Адаптационная программа дополнительного образования "Перекресток"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Актуальной проблемой современной жизни является детский дорожный транспортный травматизм. С увеличением количества машин на улицах городов увеличилось и количество ДТП с участием детей и подростков.

Детский дорожно-транспортный травматизм устойчиво занимает ведущее место среди других видов и, пожалуй, труднее всего поддается снижению. Анализ причин происходящих ДТП, в результате которых страдают дети, показывает, что главной причиной является недисциплинированность детей на дороге и легкомысленное отношение к опасности на дороге. Отсутствие навыков и автоматизма оценки опасности дорожной ситуации. Пренебрежительное по недоумению отношение к последствиям беспечного восприятия опасности.

Знакомство с методами обучения детей правилам дорожного движения даёт основания для выводов о теоретической направленности обучения без развития мотивированного, направленного на самосохранение, поведения детей. Наблюдается недостаток методов психологического, эмоционального воздействия на детей при изучении ПДД, отсюда и слабое закрепление знаний ПДД и безответственное отношение к их соблюдению.

Опыт передовых школ показывает: наибольшая эффективность как по усвоению ПДД, так и по выработке автоматизма безопасного поведения, что является основной целью обучения детей, достигается при применении методик, подобных игровым видам спорта. Подобные методики включают все сферы восприятия, и закрепления навыков детей (познавательную, психоэмоциональную, релаксомоторную).

Дорожно-транспортное происшествие – это трагедия, и в этом случае “личный” опыт ребенка недопустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом.

Поэтому так важно обучение детей поведению на улице с учётом их психологических и физиологических особенностей.

Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда даже повторяют то, что делают в таких случаях взрослые. Детский организм находится в состоянии становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.

Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате – мозг ребенка не успевает усвоить информацию и дать правильную команду к действию. Кроме того, дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек. Например, убеждение в том, что реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте так же мгновенно, как и игрушечные.

Рост ребенка – серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки: из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям. Ребенок может не услышать звук приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания.

Внимание детей избирательно и концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего, да и время восприятия звукового сигнала у детей гораздо больше, чем у взрослых. У детей короче шаг и меньше сектор обзора, на 15–20 %, к тому же замедленная реакция на опасность (3–4 секунды, вместо 0,8–1 у взрослых). Оценка же движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. Чем больше размер транспортного средства, значительнее его отличие по цвету и звуку от окружающей обстановки, тем быстрее дети представляют его движение, а значит, реагируют по-разному. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой, легковой машины, приближающейся с большей скоростью.

Чем труднее ситуация для ребенка и чем больше сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение.

С другой стороны, даже отличное знание правил само по себе не гарантирует маленькому пешеходу безопасности на дороге. Конечно, изучение правил дорожного движения – дело нужное, но главная задача не в этом.

Целью данной образовательной программы и работы по профилактике детского, дорожно-транспортного травматизма в целом является: привить учащимся устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Программа ставит ряд педагогических задач:

  • Изучить правила дорожного движения для пешехода, пассажира автотранспорта, велосипедиста, водителя, познакомиться с группами дорожных знаков.
  • Разработать свой безопасный маршрут от дома до школы.
  • Знать сигналы светофора.
  • Формировать чувство ответственности при нахождении на проезжей части.
  • Развивать коммуникативные качества личности для более ответственного и осознанного поведения на дороге.

Образовательная программа “Перекрёсток” модифицированная. Составлена на основе программы “Безопасность на дороге” (авторы М. П. Фролова и В. С. Спиридонова).

По срокам реализации программа годичная.

Реализация образовательной программы предполагает занятия одной группы детей.

Режим занятий группы – три раза в неделю по 2 часа.

Рассчитана на детей 5–9 классов.

Этот период отличается повышенной интеллектуальной и двигательной активностью, желанием развиваться физически, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны. Нас интересует подростковый возраст и особенности развития и формирования личности подростка. У ребенка в подростковом возрасте значительно расширяется сфера деятельности, а главное – качественно изменяется характер этой деятельности, значительно усложняются ее виды и формы.

Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, в общественной культурно-массовой работе, в физкультурно-спортивной деятельности, в творческом труде. В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место. Но подростка привлекает уже не только сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников.

Основное по объему место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности, ибо подросток в современных условиях всегда школьник. Но сама по себе учебная работа не может удовлетворить потребности подростков в раскрытии комплекса физических и душевных сил, жажды активной, социально-признаваемой деятельности, сохраняя свою актуальность, уже не является ведущей в подростковом возрасте, выступая по своей психологической роли лишь как одна из форм совокупной социально признаваемой деятельности.

Осуществление социально признаваемой деятельности соответствует основным психологическим требованиям подросткового возраста, когда дети прежде всего стремятся к разнообразным формам общения. Построение у подростков развитой системы общения служит основой формирования у них сознательного отношения к другим людям, к окружающему. При этом развитая система общения – это то непременное условие, при котором их сознательность обнаруживается в виде определенного качества личности. Речь идет не просто о социальной направленности различных видов деятельности подростков, а о существующей ныне в школе организации разнообразных дел, мероприятий и о специальном построении особого типа социально-одобряемой деятельности, типа, который является условием, способом формирования личности и необходимым компонентом многоплановой деятельности ребенка, организуемой в системе воспитательного процесса.

И поэтому важно организовать такой процесс профилактической работы, который дал бы подростку и возможность получения новых полезных знаний в области знаний правил дорожного движения, а также в ходе разнообразной профилактической работы прививать устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Программа реализуется по следующим этапам:

  1. Дорожная “Азбука” – раздел, в котором обучающиеся знакомятся с правилами для всех участников дорожного движения, дорожными знаками, узнают о службе ГИБДД и о работе регулировщика.
  2. “Мой друг – велосипед” – раздел, в котором обучающиеся знакомятся с транспортным средством – велосипедом, учатся правилам езды на велосипеде.
  3. “Безопасность и правила безопасности на дороге” – раздел, где с обучающимися рассматриваются вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
  4. “Оказание первой медицинской помощи” – раздел, где ребята рассматривают виды чрезвычайных ситуаций, возможных на проезжей части; травмы, способы оказания первой медицинской помощи.
  5. Воспитательная работа – раздел, представляющий игровые формы воспитательной работы для участников ТО, их публичные выступления на профилактических мероприятиях и конкурсах по профилактике ДДТТ.

Приоритетные формы реализации программы:

  • Ролевая игра.
  • Устный журнал.
  • Эстафета.
  • Викторина.
  • Этапная игра.
  • Конкурс детского рисунка “Осторожно, дорога!”.

Методы, используемые в реализации программы:

  • Концентров.
  • Погружения в игровое пространство.
  • Дидактические.
  • Исследования.

Условия реализации программы.

Для реализации программы необходимо наличие помещения -центра профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, где есть стенды с информацией о правилах поведения всех участников дорожного движения; с видами и объяснением значения дорожных знаков, методической и учебной литературой для обучающихся и руководителей. Необходимо наличие “Площадки безопасности” либо в помещении, либо на улице. Нужны элементы костюма регулировщика, жезл, свисток для игровых занятий, а также велосипед как учебное пособие, карточки с предлагаемыми дорожными ситуациями, медицинская аптечка безопасности для проведения занятий оказания первой медицинской помощи.

Прогнозируемые результаты в ходе реализации программы.

В ходе реализации программы обучающиеся, опосредованно знакомясь с правилами поведения на дороге, изучая “Азбуку дорожных знаков”, принимая участие в конкурсных и игровых мероприятиях:

  • закрепляют знания о правилах поведения на дороге;
  • учатся быть на дороге более спокойными, внимательными и рассудительными;
  • могут оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;
  • узнают основные цвета светофора;
  • узнают виды дорожных знаков, их назначения.

На занятиях-практикумах обучающиеся:

  • получают навыки езды на велосипеде, изучают это транспортное средство.
  • узнают о правилах езды на велосипеде.

Учебно-тематический план отряда ЮИД “Перекрёсток”.

№ раздела/ занятия Тема Вид занятий Количество часов
Всего Теория Практика
1 2 3 4 5 6
I Дорожная азбука 74 44 30
1–2 Вводное занятие “Улица и мы” Инструктаж, беседа 4 4
3–7 Обязанности пешеходов Диагностика знаний детей по ПДД, анкетирование 10 8 2
8–11 Сигналы светофора Игра “Светофор” 8 2 6
12–14 Пешеходные переходы Практикум 6 4 2
15 Правила поведения на улице Викторина 2 2
16–19 Элементы улиц и дорог Работа по таблицам 8 6 2
20–22 Движение по улицам и дорогам Теоретическое занятие 6 4 2
23–25 Переход улицы на нерегулируемом перекрёстке Решение ситуаций (работа по картам) 6 2 4
26–28 Регулировщик. Сигналы регулировщика. Рассказ 6 4 2
29–34 Дорожные знаки. Виды дорожных знаков Экскурсия в страну дорожных знаков. 12 6 6
35–37 ГИБДД-помощник и друг! Беседа. 6 4 2
II Мой друг– велосипед 36 14 22
38–39 Правила езды на велосипеде по улицам и на проезжей части. Беседа о правилах езды на велосипеде. 4 4
40–43 Устройство велосипеда. Практикум. 8 2 6
44–45 Требования к велосипеду. Теоретическое занятие. 4 4
46–50 Езда на велосипеде. Практикум. 10 2 8
51–55 Фигурное вождение велосипеда. Практикум. 10 2 8
III Безопасность и правила безопасности на дороге 32 22 10
56–60 Правила безопасности пешехода. Викторина.
Беседа.
10 6 4
61–65 Условия безопасного пользования общественным транспортом Круглый стол 10 6 4
66–67 Я б в водители пошёл, пусть меня научат Беседа “Пра вила для водителя” 4 4
68 Поведение во дворах и парковых зонах Анкета 2 2
69–71 Разрешается -запрещается Закрепление знаний о пра вилах поведения на дороге, дорожных знаках 6 4 2
IV Оказание первой медицинской помощи 20 12 8
72–73 Чрезвычайные ситуации на дороге Работа по карточкам -ситуации 4 2 2
74–75 Поведение при аварийной ситуации Инструктаж 4 4
76–77 Наложение жгута и повязок Практикум 4 2 2
78–79 Остановка кровотечений Практикум 4 2 2
80–81 Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца Практикум 4 2 2
V Воспитательная работа 54 16 38
82–83 Индивидуальные консультации. Собрания. Индивидуальные беседы 6 6
84–86 Знаешь ли ты правила дорожного движения? Конкурсные мероприятия 6 2 4
87–89 “Друзья Светофора” Этапная игра 6 2 4
90–92 Школа Светофорных наук Викторина 6 2 4
93–96 Встречи с интересными людьми Встречи с работниками ГАИ (ГИБДД) 8 8
97–99 “Перекресток” Ролевая игра 6 2 4
100-108 Пропаганда пдд Работа в лекторской группе. Выступления в агитбригаде, выпуск агитационных листовок “Внимание, на дорогах района!” 16 6 10
Всего 216 108 108

Содержание программы.

Программа состоит из нескольких основных тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

“Дорожная азбука” раздел, в котором обучающиеся знакомятся с правилами для всех участников дорожного движения, дорожными знаками, узнают о службе ГАЙ (ГИБДД) и о работе регулировщика.

Основная цель данного раздела – укрепить в сознании каждого ребенка правила поведения на дороге через освоение главных элементарных знаний, умений и навыков пешехода, водителя, а также расширить знания о дорожных знаках, о службе ГАИ (ГИБДД).

“Мой друг велосипед” – раздел, в котором обучающиеся знакомятся с транспортным средством – велосипедом, учатся правилам езды на велосипеде.

Целью данного раздела является познакомить ребят с правилами правильной езды на велосипеде, изучить это доступное транспортное средство, научиться ездить на велосипеде.

“Безопасность и правила безопасности на дороге” раздел, где с обучающимися рассматриваются вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Цель раздела – сформировать ценностное отношение к своему здоровью и безопасности в поведении на дороге через игровые дорожные ситуации; показать, насколько актуальна профилактическая работа детского дорожно-транспортного травматизма.

“Оказание первой медицинской помощи” раздел, где ребята рассматривают виды чрезвычайных ситуаций, возможных на проезжей части; травмы, способы оказания первой медицинской помощи.

Цель данного раздела – классифицировать знания ребят о поведении в условиях чрезвычайной ситуации на дороге. Обучить способам оказания первой медицинской помощи при различных травмах в условиях чрезвычайной ситуации на дороге.

Воспитательная работа – раздел, представляющий игровые формы воспитательной работы для участников , их публичные выступления на профилактических мероприятиях и конкурсах по профилактике ДДТТ.

Цель данного раздела – сплотить ребят в коллектив, объединенный одним важным делом – делом профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, привлекая к нему все воспитательные субъекты воспитательной системы.

Критерии оценки теоретических знаний и практических умений.

Теоретические знания.

Критерии:

A) Полнота ответа

3 б – полный ответ;
2 б – ответ недостаточно полный;
1 б. – плохо владеет информацией.

Б) правильность применения терминологии

3 б – хорошо владеет терминами;
2 б – путается в терминологии;
1 б – плохо владеет терминологией.

Практические умения.

Критерии:

A) быстрота реакции.

3 б – мгновенно ориентируется в обстановке;
2 б – замедленная реакция;
1 б – слабая реакция.

Б) самостоятельность.

3 б – самостоятельно выполняет упражнения по вождению;
2 б – выполняет упражнения под контролем педагога;
1 б – выполняет упражнения под контролем и с ошибками.

B) уверенность.

3 б – уверенно чувствует себя в любой ситуации;
2 б – небольшая растерянность, необходима поддержка;
1 б – чувствует себя неуверенно, нуждается в контроле.

Тестовые задания.

Тема: Безопасность и правила безопасности на дороге.

Формы контроля: викторина

Объект контроля: теоретические знания

Викторина.

  1. Какие марки российских автомобилей вы знаете?
  2. Как должен двигаться пешеход по загородной дороге?
  3. Почему опасно перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
  4. Для чего служит светофор, какие сигналы он подает?
  5. Какие линии разметки вы знаете?
  6. Каковы правила пользования общественным транспортом?
  7. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам города?
  8. Как нужно переходить улицу после выхода из транспорта?
  9. Почему правила дорожного движения запрещают игры на проезжей части?
  10. По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход?
  11. Как и где нужно переходить улицу, дорогу?
  12. Кто называется пассажирами? Каковы их обязанности?
  13. Какие виды пассажирского транспорта вы знаете?
  14. Где устанавливают светофоры? Какие виды светофоров вы знаете?
  15. Какие линии разметки должен знать пешеход?
  16. На какие группы делятся дорожные знаки?
  17. Что такое перекресток?
  18. Для чего служит обочина дороги?
  19. Что такое тротуар?
  20. Для чего нужны “островки безопасности”?
  21. Для чего служат осевые линии?
  22. С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по улицам и дорогам?
  23. Где должны ходить пешеходы вне населенных пунктов при отсутствии тротуара?
  24. Где должен останавливаться пешеход, не успевший закончить переход?
  25. Расскажи про свой путь “Дом – школа”.

Тема: Дорожная азбука.

Формы контроля: викторина.

Объект контроля: теоретические знания.

Викторина.

  1. Что такое улица, и на какие части она делится?
  2. Почему в городе существуют ограничения на скорость движения транспорта,, какой должна быть скорость?
  3. Какие места на городских дорогах требуют особого внимания от водителей?
  4. По какой стороне должен двигаться пешеход по загородной дороге?
  5. В каком случае разрешается переходить дорогу в произвольном месте?
  6. Где должны двигаться организованные группы людей?
  7. Разрешается ли движение пешеходов по велосипедной дорожке?
  8. Каково назначения номерных опознавательных знаков, сколько номеров регионов в Российской федерации?
  9. Какое транспортное средство называется гужевой повозкой?
  10. На регулируемом, обозначенном пешеходном переходе кому следует остановиться при движении?
  11. Расскажите о главных улицах вашего города, поселка, как организовано
    по ним движение транспорта и пешеходов?
  12. Где и как необходимо переходить железнодорожные пути?
  13. Какие места считаются безопасными при переходе дороги с двусторонним движением транспорта?
  14. Как назывался велосипед, у которого переднее колесо было значительно больше заднего?
  15. Где впервые появляется дорога для проезда двух карет?
  16. Когда появилось первое колесо?
  17. Как должны двигаться велосипедисты, если их группа?
  18. Какие меры административного наказания применяют к тем велосипедистам, которые нарушили ПДД?
  19. Какие сигналы подает велосипедист об изменении направления своего движения?
  20. Что такое остановочный путь автомобиля? Из чего он складывается?

Тема: Дорожная азбука.

Формы контроля: тестирование.

Объект контроля: теоретические знания.

Тест.

  1. Для чего нужны дорожные знаки?
  2. Где и как устанавливаются дорожные знаки?
  3. На какие группы делятся все дорожные знаки?
  4. Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?
  5. Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-
    указательных знаков?
  6. Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?
  7. Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?
  8. Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов&
  9. Когда появились первые светофоры, и какими они были?
  10. Что представляет собой светофор и его значение?
  11. Что означает каждый из сигналов светофора?
  12. Какие виды светофоров вы знаете?
  13. Где устанавливают одно– и двухсекционные светофоры?
  14. Как переходить дорогу по односекционвому светофору с желтым мигающим сигналом?
  15. Как переходить дорогу по светофору с дополнительной секцией?
  16. В каких направлениях и при каких сигналах светофора с дополнительными секциями может ехать велосипедист?
  17. Что называется дорожно-транспортным происшествием?
  18. Причины дорожно-транспортных происшествий.
  19. Как регулируется движение пешеходов?

Образовательная программа ЮИД " Перекресток" способна к реализации через сотрудничество:

  • с администрацией школы;
  • классными руководителями;
  • социально-психологической службой школы;
  • службой и инспекторами ГАИ (ГИБДД) района.

Литература, рекомендуемая педагогу:

  1. Макушкина, В. И. Методические рекомендации по организации и проведению школьной игры “Светофор”. ГАИ УВД Волгоградской области / В. И. Макушкина, А. К. Жуковский. – Волгоград: ГАИ УВД Волгоградской области, 1992.
  2. Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма . – Волгоград: ГАИ УВД Волгоградской области, 1992.
  3. Дети – дорога. Младший школьник на улице . -М.: Информатик, 1994.
  4. Жулев, А. А. Водитель и безопасность дорожного движения /А. А. Жулев. – М.: ДОСААФ, 1984.
  5. Афанасьев, М. Б. Водителю о дорожном движении / М. Б. Афанасьев. – М.: Издательство МГУ, 1988.
  6. Якупов, А. М. Безопасность на улицах и дорогах / А. М. Якупов. – М.: Издательство АСТ, 1997.

Литература, рекомендуемая для учащихся:

  1. Извекова, Н. А. Учебное пособие по ПДД. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Якупов, А. М. Безопасность на улицах и дорогах / А. М. Якупов. – М.: Издательство АСТ, 1997.