Урок биологии по теме "Общий обзор скелета человека. Соединение костей"

Разделы: Биология


Ведущие цели урока.

  • Учебная цель (общеобразовательная):
    • продолжение формирования знаний о строении скелета человека как части опорно-двигательной системы.
    • изучение отделов и костей скелета человека;
    • установление взаимосвязи строения и функций костей и отделов скелета;
    • изучение типов соединения костей в скелете человека;
    • подведение обучающихся к выводу о сходстве скелета человека со скелетом млекопитающих животных и различии их.
  • Развивающая цель:
    • развитие умения сравнивать и находить отличительные особенности и сходство в скелете человека и млекопитающих животных;
    • умения обобщать и делать выводы исходя из сравнения;
    • продолжение развития умений работать с таблицами, схемами, моделями, рисунками учебника, анализировать пройденный материал.
  • Воспитательная цель:
    • воспитание устойчивой мотивации к учению.
Оборудование: мультимедийный  проектор; компьютер; экран; Презентация, таблицы с изображением  черепа, соединения костей; модели черепа и скелета человека; скелет млекопитающего (кошки).
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный момент Организационный момент.
Учитель просит вспомнить, какую тему изучили на прошлом уроке.
Обучающиеся садятся на место.
Вспоминают тему предыдущего урока (Строение костей и их состав)
Проверка домашнего задания 1. Фронтальный опрос:

– Какие вещества входят в состав костей?
– Какие свойства характерны для органических и неорганических веществ?
– Какими опытами это можно доказать?
– Какой вывод можно сделать на основе знаний химического состава костей?

2. Задание: нарисовать на доске схему строения трубчатой кости, подписать её части и рассказать о строении костей.

3. Решение биологической задачи: в ходе эксперимента у молодого петуха была удалена бедренная кость, но сохранена полностью надкостница. К каким последствиям это может привести?

 

Ответы:
Неорганические вещества (минеральные соли: фосфаты и карбонаты кальция; вода, составляющая 20% массы костей)
Органические вещества (оссеин и коллаген)
Органические вещества придают костям гибкость и упругость, а неорганические – твердость.
Обучающиеся рассказывают о жженой и вымоченной в кислоте куриной кости
На основе знаний химического состава костей можно выявить причинно – следственные связи: твердость неорганических веществ + гибкость и упругость органических веществ = прочность костей.
Ученик рисует на доске схему строения трубчатой кости и подписывает её части. Рассказывает о строении костей. Ученики класса проверяют правильность рисунка и подписей к нему. Внимательно слушают ответ и анализируют его.
Обучающиеся вспоминают, что за счет деления клеток внутренней части надкостницы происходит рост кости в толщину.

Изучение нового материала 1.Учитель показывает слайд №1, на котором тема урока: «Общий обзор скелета человека Соединение костей». Предлагает, исходя из темы, сформулировать задачи урока. Задает уточняющие вопросы.

Учитель после обсуждения с обучающимися задач урока показывает слайд №2 с планом урока

2. Значение опорно-двигательной системы (беседа с элементами объяснения учителя и показ слайда №3)
Учитель уточняет значение скелета.

3. Скелет человека. Отделы скелета (объяснение учителя с элементами беседы).
В конце беседы учитель показывает слайд №4.

4. Скелет головы (объяснение учителя с элементами беседы)
а) Показ слайда №5 «Скелет головы»

б) Обсуждение строения лицевого отдела черепа и функций, которые он выполняет. Показ костей лицевого отдела на модели черепа (слайд №6).
в) Обсуждение строения и функций мозгового отдела черепа. Показ костей мозгового отдела на модели черепа (слайд №7)

5. Скелет туловища (беседа с элементами объяснения учителя, показ на  скелете человека отделов скелета туловища)
Учитель обращает внимание учащихся на изгибы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый (S-образный позвоночник).
Показ слайда №8.

6. Скелет конечностей:

а) скелет верхних конечностей;
б) скелет нижних конечностей.

(Беседа)

Показ слайда №9.

7. Задание: выяснить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью (текст учебника § 11, 12)

Учитель  направляет обсуждение и корректирует записи в тетрадях обучающихся

8. Соединение костей в скелете (рассказ учителя с элементами  беседы)
Показ слайдов №10, 11,12.

Обучающиеся формулируют задачи:
  • Изучить строение скелета человека как части ОДС.
  • Установить взаимосвязь строения частей скелета и их функций.
  • Изучить типы соединения костей в скелете.
  • Сравнить и найти сходство и различие в скелетах человека и млекопитающих животных.

Обучающиеся смотрят слайд №2.

В ходе беседы выясняют значение ОДС. Рассматривают слайд №3. Записывают в тетрадь схему «Значение ОДС».

Обучающиеся вспоминают отделы скелета млекопитающих животных. Слушают учителя. Записывают в тетрадь схему «Скелет человека» (слайд №4)

а) Учащиеся вспоминают, из каких отделов состоит скелет головы.

б) Работа с моделью черепа. Запись в тетрадь костей лицевого отдела черепа. Обсуждение и запись в тетрадь функций лицевого отдела.

в) Работа с моделью черепа. Запись в тетрадь костей мозгового отдела черепа. Обсуждение и запись в тетрадь функций мозгового отдела.
Обучающиеся вспоминают отделы скелета туловища млекопитающих животных; сравнивают позвоночник и грудную клетку человека и млекопитающих (используется скелет человека и кошки).

Записывают в тетрадь с помощью учителя схему «Скелет туловища». Проверяют по слайду №8.

Обучающиеся обсуждают строение скелета конечностей и сравнивают со скелетом конечностей млекопитающих. Приходят к выводу (с помощью учителя) о том, что функции передних конечностей человека – это разнообразные трудовые движения, а функции нижних конечностей связаны с прямохождением.
Самостоятельная работа с текстом.
Запись в тетрадь особенностей скелета, связанных с прямохождением:

  • сводчатая стопа (амортизация);
  • массивные и прочные кости нижних конечностей (тяжесть тела);
  • широкие тазовые кости в форме чаши (опора для внутренних органов);
  • грудная клетка расширена в бока (центр тяжести);
  • S-образная форма позвоночника (амортизация)

Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью:

  • строение кисти руки (точная хватка);
  • мозговой отдел черепа преобладает над лицевым (большой объем головного мозга).

Обучающиеся обсуждают правильность написанного.

Обучающиеся рассматривают рис. 31 на стр. 59 учебника «Типы соединения костей». Приводят примеры различных типов соединения. Рассматривают виды суставов по таблице и на слайдах.

Закрепление знаний.
Рефлексия.
Работа с терминами на стр. 61 учебника. Учащиеся дают определение (или понятие) терминам на стр. 61 учебника
Подведение итогов и задание на дом. Что нового вы узнали на уроке?
Учитель записывает домашнее задание на доске: § 11, 12, устно ответить на вопросы 1-3 на стр. 61-62.
Вывод по уроку. Запись домашнего задания в дневник.