Внеклассное мероприятие на тему "Я б в пожарные пошел, пусть меня научат". 7-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 7


В ноябре 2012 года в нашей школе прошел месячник по противопожарной гражданской обороне. В нем приняли участие дети 7Б класса и классный руководитель Шамина О.А. Итогом нашей работы стало общешкольное внеклассное мероприятие по предотвращению пожаров и поведению в чрезвычайной ситуации пожара. В нашем исследовании мы выяснили основные причины пожаров.

Актуальность темы: с каждым годом возрастает количество пожаров по вине человека. Становится актуальной проблема пожаров по вине детей. Пожар остается причиной гибели людей и больших материальных потерь.

Цель работы: создание информационного поля пожарной безопасности.

Задачи работы:

  1. Собрать статистику пожаров, человеческих жертв и материального ущерба от пожаров за период 2012 года в г.о Кинель.
  2. Сделать анализ причин пожаров
  3. Узнать о работе пожарно–спасательных отрядов на примере работы 34 ПСО г. Кинель по предупреждению и ликвидации пожаров (сходить на экскурсию)
  4. Познакомиться с историей пожарного дела в Самарской области и современными средствами пожаротушения (посетить выставку пожарно–технических средств в городе Самара)
  5. Изучить организацию противопожарной работы в местах массового скопления людей, через знакомство с мерами противопожарной безопасности в ГБОУ СОШ №11.
  6. Сделать результаты исследования общедоступными, опубликовав собранный материал в газете “Современники 21 века”, распространить газету через информационные стенды в здании ГБОУ СОШ № 11, создать буклет.
  7. Взять отзыв о нашей работе у работников 34 ПСО г. Кинель.

Объект исследования: события, связанные с пожаром.

Предмет исследования: статистические данные о пожарах в г.о. Кинель.

Методы исследования: описание и сравнение, систематика и классификация, беседа и интервью.

Этапы исследования:

Исследовательский;
Информационно-аналитический;
Обобщающий.

Введение

Жизнь и всё, что с нею связано,
стоит того, чтобы всегда быть начеку.

Пожар – одно из распространённых бедствий в жизни людей. Итогом пожаров всегда бывает горе людей: потеря имущества или гибель человека. В нашем исследовании мы выяснили основные причины пожаров, для этого мы посетили с экскурсией ПСО № 34, пожарно–техническую выставку в городе Самара. Во время проведения экскурсий мы подробно расспросили о становлении пожарного дела в Кинеле и Самаре. Выяснили, что причин возникновения пожаров много. Наибольшую опасность представляют пожары, имеющие техногенную природу. Например, пожар на набережной Волги в 1948 году, который возник от попадания молнии в резервуары с нефтью. Но такие пожары редкость. Основными виновниками пожаров являются люди. Из справки начальника 34 ПСО Васильченко А. И. “ За период 2012 года в Кинеле произошло 102 пожара, пострадало 8 человек, погибло 6 человек. Материальный ущерб составил 1мл. 697 тыс. рублей. Основными причинами пожаров были неосторожное обращение с огнём и неисправность бытовых приборов”. В наше распоряжение были предоставлены фотографии с места пожаров. Мы организовали и провели выставку рисунков. Лучшие рисунки передали работникам 34 ПСО с целью организации выставки в здании отряда, так как много детей школ города приходят к ним на экскурсии. Поместили собранный материал в газету” Современники 21 века” (см. приложение 5), выпустили буклет “Пожар” (см. приложение) Мы сделали все, чтобы убедить сверстников в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

Основная часть

1. Причины возникновения пожара.

  1. Неосторожное обращение с огнем
  2. Несоблюдение правил пожарной безопасности
  3. Самовозгорание
  4. Природные явления
  5. Другие причины

Неосторожное обращение с огнем.

Самой частой причиной возникновения пожара во все времена человеческой истории было и есть неосторожное обращение с огнём. Здесь и непотушенный после пикника в лесу костёр, из-за которого иногда выгорают не только сотни и тысячи гектаров лесов, но и целые населённые пункты. Здесь и брошенная мимо пепельницы недокуренная сигарета (см. приложение 1), в результате чего пожар охватывает дома, квартиры, уничтожая и имущество, и людей, которым это имущество принадлежало. Иногда неосторожное обращение с огнём приводит к катастрофам национального масштаба. Происшествие в одном из ночных клубов, когда забава с фейерверками в честь клубного юбилея привела к мгновенному воспламенению потолка и стен клуба, выделению в больших количества ядовитых веществ и, как следствие, к смерти более чем полтораста человек1.

Несоблюдение правил пожарной безопасности.

Разумеется, несоблюдения правил эксплуатации электрических приборов, производственного оборудования в эпоху технического прогресса тоже нередко становится причиной возникновения пожаров. Не выключенные утюги, паяльники, обогревательные приборы, просто некачественная электропроводка, как и газо-электросварочные работы вблизи легковоспламеняющихся материалов — всё это не приводит к добру (см. приложение 2)

Самовозгорание.

А ещё пожар вызывается самовозгоранием разного рода новых и старых материалов и веществ. Самый простой пример — это самовозгорание промасленной ветоши под воздействием солнечных лучей, от тепловыделения отопительной батареи или при контакте с марганцовкой. Могут самовоспламениться древесные опилки, стружки, соприкасаясь с кислотами. Бывает, что однажды вселившийся в кучи угля или торфа огонь, может спустя месяцы вспыхнуть и разгореться в громадных масштабах. Из ничего, казалось бы, возгорается в рулонах рубероид, бумага, целлофан и целлулоид, материалы, содержащие нитроцеллюлозную основу. Большинство горючих веществ самовозгорается при температурах, которые не превышают 140 градусов Цельсия.

Природные явления

К причинам, вызывающих пожары, относят так же и древние, как мир, природные явления, как грозовые разряды. Вмиг вспыхивают леса, кучи сена, соломы, дров, и т.п. Пожаров, которые случаются от “грома с молнией”, могло быть во много раз больше, если бы не   Бенджамин Франклин, который первым в мире установил громоотвод и обосновал необходимость его повсеместного применения в целях защиты от пожаров, происходящих “свыше”.

Другие причины

И, конечно же, умышленные поджоги — тоже далеко не экзотическая причина возникновения пожаров. Ради чего? А чтоб согреться, просто издали на огонь полюбоваться, чтоб соседу насолить!

Есть и другая крайность, когда поджигателем двигает холодный расчёт — получить страховку за “случайно” сгоревшее здание, строение, помещение, движимое имущество.

2. Что нужно делать при пожаре

При пожаре наибольшую опасность для людей представляют высокая температура воздуха, задымлённость, концентрация окиси углерода, возможное обрушение зданий и сооружений. Помните об этом при борьбе с пожаром и при спасении пострадавших. Особенно быстро следует действовать в зданиях, охваченных огнём. Если нужно пройти через горящее помещение, накройтесь с головой мокрым одеялом, плотной тканью или верхней одеждой. Дверь в задымлённое помещение открывайте осторожно, иначе быстрый приток воздуха вызовет вспышку пламени. Через сильно задымлённое помещение лучше двигаться, пригнувшись или ползком. Если во время пожара загорится одежда, ни в коем случае нельзя бежать – это ещё больше раздует огонь. Надо постараться сбить пламя, набросив на горящую одежду одеяло, покрывало, пальто и т. д. Этим вы прекратите приток воздуха и быстрее погасите огонь. Можно также сбить пламя, катаясь по земле. После того как выйдите из опасной зоны и почувствуете себя плохо, обратитесь к врачу для оказания медицинской помощи3.

Запомните: не пытайтесь спрятаться от огня под кроватью, в шкафу, не забивайтесь в угол. Пожарным будет трудно вас найти.

Постарайтесь покинуть горящее здание (см. приложение 3)

Если вдруг пожар возник,
То звонить обязан  вмиг,
Как и всякий гражданин
В часть к пожарным …“01”.

    • назвать адрес,
    • сообщить, где горит;
    • свой номер телефона;
    • свою фамилию;
    • на каком этаже горит;
    • как лучше подъехать к дому;
    • сколько подъездов в доме.
    • Все это нужно сообщить быстро, без запинок.

3. Система пожарной безопасности. Пожарные знаки и первичные средства тушения пожара.

Под системой пожарной безопасности понимают мероприятия по предупреждению и ликвидации пожаров.

Основное место в ней занимает профилактика пожара, а именно, создание информационного поля причин возникновения неконтролируемого огня, разъяснение необходимости соблюдения правил пожарной безопасности1. Это возможно сделать на встречах с инструкторами по пожарной безопасности, через выставки рисунков, поделок, через различные конкурсы и т. д.

Ученики школ должны научиться пользоваться огнетушителями, которые висят на видных местах в школе. Для этого необходимо прочитать инструкции, расположенные рядом с огнетушителем, если что-то не понятно обратиться за консультацией к ответственному за пожарную безопасность.

В каждом общественном здании существует система спасения в случае возникновения пожара. Мы изучили её на примере школы № 11 (см. приложение 4)

  1. В школе есть кнопка экстренного вызова спасателей
  2. На стенах коридоров в доступном месте расположены действующие огнетушители и инструкции к ним, указатели запасных выходов.
  3. В людных местах вывешены план эвакуации детей при пожаре.
  4. Под лестницей есть простейшие средства тушения огня: вёдра, лопаты, песок.
  5. В каждом классе на потолке расположены датчики АПС (автоматическая система оповещения)
  6. В течение года администрация школы проводит учения по эвакуации детей из здания школы на случай нештатной ситуации.

По всему зданию развешены знаки пожарной безопасности: кнопка голосового оповещения, указатели запасных и основных выходов. Во время экскурсии по школе каждый ученик узнал о назначении этих знаков.

4. Месячник гражданской обороны в ГБОУ СОШ №11.

Совместная деятельность учителей общеобразовательных школ и работников пожарной части создает условия, находясь в которых ребёнок привыкает вести здоровый образ жизни. Неотъемлемой частью воспитания является знакомство с правилами противопожарной безопасности, и лучше чем специалисты по ликвидации пожаров рассказать об этих правилах не может никто. В ноябре учащиеся 7 “Б” класса ГБОУ СОШ № 11 в сопровождении классного руководителя Шаминой О.А отправились к пожарным 34 ПСО (Пожарно-спасательный отряд) (см. приложение 5). Детей приветливо встретила инструктор противопожарной безопасности Требунская Ольга Алексеевна. Во время экскурсии ребятам рассказали, что пожарная часть существует 25 лет и включает в себя гараж для пожарной техники и специальной одежды, боксы, диспетчерскую, комнату для отдыха личного состава и дежурного караула, другие помещения. В гараже стоят пожарные машины, там же находится специальная одежда пожарных, которая не горит. Сигнал о пожаре поступает на пульт диспетчера, задача которого точно установить место пожара и тотчас сообщать о нём начальнику дежурного караула. В течение 30 секунд пожарные готовы к выезду на место пожара, потому что в гараже пожарные машины всегда заправлены водой. Среди пожарных машин 34 ПСО есть специальная машина для тушения пожаров в высотных домах.. Шофёр чудо – машины выехал на ней из гаража, выдвинул лестницу, и один из пожарных, на глазах изумлённых экскурсантов, заменил сгоревшую лампу на новую.

Позднее, в интервью, пожарные Афиногеев Р.В. и Чадов С.А. ответили на многочисленные вопросы детей.

Вопрос:

Как быстро вы едите до места пожара.

Ответ:

Всё зависит от расстояния.

Вопрос:

Помните вы самый страшный пожар?

Ответ:

Да, когда в селе Парфёновка сгорело сразу шесть домов в 2009 году.

Вопрос:

Бывали случаи во время вашей работы, когда диспетчер сообщал о пожаре, а все пожарные машины на выезде?

Ответ:

Да, тогда диспетчер звонит в ближайшие пожарные части и пожар тушат пожарные других ПСО.

Вопрос: служат ли среди пожарных женщины?

Ответ:

Да, диспетчерами, инструкторами по противопожарной профилактике.

Вопрос:

На пожаре бывает страшно?

Ответ:

Да, но эту работу должен кто-то делать.

Через две недели после экскурсии в 34 ПСО группа детей отправились на экскурсию в пожарно-технический музей города Самара.

Ребята, задумайтесь прежде чем зажигать спичку или огнеопасные вещества. Помните! Человеку достаточно одного вдоха горячего воздуха, чтобы получить сильнейший ожог органов.

5. Современные средства пожаротушения.

В случае возникновения пожара нужно попытаться локализовать, и уничтожить огонь.

При тушении пожара, прежде всего, следует остановить распространение огня. Затем нужно гасить в местах наиболее интенсивного горения, при этом струю воды надо подавать не на пламя, а на горящую поверхность. Если горит вертикальная поверхность, то струю нужно подавать сверху вниз. Небольшой очаг в доме (квартире) следует залить водой или чем-либо накрыть (лучше всего тяжелой мокрой тканью)

Горящие жидкости при загорании надо тушить пенообразующими составами, засыпать песком или землёй, а если очаг небольшой – накрыть тяжёлой тканью или одеждой.

Если загорелась изоляция электрических проводов, в первую очередь необходимо проверить, не находятся ли провода под напряжение. Тушить огонь можно только после того, как будут вывернуты пробки, выключен рубильник.

Научитесь пользоваться огнетушителями. Ручной углекислотный огнетушитель нужно поднести как можно ближе к очагу горения, направить раструб на огонь и открыть запорный вентиль, вращая маховичок против хода часовой стрелки. У ручного пенного огнетушителя ОП-5 рукоятку следует поднять вверх и перекинуть до отказа, затем перевернуть огнетушитель вверх дном и направить струю пены на горящую поверхность2.

Но в любом случае, если пламя быстро распространяется, вызывайте профессионалов. Современные пожарные располагают таким арсеналом средств борьбы с пожаром, что огонь будет погашен в короткие сроки, и материальные потери будут сведены к минимуму. В каждом частном доме необходимо иметь первичные средства пожаротушения. Перечислим некоторые из них: огнетушители, квартирный пожарный кран (КПК “Пульс”), багры, вёдра и т. д. Практически всё это можно купить в специализированном магазине, который находиться в городе Кинель по адресу улица Крестьянская № 13. Тем, кто не располагает материальными средствами для приобретения средств пожаротушения в специализированном магазине, мы предлагаем изготовить самодельный огнетушитель. Рекомендации по его изготовлению мы поместили в следующей главе.

6. Советы владельцам частных домов

Как сделать самодельный огнетушитель.

В двух с половиной ведрах воды распустить 8 кг обыкновенной поваренной соли и 4 кг. нашатыря (хлористого аммония).

Раствор этот разлить в бутылки емкостью 250-500 миллилитров (обязательно стекло), тщательно их закупорить (лучше использовать бутылки с завинчивающимися металлическими крышками).

Бутылки надо сохранять под рукой, но так, чтобы их нечаянно не разбить. Для этого их лучше всего поставить на высокие полки или повесить на стену.

В случае возникновения пожара надо быстро бросать бутылки в огонь, чтобы они разбились.
Смесь из разбитых бутылок разольется в пламени, при этом образуются газы, которые и затушат начавшийся пожар2.

Естественно, нужно помнить о том, что все должно быть заготовлено к началу летнего сезона заранее. Лучше такие рецепты распространять по соседям и иметь летом приличный запас таких противопожарных бутылочек.

7. Статистические исследования пожаров в г.о. Кинель

Одна из задач исследовательской работы по пожарной безопасности– сбор статистических данных по г.о. Кинель. Эти данные были представлены работниками статистического отдела 34 ПСО г. Кинель. Мы представили их в виде таблицы (см. ниже) и диаграммы (см. приложение 6). Очевиден рост пожаров по вине детей, поэтому профилактическая работа среди детей своевременна и необходима.

Годы
Причины пожаров

2010

2011

2012

Всего

100

103

105

По вине курильщиков

14

13

15

По вине детей

20

21

23

Перегрузка электрической сети и другие

66

66

62

Вывод

По результатам статистического исследования мы делаем вывод о том, что в 2010 году по вине курильщиков процент пожаров составил – 14%, 2011 – 13%, 2012 – 16%. По вине детей процент пожаров составил 2010 год – 20%, 2011 – 22%, 2012 – 24%. Доля процентов из-за перегрузки электрической сети и других причин пожаров составила 2010 г. – 66%, 2011 – 65%, 2012 – 60%. Все пожары в г.о. Кинель происходят по вине человека. Особенно тревожит тот факт, что по вине детей количество пожаров с каждым годом увеличивается. Поэтому тема нашей работы по предотвращению пожаров и поведению в чрезвычайной ситуации пожара очень актуальна. Знание и соблюдение правил пожарной безопасности – необходимое условие предотвращения пожара.

Заключение

Исследовав события, связанные с пожаром, мы пришли к следующим выводам:

  • Ежегодно в г.о. Кинель происходит много пожаров.
  • Причины возникновения пожара в нашем городе не являются техногенными или природными.
  • Все пожары, которые были в нашем городе, произошли по вине человека.
  • Особенно волнует тот факт, что по вине детей количество пожаров с каждым годом возрастает.
  • Поэтому мы считаем проведённую работу по созданию информационного поля пожарной безопасности своевременной и необходимой.

Знание и соблюдение правил пожарной безопасности – необходимое условие предотвращения беды, которая называется пожар.