Урок изобразительного искусства по теме "Выражение намерений через украшение". 2-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 2


Раздел программы: “О чем говорит искусство”.

Цели урока:

  • образовательная: закрепить знания о звонких и мрачных цветах; формировать художественную культуру учащихся; дать представление о возможности выражения намерений, целей через украшение и цвет предметов;
  • развивающая: развивать воображение, творчество, способности ребенка воспринимать оттенки чувств и выражать их изображением и цветом в практической работе; совершенствовать изобразительные навыки, развивать умение работать коллективно и в группах;
  • воспитательная: воспитывать интерес к миру прекрасного, нравственные эстетические чувства, трудолюбие.

Продолжительность урока: 40 минут.

Оборудование для учителя: медиапроектор, компьютер.

для учащихся: шаблоны кораблей, гуашь, кисти большого и маленького размера, палитра.

Зрительный ряд: компьютерная презентация (Приложение), рисунки кораблей.

Литературный ряд: стихи В.Калинкина.

Музыкальный ряд: Н.Римский-Корсаков “Океан – море синее”, “Снегурочка”, музыка-релаксация.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка рабочих мест

II. Сообщение темы урока.

– Здравствуйте, ребята, очень рада вас видеть. Садитесь. Тема нашего урока называется “Выражение намерений через украшение”. (Приложение. Слайд 1)

– Вам понятно слово “намерения”, что оно обозначает? Ребята, как вы можете объяснить значение слова намерения? (Ответы детей). Давайте посмотрим, как это слово объясняется в словаре Ожегова. Намерения – предположение сделать что-нибудь, желание, замысел
Пример: Иметь н. Без всякого намерения (без определенной цели, неумышленно). Благие намерения (ирон.). (Приложение. Слайд 2).

– Как вы думаете: намерения, какие бывают? Всегда ли они одинаковы?

– Я вам приведу примеры, а вы, пожалуйста, подумайте, какие намерения имели дети.

Например: упала бабушка, это увидел мальчик и бросился к ней на помощь.

Какие у него намерения? (добрые)

Мальчик наблюдает, как из школы идет девочка. “Сейчас я брошу камень в лужу и обрызгаю ее грязной водой! ” В этом случае, какие у него намерения? (плохие).

Звенит колокольчик, будет сказка. (Приложение. Слайд 3).

В одном царстве-государстве правил царь, который был большим любителем путешествовать. Однажды, когда он возвращался домой, на его корабль напали пираты. Они захватили его в плен. Опечалились люди. Все его очень любили. Стал подрастать сын короля. Печальную историю поведала ему мать, он дал клятву освободить своего отца. Со всего царства съехались самые сильные и смелые люди, снарядили флот и направились к острову. (Приложение. Слайд 4).

– Ребята, вы думаете, с каким намерением двинулся флот?

– Добрыми!

– А раз намерения благородные, добрые, то и форма корабля должна соответствовать им?

Долго плыли по морю, и вот, наконец, вдали черной точкой показался пиратский флот. Вы, вероятно, знаете, кто такие пираты и какие у них намерения?

Как вы думаете, их корабли будут отличаться от тех, которые шли освободить царя?

– Я вам дам рисунки двух кораблей. Попробуйте в каждой группе определить какой же это корабль, каковы его намерения и доказать это всем!

Раздаю рисунки, дети обсуждают 2 минуты. Один ученик показывает, рассказывает и доказывает намерения корабля. Учитель рассказывает о викингах. Посмотрите, ребята, на корабль викингов, как вы думаете, дружелюбный был этот народ или нет? Обоснуйте ответ. Естественно, им хотелось посмотреть, как живут люди в других местах, а заодно и выяснить, нельзя ли их как следует пограбить, если они живут побогаче. Викинги прекрасно понимали, что напуганный противник – это почти побежденный противник. Поэтому они украшали носы своих кораблей изображениями оскаленных драконов и прочей страшной нечестии, а по бортам укрепляли угрожающе размалеванные щиты. (Приложение. Слайд 5).

– Ученик другой группы показывает, рассказывает и доказывает намерения корабля. Учитель рассказывает о славянах. – Жители Русского севера – поморы – всегда были хорошими мореходами. Не хуже викингов, но поморы убивать и грабить не любили, а занимались торговлей и промыслом морского зверя и рыбы. Поэтому и корабли у них выглядели миролюбивыми. внимание (Приложение. Слайд 6)

– Молодцы. Итак, Князь Гвидон встретил пиратский флот. Давайте подумаем, какие краски мы подберем для флота Гвидона, а какие для пиратского флота? – Для Гвидона – теплые, звонкие цвета.

(Приложение. Слайд 7)

– Для флота пиратов – холодные, мрачные.

– Как получаются мрачные цвета? При добавлении черного цвета.

(Приложение. Слайд7,8)

Мы с вами знаем, что искусство имеет свой язык, свое звучание. Давайте послушаем музыку, скажем и покажем какие звучат цвета и какое вызывают настроение, какому флоту подойдут?

Звучит музыка. Дети выбирают цвета.

Я хочу предложить вашему вниманию картину художника И.Голикова “Куликовская битва”. Здесь мы с вами видим сражение двух войск (Приложение. Слайд 9)

– Попробуйте сказать, что происходит на картине?

– Сражение добра и зла.

– Добро какого цвета?

– Красное, желтое, белое и т.д.

– Зло какого цвета?

– Черного, мрачного.

– Как вы думаете, что победит: добро или зло? Почему?

– Звонких и теплых цветов больше…Молодцы!

– Напряженный, неистовый бой русских воинов с врагами земли своей. Поединок двух центральных фигур символизирует беспощадность борьбы, веру в победу светлых сил добра. Побеждает в битве добро, и это мы видим по цвету, т.к. звонких цветов больше, чем мрачных.

– Как вы думаете, ребята, какие изображения можно использовать для украшения парусов кораблей с добрыми и злыми намерениями? Давайте выберем и объясним, почему. (Приложение. Слайд 10)

Сегодня мы с вами постараемся выразить намерения через цвет и изображения.

Для каждой группы я задам задание стихами:

Ну-ка, представь себе, как в старину,
Шли корабли на разбой, на войну.
Пушки по борту с обеих сторон.
На парусах-то орел, то дракон.
Нос угрожает оскаленной пастью
Тигра ли, льва, иль кого позубастей.
Флаг развевается с черным крестом,
С молнией флаг, со змеиным хвостом.

Теперь представь корабль иной –
Сверкает парус над волной…
Пусть чайка на флажке парит,
Ведь флаг о мире говорит.
На флаге бабочка, пчела
Зовут на добрые дела…
Подумай, чем украсить нос:
Русалкой с гривою волос,
Дельфином с носом, как игла, –
Дельфины не приносят зла;
Одень корабль, как парад,
Ты в самый праздничный наряд.

При помощи цвета и символов попробуйте передать доброе или злое намерение флотов. (Флот Гвидона и флот пиратов) (Приложение. Слайд 11)

III. Физкультурная минутка. “Море волнуется – раз ….”

IV. Практическая работа.

Во время практической работы учитель использует индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

V. Подведение итогов.

Корабли дети крепят на доску.

– Давайте подведем итоги. Что у нас получилось? Можем мы сказать с какими намерениями идут корабли? Как мы можем это объяснить? Кто победил в этой схватке?

– Цвет, украшения…

– Т.е. мы с вами сегодня на уроке убедились в том, что при помощи украшений, цвета можно передать, угадать намерения. Урок понравился? Что понравилось? (Приложение. Слайд 12)

VI. Домашнее задание: рассказать родителям, знакомым, друзьям о роли цвета и изображений в одежде человека.

Литература:

  1. Программы общеобразовательных учреждений “Изобразительное искусство и художественный труд” Под руководством Б.М. Неменского. Москва “Просвещение” 2009 г.
  2. Изобразительное искусство 2-й класс “Поурочные планы” Автор – составитель С.Б. Дроздова 2007 г.
  3. Учебник 2 класса “Искусство и ты” Е.И. Коротеева. Москва “Просвещение” 2009 г.
  4. Стихи В.Калинкин.