Открытый урок истории на тему "Российская архитектура в перспективе столетий"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Интегрировать знания учащихся по одному из направлений российской культуры (архитектура XIII-XVII вв.).
  • Продолжить работу по формированию знаний учащимися специальной терминологии.
  • Развивать методику применения на уроках истории медиаматериалов.
  • Воспитывать учащихся в духе бережного отношения к культурному наследию прошлого.

Оборудование:

  • LED TV 102;
  • DVD-плейер;
  • авторские фильмы “Великий Булгар” и “Град Свияжск”;
  • приложение №1– компьютерная презентация “Российская архитектура XIV-XVII вв.”

Ход урока

На территории современной России находятся два уникальных архитектурных ансамбля, которые в настоящее время переживают период грандиозного возрождения. Это Великий Булгар и град Свияжск на Волге.

Правительства Российской Федерации и Республики Татарстан вкладывают очень много сил и средств в восстановление мусульманской и христианской святынь, что является, на наш взгляд, наилучшим примером сближения различных культур и религиозных конфессий. В результате монгольского нашествия Волжская Булгария утратила независимость. Сотни сел и городов лежали в развалинах. Экономике страны был нанесен тяжелый урон. Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды. Население превратилось в данников монгольских ханов, отдавая им часть собранного урожая или дохода. Пережив батыево разорение, булгары начали восстанавливать разрушенное. Постепенно из пепла поднимаются города. На Волге отстраивается Болгар, возрождается Джукетау, Биляр, Сувар. В Булгаре начинается чеканка самых первых золотых монет. В предкамских районах возникают новые поселения и получают развитие старые – Казань, Чаллы, Алабуга и др.

Вопрос: Почему, несмотря на монгольское завоевание, началось восстановление булгарских городов? За относительно короткий период Булгар стал одним из крупнейших городов Золотой Орды. Период его бурного расцвета пришелся на первую половину 14 столетия. С большим размахом велось в Булгаре каменное строительство. Украшением города на рубеже XIV-XV вв. стала соборная мечеть, которая была центром архитектурного комплекса.

Вопрос: Почему монголы украсили языческий город мусульманской мечетью? Архитектурными шедеврами булгарского средневековья являются: Малый минарет, Черная палата, Восточный мавзолей, останки Белой палаты и др. Свияжск, живописный остров с белокаменными колокольнями и маковками церквей, далеко виден на просторах Большой Волги.

В истории русского градостроительства он знаменит тем, что возник в XVI в. как стратегическая крепость в 30 километрах от Казани и являлся опорным пунктом Москвы при взятии столицы Казанского ханства. После нескольких неудачных попыток Ивана Грозного овладеть Казанью осенью 1550 г. русское войско расположилось лагерем у реки Свияги. Внимание царя и воевод привлекла круглая гора – весьма удачное место для возведения фортификационных сооружений. Здесь и решили заложить город.

Всю зиму в Угличском уезде, вотчине бояр Ушатых на Верхней Волге, за тысячу километров от Казани рубили город со стенами, башнями и церквями.

После пробной сборки все бревна разметили, потом разобрали и погрузили на суда. В апреле 1551 г. караван судов отправился вниз по Волге. 24 мая 1551 г. к устью Свияги подошли основные воинские силы. Сюда же прибыли и суда с заготовленными и размеченными бревнами. Сборка крепости велась лихорадочными темпами. За четыре недели город-крепость был построен.

Крепостные сооружения Свияжска по размерам превосходили крепости Новгорода Великого, Пскова и даже Московского Кремля.

Вопрос: Почему Иван Грозный в течение нескольких лет добивался завоевания территории Казанского ханства? Свияжск – одна из замечательных страниц летописи русского зодчества XVI-XVIII вв. Несмотря на многочисленные перестройки, они сохранили для нас древнюю красоту. Это и знаменитая деревянная Троицкая церковь 16 в., белокаменный Успенский собор, строителями которого были Постник Яковлев и Иван Ширяй– создатели уникального Собора Василия Блаженного в Москве, гигантский храм “Всех скорбящих радость” и многие другие.

В течение урока учащимся предлагается не только ответить на поставленные вопросы, высказать свою точку зрения, но и посмотреть фрагменты DVD– фильмов, созданных автором, а также презентацию на тему “Булгар” и “Свияжск” (См. Приложение 1).

Выводы

На протяжении многих столетий российская культура прошла сложный и противоречивый путь развития. Характеризуя этот путь, нельзя забывать о том, что это был путь отторжения и взаимопроникновения различных культурных элементов и связанных с ними религиозных конфессий. Применяя различные методы (беседа с учащимися, демонстрация авторских фильмов и др.), учитель подводит учащихся к главной идее урока: в многонациональном Российском государстве не должно быть места культурному и религиозному противостоянию.

Литература:

  1. Остроумов В.П. и Чумаков В.В. Свияжск. – Казань, 2011.
  2. Хузин Ф.Ш. Города Казанского ханства. – Казань, 2008. 3.Алишев С.Х. Казанское ханство. – Казань, 2002.

Презентация