Использование приемов развития мышления при обучении химии

Разделы: Химия


Согласно принципам развивающего обучения, я забочусь о том, чтобы научить главному, тогда основная нагрузка в процессе обучения будет приходиться не на память учащихся, а на их мышление.

Высшая ценность человека - способность думать, а не быть энциклопедистом, для этого есть компьютер.

В новых образовательных стандартах по химии объявляется о реализации в обучении системно – деятельностного подхода, при котором дети сами выводят новые знания, двигаясь по пути, который предлагает учитель или учебник.

Самая сильная мотивация – это интерес. Интересно учиться, тогда, когда сам ученик открывает новое для себя знание. Эту возможность дает системно – деятельностный подход в обучении.

Интересно, когда предлагаемые задания не похожи друг на друга, а каждый раз требуют нового поворота в мышлении. Если трудно-то есть деятельность.

I. Упражнения уровня различения.

Суть их в умении отличать объект или процесс от других по наиболее существенным признакам. Учащиеся учатся выполнять задания, требующие сравнить, выбрать, сопоставить, найти лишнее.

  • По таблице в учебнике сопоставьте свойства щелочных металлов по увеличению их относительных атомных масс.
  • Что похожее у веществ:

магния, алюминия, железа;

оксида магния, оксида кальция, оксида железа(II);

углекислого газа, сернистого газа, оксида азота(IV).

  • Выберите среди веществ металлы: магний, железо, медь, графит, сера, фосфор, натрий, литий, хлор, бром, йод, кальций.
  • Сравните по химическим свойствам калий и кальций.
  • В предложенных рядах исключите “лишнее”, т.е. такое, которое не образует с остальными однородную группу.
  1. H2SO4, H2CO3, HCl, H2SO3, HClO;
  2. KOH, NaOH, Mg(OH)2, Zn(OH)2, Ba(OH)2;
  3. KOH, NaOH, Ca(OH)2, Mg(OH)2, Ba(OH)2;
  4. K2O, CaO, Ag2O, CO2, MgO;
  • Найдите соответствие:
Их семь. А. неспаренный
1. В нем один или два электрона. Б. малый
2. Им заканчивается период. В. порядковый номер
3. Она состоит из подгрупп. Г. высшая валентность
4. III период. Д. число электронных слоев
5. Формы электронных облаков. Е. периоды
6. Один электрон. Ж. инертный газ
7. Заряд ядра. З. s и p
8. Номер периода. И. первый электронный слой
9. Номер группы. К. группа
  • Важнейшие минералы железа:
Формула Название
а) Fe3O4 а) пирит
б) Fe2O3 б) лимонит
в) Fe2O3 . H2O в) магнетит
г) FeS2 г) гематит

II. Упражнения уровня узнавания.

Учащиеся развивают умения отличать, дифференцировать объекты (утверждают, что он другой), но и воспроизводят их определения, характеризуют свойства. Для выявления этого уровня умения и понимания можно использовать тесты, т. е. из нескольких ответов выбрать один верный.

  • Пример теста.

Из трех предложенных ответов выбрать один верный, из верных ответов составить определение для щелочных металлов.

1. К щелочным металлам относятся:

а) K, Аg, Си

б) Li, Ве, Na

в) Li, Na, K

2. Электронная формула щелочных металлов:

а) …ns2; б)…ns1; в)…ns2np1; г)…ns2np3

3. Щелочные металлы в соединениях имеют степень окисления:

а) +1 б) +2 в) +3

4. Щелочные металлы

а) легкие, окисляются на воздухе, не реагируют с водой

б) мягкие, хранятся под слоем керосина, легкоплавкие

в) тугоплавкие, тяжелые, реагируют с водой

5. Щелочные металлы с водой образуют:

а) оксид и водород

б) щелочь и водород

в) щелочь

6. Щелочные металлы в природе встречаются:

а) в составе солей

б) в самородном виде

в) в составе оксидов и гидроксидов.

III. Упражнения уровня воспоминания.

Пытаясь проверить, случайна ли заминка учащегося при ответе, ученику предлагается подсказка, связанная временем и местом с воспроизводимой информацией. Если учащийся ее берет и воспроизводит требуемую информацию, то можно сделать вывод о владении им конкретного понятия.

Предлагаются следующие задания:

  • Подсказка:

Индекс – это число…; Воздух-это смесь

  • Расскажите друг другу, что вы узнали о натрии, наблюдая взаимодействие его с водой.
  • Назовите с помощью периодической системы вещества с формулой R2 , где R – элемент.

IV. Упражнения уровня припоминания.

Это более сложные, требующие большей самостоятельности и значительных усилий задания, соответствующие уровню активного поискового произвольного воспроизведения. Характерны для контрольной работы, зачета, семинара и др.

Семинар “Круговорот азота на планете Земля”.

В чем особенность атмосферы нашей планеты? Как вы считаете можно ли использовать эти слова при характеристике азота? Как азот атмосферы “рождает” жизнь и при этом его в атмосфере меньше не становиться? В какой химической форме может находиться азот в атмосфере, гидросфере, почве, организмах? В результате каких природных процессов молекулярный азот превращается в соединения и возникает вновь? Как вы думаете, какой процесс является самым мощным естественным поставщиком связанного азота? Как вы понимаете, что такое нарушение круговорота? Что можно отнести к грубейшему нарушению в естественном круговороте азота? Внесение удобрений - это благо или зло? Есть ли надежда у человечества, что ему не грозит “азотный голод” или эта проблема может быть решена более мягко для планеты Земля?

  • Составьте речь от имени “Степень окисления” или “Восстановитель” и другое…

V. Упражнения на применение знаний и оперирование ими по образцу.

Это уровень умений и навыков выполнять задания по образцу, правилу, формуле: пересказывать информацию в соответствии с заданным эталоном, устанавливать определенные закономерности или свойства, отыскивать их.

  • Используя алгоритм из учебника, назовите органическое вещество по его структурной формуле.
  • Дополните информацию, которая начинается по разному, а заканчивается одинаково:

а) … изменяются периодически;

б) … с возрастанием заряда ядра увеличиваются.

  • Вставьте пропущенную формулу:

а) Са – СаО – Са(ОН)2

S – SO2 - .…

б) К2О – СаО - MgO

CO2 - SO2 - SiO2

Na2O – BaO -….

в) K2O – SnO - SO2

CaO - …. -N2O3

MgO - Al2O3 - CO2

г) MnO - Mn2O7 – CrO -….

д) СaO - N2O5 - SO3

Ca(OH)2 - …. - H2SO4

е) Mn2O7 – MoO3 – V2O5 – TiO2-….

  • Используя алгоритмы, решите задачи по уравнениям химических реакций:

)

Если ученик затрудняется с выполнением задания, то он обращается к нужному алгоритму действий.

  • Алгоритмы для выполнения следующих действий:

Составление электронной формулы вещества.

  1. Написать рядом химические символы:
  2. N N       

  3. Найти, в каких группах Периодической системы находятся эти элементы:
  4. N - 5A; H - 1A

  5. Подсчитать, сколько электронов недостаточно до завершения внешнего слоя:
  6. N – 3; H – 1

  7. Обозначить точками столько общих электронных пар между атомами, сколько электронов не хватает до завершения внешнего слоя

N:::N                  

VI. Упражнения ассоциативного уровня.

Развивают способности учащихся устанавливать причинно-следственные связи между понятиями, процессами и явлениями, различать и выводить причины и следствия Для этого используются вопросы типа: почему, зачем, откуда, в связи с чем, что может быть общего; предлагается выделить единичное, обобщить; установить отношения, объяснить и т.д.

  • Например, что может быть общего в строении и свойствах глюкозы и альдегидов.
  • Установите группы слов.

Даны слова: галоген, завершенный слой, инертный газ, хлор, щелочной металл, начало периода, неон, натрий, фтор.

Ответ: галоген-хлор-фтор; инертный газ - завершенный слой-неон; щелочной металл-начало периода - натрий.

Даны слова: йод, натрий, хлор, барий, гелий, калий, бром, неон, литий, аргон.

Составьте группы слов со следующими признаками:

а) вытесняют водород из воды

б) имеют цвет

в) химические “лентяи”.

VII.Наиболее оптимальный и наиболее надежный - уровень переноса. Здесь проверяется способность применять знания, умения и навыки в новой нестандартной ситуации посредством таких заданий: как “сочините…, спроектируйте…, смоделируйте…, спланируйте…, выведите…”.

  • Сочините рассказ “Если бы я оказался среди кислот…”.
  • Выведите, какие свойства можно предсказать у франция (астата), пользуясь закономерностями в изменении свойств элементов в главных подгруппах?
  • Спланируйте, изучив инструкцию к практической работе, ход распознавания ионов в растворах электролитов.
  • Смоделируйте производственное совещание по теме……
  • Предложите несколько способов проведения одной и той же химической реакции, например, получение кислорода.
  • Спроектируйте, учитывая принципы наглядности, научности, глубины понимания, круговорот углерода в природе.
  • Спроектируйте на бумаге взаимодействие выданных веществ друг с другом.
  • Решение задач поискового типа:

Это вещество в раствор изменяет окраску индикатора. Из какого класса может быть это вещество?

Раствор этого вещества взаимодействует с гидроксидом цинка. К какому классу принадлежит это вещество?

Раствор этого вещества реагирует с металлами, выделяя водород. Что это может быть?

Это вещество реагирует с кислотой, образуя соль и воду, а со щелочью не взаимодействует. Это характерно для веществ какого класса?

Это вещество реагирует со щелочью, образуя соль и воду. Что это?

  • Сочините рассказ, используя к нему эпиграф: “Глупо просить у богов то , что человек способен сам себе доставить”.
  • Выведите причину, почему синтетические полимеры называют бессмертными жителями планеты.

VIII. Уровень классификации на общие и частные свойства, признаки.

Этот уровень развивает умения дифференциации (деления) известных учащимся предметных характеристик на общие и частные. Общие же свойства обязательно присущи всем представителям данного класса (множества), они обязательно отражены в определениях, и их всегда не так уж много.

  • Какие свойства обязательно присущи кислоте: сложное вещество; кислородсодержащее вещество; кислый вкус; жидкость; бесцветное вещество; центральный элемент, образующий кислоту – неметалл; взаимодействие с металлами; взаимодействие с основаниями.
  • Найдите в тексте параграфа примеры, подтверждающие классификацию углеводов:

а) низкомолекулярные и высокомолекулярные;

б) кристаллические и аморфные;

в) растворимые и нерастворимые;

г) способные окислятся и устойчивые к окислению;

д) гидролизуемые и негидролизуемые;

е) сладкие и несладкие.

  • Предложите перечень от общего к частному для хлора:
  • желто-зеленый;
  • в молекуле два атома;
  • имеет степени окисления +7 и -1;
  • при обычных условиях газ;
  • неметалл.

IX. Создание и оперирование образами.

У учащихся развивается умение построения зрительных образов того или иного понятия, признака, свойства, оперирование ими в визуальной форме - это уровень невербальный (несловесный) – уровень творчества. Нужно построить именно пространственное изображение, а не значок, не линии или цифры. Учащимся предоставляется возможность проявить свою индивидуальность.

  • Нарисуйте образ ученого Ч. Гудьира.
  • Изобразите графически понятие гомологи.
  • Представьте образно генетическую связь неорганических веществ.
  • Нарисуйте эскиз, рекламирующий полинилхлорид.

Обучение – это совместно-распределительная деятельность обучающего и обучаемого в целях развития не только памяти, но и мышления, а также творчества. I - уровень развивает только восприятие; с II по IV – память; с V по VIII – мышление; IX - креативность (создание и оперирование визуальными образами – то есть творчество).

Литература

1. Добротин Д.Ю. О формировании приемов познавательной деятельности. //Химия в школе.-2004.-№8, с.5-7.

2. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. Под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика. 1989.

3. Гликман И.З. Почему школьники не хотят учиться // Химия в школе. - 2003.- № 7. - с.26.

4. Дункер К. Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965.

5. Шабанов А.В., Стрюков Г.А. Использование приемов мышления при обучении химии.//Химия в школе.- 1993, №6.

6. Емельянова Е.О. Многокомпонентные задания как средство развития интеллектуальных умений учащихся. // Химия в школе.- 2001 №5.

7. Емельянова Е.О., Иодко А.Г., Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии.

8. Минченков Е.Е. Практическая дидактика. // Химия : методика преподавания.- 2002 № 7.

9. Шиленков Р.В., Чернобельская Г.М. Изучение психолого-педагогических особенностей учащихся. // Химия в школе. - 2004. - № 3.

10. Т.М. Енякова, Ю.С. Кардычко Алгоритмы как инструмент дифференцированного подхода //Химия в школе №1, 2004 с. 33.