План-конспект урока географии на тему "Атлантический океан". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Цели:

  • Образовательная: Изучить географическое положение Атлантического океана, историю исследования, особенности природы и животного мира. Обратить внимание на виды хозяйственной деятельности в океане.
  • Развивающаяся: Развивать навыки анализа и синтеза изучаемого материала
  • Воспитательная: Воспитывать любовь к природе, развивать умение воспринимать прекрасное в обычном.

Оборудование: Интерактивное наглядное пособие «Карта океанов», презентация по Атлантическому океану, мультимедийная установка, атласы, учебник, тетрадь на печатной основе И.В.Бариновой и В.В.Суслова.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Продолжается великий час Океанов. Сегодня нам откроет свои тайны еще один океан – Атлантический (Презентация, слайд).
Постараемся же за 45 минут урока узнать больше тайн и загадок Атлантического океана. Ну, чтобы океан нам открылся, мы должны быть открыты к восприятию новых знаний.

2. Повторение пройденного материала

Цифровой диктант по теме: «Тихий и Индийский океаны»

– Прослушав утверждение, определите, о каком океане идет речь. Если речь идет о Тихом океане, запишите цифру «1», если об Индийском – цифру «2».

Тихий океан – 1
Индийский океан – 2

(Разъяснение задания)

1) Третий океан на Земле по величине.
2) Название океану дал Ф. Магеллан.
3) В этом океане расположен Марианский желоб.
4) Северной частью океан омывает материк Евразия.
5) Одно из морей океана имеет самую высокую соленость в мире.
6) Этот океан соединен с Северным Ледовитым океаном Беринговым проливом.
7) Богатейшее месторождение нефти на шельфе Персидского залива.
8) Самый теплый океан по температуре поверхностных вод.
9) На западе океан омывает Евразию, на востоке – Америку.
10) В северной части океана – мощное Муссонное течение.

Учащиеся сдают листочки с ответами на проверку учителю.

3. Объяснение нового материала

– По какому плану мы изучаем океаны? (В рабочих тетрадях или в тетрадях на печатной основе есть план, с которым уже ребята работали)
– Начнем изучение Атлантического океана с географического положения. (Презентация, слайд).
Как и Тихий океан Атлантический вытянут от субарктических широт до Антарктиды, но уступает ему по ширине. Наибольшей ширины Атлантика достигает в умеренных широтах и сужается к экватору. Имеет S-образную форму.
– Происхождение океана связано с теорией литосферных плит. Вспомним ее положения.
– Так вот, примерно 200 млн. лет назад океана не существовало, в те времена Америка, Африка и возможно, Антарктида составляли единый материк, а на месте Карибского моря была суша, затем согласно теории материк раскололся, плиты стали раздвигаться, и образовалась впадина, на месте которой находится океан.
Береговая линия океана сильно расчленена в Северном полушарии, а в Южном изрезана слабо. Большая часть островов лежит близ материков. (Презентация, слайд).
– Открываем тетради, записываем тему урока: «Атлантический океан».
– В тетрадях сначала записываем визитную карточку океана, смотрим в атласы: площадь, объём, средняя глубина, наибольшая глубина, средняя температура воды, течения (холодные и теплые).
– Следующий пункт плана?

История изучения и открытия океана

– С древних времен Атлантический океан стал осваиваться человеком. На его берегах в разные эпохи возникли центры мореплавания в Древней Греции, Карфагене, Скандинавии. Его воды омывали легендарную Атлантиду, о географическом положении которой в океане до сих пор спорят учёные.
Христофор Колумб – первый мореплаватель Нового Времени, который отважился пересечь Атлантический океан.
В эпоху Великих географических открытий Атлантический океан стал главным водным путём на Земле. (Презентация, слайд)
– Переходим к рельефу дна Атлантического океана (Презентация, слайд).

Слушаем рассказ и по ходу рассказа заполняем таблицу.

Рельеф дна океана

Форма рельефа Характеристика
шельф  
материковый склон  
котловины  
СОХ  
желоба  

– Согласно теории литосферных плит Атлантический океан сравнительно молод. Рельеф его дна не так сложен, как в Тихом океане.
Шельф занимает около 1\3 подводных окраин материков. Он обрамляет весь океан, но имеет разную ширину. В Западной Атлантике шельф развит в районах Лабрадора, Ньюфаундлена и Флориды. Южнее несколько уже, только у берегов Аргентины значительно расширяется. На востоке Атлантики обширный шельф распространен в северной части, но охватывает Северное и Исландское моря. Узкая часть – обрамляет Западную Африку.
Материковый склон сравнительно крутой в западной части Атлантики, его крутизна несколько меньше в восточной части. Материковому склону США свойственны многочисленные подводные каньоны. Крупнейший каньон Конго расположен в районе устья одноименной реки Африки.
Ложе океана характеризуется сочетанием глубоководных равнин, подводных поднятий и гор. Через всю Атлантику почти по меридиану протянулся гигантский хребет. В одном месте он выходит на поверхность – это остров Исландия. Хребет делит ложе океана на две почти равные части, его длина 17000км, ширина 1000км. Гигантский раздробленный вал занимает треть океана. А по обе стороны от хребта лежат относительно выровненные котловины. Основных котловин 15, подводных хребтов – 6, желобов – 2, морей – 9.
Проверим, что у вас получилось (1-2 ученика зачитывают таблицу ). Исправление и дополнение по необходимости.
Итак, следующий пункт плана – климат Океана (Презентация, слайд).
Климат Атлантического океана разнообразен, так как он лежит во всех климатических поясах. В северной Атлантике, ощущается холодное дыхание Арктики, в северо-западную часть океана поступают холодные льды и воды Северного Ледовитого океана. Северо-восточная часть теплее, поскольку ее согревают теплые течения.
Умеренные широты – это область частых, сильных штормов и прохладных вод. Тропическая часть находиться под воздействием пассатов, преобладает теплая ясная погода, воды океана имеют повышенную солёность, что обуславливается сильным испарением. Здесь зарождаются ураганы.
Экваториальная часть – это океан теплых вод, жаркой и влажной погоды, сильных ливней.
В северной и южной части Атлантического океана образуются айсберги, основные поставщики – Антарктида и о. Гренландия. (Презентация, слайд).
Зимой над северной Атлантикой усиливаются западные ветры. С мая по ноябрь в районе тропиков бывают тропические ураганы, скорость ветра может достигать 50м/с, но повторяемость таких ветров мала.
Южная Атлантика довольно бурная, особенно в районе 40 градусов ю.ш., в этой части преобладают западные ветры и широты называют « ревущими 40-ми»
А какова температура воздуха над океаном и отчего будет зависеть температура поверхностных вод?
В результате вышеперечисленного, в Атлантическом океане сформировались течения – какие? Перечислить
Течения двигаются в основном в меридиональном направлении, формируют кольцеобразное движение (Презентация, слайд).
Перечислить какими свойствами обладают воды океана?
Отчего зависит соленость? Какова соленость воды Атлантического океана? Почему его можно назвать самым соленым? Запись в тетрадь: Свойства воды Атлантики – температура: с, юга – (– 20, – 24 – зимой, +18, +20 – летом), экватор и тропики – (+22,+24 градусов в течении года); соленость – средняя – 35,3 промилли, мак. – 37,5 промилли.
Заканчиваем изучение – органическим миром и использование океана человеком
Комплексное исследование природы Атлантического океана началось только в конце XIX века. Английская экспедиция на судне «Челленджер» произвела промеры глубин, собрала материалы об органическом мире океана. (Презентация, слайд).
Богат органический мир Атлантического океана: морской салат, морской мох, ламинарии, летучие рыбы, акулы, много рыб: палтус, камбала, сельди, кефали, район Канарских островов богат лангустами, анчоусами, в северной части встречаются морские ежи, моллюски. (Презентация, слайд).
– Открыть атласы на странице 34. Что вы видите?
По обе стороны океана лежат развитые в хозяйственном отношении страны. Через Атлантику проходят самые важные морские пути. С незапамятных времён Атлантический океан – место интенсивного рыболовного и зверобойного промысла.
Природные условия Атлантики благоприятны для развития жизни, поэтому из всех океанов он самый продуктивный. Большая часть улова рыбы и добычи морских продуктов приходится на северную часть океана Шельфы Атлантического океана богаты месторождениям нефти и других полезных ископаемых. (Презентация, слайд).
Шельфы Атлантического океана богаты месторождениями нефти, соли и других полезных ископаемых. Через Атлантический океан проходят самые важные морские пути. (Презентация, слайд).
Все это используется людьми. Богатства Атлантического океана используются давно и слишком интенсивно, что уже привело к сокращению рыбных ресурсов. Экология океана, особенно морей, уже требует немедленного вмешательства. Нефтяное загрязнение, загрязнение ядохимикатами и.т.д. (атлас стр. 35) Кроме того моря Атлантического океана используются как основное место отдыха: Черное, Средиземное, Карибское моря.

4. Обобщение изученного материала

Атлантический океан бывает очень разным, этим он и прекрасен. Представляете, а кто-то живет рядом с океаном, и каждый день видит это, и уже не замечает этой безумной красоты. Хотя мы тоже, не замечаем красоты того, с чем встречаемся каждый день. Может нам быть внимательнее и тогда мир окажется еще прекрасней.
Итак, какой же Атлантический океан самый…, что его выделяет среди других?
Он еще много тайн хранит в себе, как и те сундуки с золотом и серебром, лежащие на дне океана.

5. Домашнее задание

– Найдите информацию о загадочных и необычных явлениях в Атлантическом океане и если вы меня сможете удивить, то обещаю вам «5».
Учебник параграф №19,рабочая тетрадь на печатной основе – География материков и океанов, 7 класс, И.И.Баринова, В.Г.Суслов, Тема №6 – Океаны.