (как обязательное явление) и других научно-пракических конференциях, проводимых в Москве и России

К декабрю учащиеся сдают тезисы (в разной форме в зависимости от класса). Тезисы публикуются. По итогам конференции публикуется сборник докладов, получивших призовые места.

Учащиеся 7-10 классов предоставляют тезисы своих работ. Помимо собственно защиты исследовательской работы, учащиеся оппонируют работу команды-соперника и решают творческую задачу.

Сделано это в связи с изменившимися требованиями к ученикам — будущим выпускникам, студентам и специалистам. Два важнейших требования к современному успешному человеку: креативность и умение работать в команде. Организаторы конференции предполагают, что групповая исследовательская работа, которая завершается подготовленным проектом и выступлением на конференции, помогает развить и креативность, и умение работать в команде. Чтобы проверить это, все группы делят по парам и в первой части конференции каждая пара будет оппонирует выступление и работу команды-соперницы. Для того, что бы сделать это, команды заранее знакомятся с работами своих оппонентов. Поэтому, все работы сдаются в оргкомитет до 15 января. Срок с 15 января по 2 февраля (2 февраля пройдет конференция) нужен командам, чтобы познакомиться с работами своих соперников и подготовить вопросы. По этой части конференции жюри будет оценивать выступление по исследовательской работе и оппонирование.

Во второй части конференции все пары решают творческую задачу в рамках того предмета, по которому они готовили свою исследовательскую работу и предлагают свое решение задачи (выступление не более 3-х минут). После этого команды отвечают на вопросы, которые задают друг другу (не более 3-х вопросов). Решение задачи, вопросы, ответы на вопросы оцениваются жюри и команде выставляется общий балл.

Общий балл команды и определение победителей и призеров будет проходить по итогам выступления, оппонирования и решения творческой задачи.

Во время конференции проводится постерная сессия, то есть учащиеся учатся представлять свои проекты в разных формах.

По итогам конференции присуждаются дипломы трех степеней и лучшие работы публикуются в сборнике работ конференции.

Таким образом, включение учащихся в исследовательскую деятельность на базе ВУЗа, позволяет развить академическую одаренность и исследовательскую компетенцию учащегося, необходимую для дальнейшего вовлечения в научное творчество.