Исследовательский проект "Зимующие птицы микрорайона школы № 72 г. Саратова"

Разделы: Биология


Тип проекта: исследовательский монопредметный средней продолжительности; осуществляется учащимися 7б класса.

Характеристика:

  • Доминирующая деятельность: исследовательская;
  • Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний).
  • Характер координации проекта: непосредственный.
  • Характер контактов среди участников школы: 6-7 классы.

Количество участников: 3 ученика.

Продолжительность: с ноября 2011 года по апрель 2012 года.

Общая цель: изучение многообразия птиц в районе нашей школы и эффективности их привлечения с помощью кормушек.

Цели образовательные и воспитательные:

Формирование у детей способности к самостоятельной мыслительной и практической деятельности; развитие коммуникативных, исследовательских умений; вовлечение каждого участника проекта в активный познавательный процесс; воспитание у детей любви к окружающей природе.

Основные задачи:

Формирование умения работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения; развитие критического мышления, умения осуществлять и аргументировать выбор, предусматривать последствия данного выбора, умения действовать самостоятельно; приобщение к полезной деятельности.

Возраст учащихся: 13 лет.

Режим работы: 36 часов.

Материально-техническое оснащение:

Аудиозаписи голосов птиц; определитель птиц (Рябинцев, 2001 год); набор карточек с изображением птиц для экскурсионных занятий, бинокль, полевые блокноты, часы.

Планируемые результаты работы над проектом:

Провести классный час с показом презентаций о птицах;
Провести викторины о птицах в 7 классах;
Подготовить выставку литературного творчества, посвящённую зимующим птицам;
Выполнить схему микрорайона нашей школы с указанием источников кормовой базы для птиц.

Этапы реализации проекта

Название этапа.

Содержание работы.

Время выполнения.

Подготовительный. 1. Определение подтем исследования.
2. Выделение предполагаемых направлений работы.
3. Составление графика наблюдений.
4. Разработка критериев оценки результатов выполнения проекта.
Ноябрь (2 неделя) – 2 часа.
Начальный. 1. Предварительное знакомство с методами наблюдения.
2. Определение проблемы и задач исследования (использование метода « круглого стола»).
3. Выдвижение гипотез и способов их решения.
4. Обсуждение методов исследования.
5. Распределение работы между участниками группового проекта.
6. Начало работы по сбору информации.
Ноябрь (3-4 неделя) – 10 часов.
Основной. Продолжение работы по сбору информации. Самостоятельная деятельность учащихся по реализации проекта, групповая форма.

1. Составление схемы района исследования.
2. Зарисовка встречаемых птиц.
3. Поиск пословиц, примет, стихотворений, загадок о птицах.
4. Выявление разнообразия птиц на территории микрорайона нашей школы.
5. Определение кормовой базы птиц.
6. Выявление особенностей поведения птиц.
7. Примерный учёт численности птиц за период наблюдения.

1. Систематизация и анализ полученных данных.
2. Обсуждение способов оформления конечных результатов.
3. Подведение итогов.

Декабрь, январь, февраль 10 часов.

Февраль.

Заключительный этап. Представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, доклады). Презентация проекта. Рефлексия. Март.

Этапы работы:

1. Теоретический.  Цель: Расширение знаний о зимующих птицах. На этом этапе мы изучали особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде.

2. Практический. Изготовление и развешивание кормушек, заготовка корма для птиц. На этом этапе нам помогали родители. Они активно с девочками конструировали кормушки, использовали при этом: пластиковые бутылки, тетра паки от сока, картонные коробки от новогодних подарков и многое другое.

Кроме этого приготовили кормовую смесь из: пшена, перловой крупы, пшеницы, плоды рябины, овса, семечек подсолнуха и корма для волнистых попугайчиков, а также добавление белого хлеба и свиного несолёного сала.

3. Творческий.  Цель:  Вовлечение в работу своих сверстников.  На этом этапе мы оформили газету, провели викторину среди обучающихся 2-3 классов «Кто лучше знает птиц»,  круглый стол среди обучающихся 7б класса «Как зимой помочь птицам»,  конкурс чтецов стихов о птицах,  конкурс рисунков о птицах,  экологический КВН «Птичьи разговоры».

4. Наблюдения

Цель: Вести календарь наблюдений за птицами.

Заключение

В ходе реализации проекта мы сделали выводы: в окрестности нашей школы зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.  Сытой птице мороз не страшен. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

Тематический план работы

Месяц.

Тема

Содержание

Октябрь.

Орнитологическая экскурсия.

Наблюдение за жизнью птиц в нашей местности. Проведение викторины «Кто знает лучше птиц». Знакомство с орнитологами и экологами биологического факультета Университета.

Ноябрь.

Круглый стол «Как помочь зимой птицам».

Изготовление и развешивание кормушек, заготовка корма, заготовка кормовой смеси.

Декабрь.

Акция «Покормите птиц зимой».

Оказание возможной помощи пернатым друзьям. Дневник наблюдения.

Январь.

Акция «Покормите птиц зимой».

Оказание возможной помощи птицам.

Февраль.

Акция «Покормите птиц зимой».

Оказание помощи птицам.

Март.

КВН «Птичьи разговоры».

Сказки, стихи, песни о птицах. Рисунки.

Апрель.

Презентация «Птицы – наши друзья».

Обработка информации, выступление в классе.

Сценарий праздника КВН «Птицы – наши лучшие друзья»

Для игры необходимо подготовить листы ватмана, фломастеры или маркеры, подготовить песню, которая соответствовала бы теме КВН. Заранее оформить карточки – задания и  «судейский протокол игры».  Из обучающихся 6-7 классов формируется 2 команды. Каждая команда придумывает себе название и девиз, выбирает капитана.

Задачи:

  • Закрепить знания обучающихся о птицах: диких, домашних, зимующих, перелётных.
  • Умение их различать, группировать, устанавливать причинно – следственные связи между различными природными явлениями, анализировать внешний облик птиц, их поведение.
  • Воспитывать у обучающихся бережное отношение к птицам.

Задания для КВН

1. Разминка

Командам предлагается ответить на 10 вопросов. За каждый правильный ответ они получают 0,5 балла.

  1. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на деревья, хотя и летают? (Стрижи)
  2. Какие птицы не умеют  летать? (Пингвины, страусы)
  3. Строят ли наши птицы в дальних  странах гнёзда? (Нет)
  4. Какие птицы прилетают к нам самыми первыми?  (Грачи, скворцы)
  5. Какие птицы прилетают позже всех и раньше всех улетают на юг?  (Ласточки)
  6. Каких хищных птиц вы знаете?  (Орёл, ястреб, беркут, скопа)
  7. Где ночуют белые куропатки?  (В снегу)
  8. Когда выводит своих птенцов клёст?  (В феврале)
  9. Какая птица называется фамилией великого русского писателя?  (Гоголь)
  10. Чем и как питается фламинго? (Планктоном, процеживая воду клювом)
  11. Откуда плывёт утка? (От берега)
  12. Чем питаются аисты? (Рыбой, лягушками, насекомыми)
  13. Издают ли звуки аисты? (Нет, только весной трещат клювами)
  14. Какая птица может измерять температуру клювом? (Австралийские сорные куры измеряют температуру внутри гнезда клювом)
  15. Какая птица поёт хвостом? (Бекас)
  16.  Что делают маленькие птички, когда видят сову? (Собираются в стаю и поднимают крик)
  17. Почему весной скворцы и галки садятся на лошадей, коров, овец? (Птицы выщипывают из животных шерсть для постройки гнёзд)
  18. Какие птичьи тайны открывает листопад? (Хорошо видны гнёзда пернатых)
  19. Дышит ли цыплёнок в гнезде? (Да)
  20. Что птицам страшнее зимой – голод или холод? (Голод)

2. Нарисовать за 3 минуты плакат «Мои соседи по планете»

Участие принимают все члены команды. За это задание максимум 6 баллов.

3. Подготовить за 4 минуты стихотворение «Птицы наши…»

Участие принимают все члены команды. За это задание максимум 4 балла.

4. Музыкальный конкурс

Выполнение домашнего задания. Спеть песню о птицах и обыграть её. В постановке должны участвовать все члены команды. Песню можно петь под караоке, проиграть на пианино или гитаре. За это задание максимум 5 баллов. В этом конкурсе проявилась фантазия участников. Одна команда обыгрывала песню «Грачи прилетели», другая команда обыграла песню « Аист на крыше». Было очень интересно.

5. Викторина

«Деревья» и «Птицы». Капитанам команд раздаются распечатанные карточки с изображением птицы и дерева. За 2 минуты командам необходимо назвать как можно больше деревьев и птиц. За каждый верный ответ команде присуждается 1 балл.

6. Ассоциации

Называется растение, по ассоциации необходимо назвать похожую птицу и объяснить свой выбор. Максимум за конкурс – 3 балла.

Кактус Крапива
Пальма Лиана
Росянка Репейник

7. Конкурс капитанов

1) Кто это?

На спину одного из капитанов прикрепляют изображение птицы. Он задаёт вопросы, на которые другой капитан может отвечать только да или нет. За каждое угаданное изображение 2 балла.

2) Анаграммы – названия цветов и птиц.

Капитанам по жребию раздаются распечатанные карточки. За каждый верный ответ 1 балл.

Пример:

Шар + кома (ромашка)
Воин + чудак (одуванчик)
Идол + слуга (гладиолус)
Дека + зубан  (незабудка)
Вино + пшик (шиповник)
Вой + село (соловей)
Корова + нож (жаворонок)
Пена + лик (пеликан)
Овал + камин (малиновка)
Боль + астра (альбатрос).

Игра проходит в очень хорошем настроении. Учащиеся с удовольствием играют в КВН. Незаметно проходит время. Подведение итогов. В жюри сидят учащиеся 9 класса.

Судейский протокол игры  «Птицы – наши лучшие друзья»

Конкурс

Команда

Команда

Разминка    
Плакат    
Стихотворение    
Музыкальный конкурс    
Викторина    
Ассоциации    
Кто это?    
Анаграммы    
Итог.    

Жюри объявляет итог игры.

Литература:

  1. Кравчук П.А. Географический калейдоскоп. К.: Наукова думка, 1988.
  2. Мальчевский А.С., Голованова Э.Н., Пукинский Ю.Б. Птицы перед микрофоном и фотоаппаратом. Л.: Из – во  ЛГУ, 1972.
  3. Рахманов А.И. Птицы – наши друзья. М.: Росагропромиздат, 1989.
  4. Храбрый В.М. Школьный атлас – определитель птиц. М.: Просвещение, 1988.

Приложение