Интегрированный урок (МХК + биология + технология + химия) по теме "Яйцо как символ жизни"

Разделы: Химия, Биология, Технология, МХК и ИЗО


Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Цель: Создать условия для совершенствования знаний, умений и навыков, позволяющих привести усвоенные учащимися понятия в стройную систему.

Форма деятельности: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр презентации, дискуссия, практическая работа.

Навыки и умения, отрабатываемые на уроке:

  1. Умение производить самостоятельный поиск информации в тексте учебника, интернет-ресурсах, применение компьютерных технологий.
  2. Соблюдение техники безопасности при выполнении практической работы.
  3. Умение сравнивать объекты и делать логические выводы.
  4. Умение структурировать и оформлять результаты учебной деятельности, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Общий план интегрированного урока МХК, биология, химия, материальные технологии (общее время урока – 2 часа)

I. Подготовительный этап

II. Адаптационный этап (подготовка учеников к восприятию нового материала – постановка цели урока (учебной задачи) и мотивация учения.

III. Основной этап урока

IV. Подведение итогов урока, рефлексия.

Фрагмент урока по предмету мировая художественная культура - 20-25 минут
(учитель Аксёнова Г. И).

Цель урока: продолжить знакомство с основами христианства и пасхальными традициями, воспитывать духовность, патриотизм, уважение к православной культуре и народному творчеству.

Задачи урока:

образовательные:

- выявление и закрепление знаний учащихся о смысле, истории и традициях празднования Великого Воскресения Христова – Пасхи;

- выявление знаний учащихся по теме: “Яйцо в сказках и легендах”, “Роспись яиц”.

воспитательные:

- воспитание и сохранение интереса к православной культуре и её традициям;

- воспитание сознательной дисциплины и норм поведения учащихся при коллективной работе;

развивающие:

- развитие умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы;

- способствовать развитию познавательного интереса учащихся к истории, литературе и культуре русского народа.

Оборудование: Аудио записи благовеста пасхального трезвона, литература “История праздника Светлой Пасхи”, репродукция картины Леонардо да Винчи “Тайная вечеря”, открытки, расписные яйца, презентации учащихся.

Ход урока

I. История праздника Пасхи.

(Рассказ с элементами беседы, изучение иллюстрированного материала “История праздника Светлой Пасхи”)

Праздник Светлого Христова Воскресения - Пасха - главное событие года для православных христиан. Он занимает центральное место в богослужебной традиции. Вся история христианства – это проповедь события, которое произошло в весеннее утро месяца нисана, когда распяли Иисуса Христа, а день его Воскресения сразу же стал главным праздником христиан. Слово “Пасха” пришло к нам из греческого языка и означает”, “избавление”. События этого праздника возвращают верующих ко времени, когда искупительная жертва Иисуса Христа открыла для каждого человека путь к спасению, обновлению и бессмертию.

Придя на Русь из Византии в конце десятого века, христианство принесло и порядок празднования Пасхи. Традиционно в этот день происходит как бы два ритуала. Первый целиком посвящён религиозным традициям и проходит в храмах в ночь с субботы на воскресенье при огромном стечении верующих. Второй – всенародная радость. В этот день в семейном быту было принято оставлять обыкновенные дела и обращаться к молитве. Верующие разговляются освящёнными накануне куличами, крашеными яйцами и пасхой. Приложение 1

II. Яйцо в сказках и легендах.

Одной из самых любимых сказок, с которой мы знакомимся с первых лет жизни, является “Курочка Ряба”. Именно в ней рассказано о том, как курочка Ряба снесла золотое яичко, сколько при этом сразу возникло проблем и как просто всё разрешилось: “… Я снесу вам новое яичко, не золотое, простое”. А в сказке о Кощее Бессмертном в яйце была спрятана игла, символизирующая тайну жизни. В мифах разных времён и народов яйцо считается первоосновой, одним из звеньев бесконечной цепи рождений и смертей. (Представление работ учащихся в форме коллажа с применением иллюстраций)

III.Традиции окрашивания пасхальных яиц. Виды росписи.

В христианской традиции обычай красить яйца связан с именем римского императора Марка Аврелия. Красный цвет имеет особую силу, ибо яйцо в пасхальные праздники окрашено кровью Христа.

Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками . Если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета – это была крапанка. Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Приложение 2 (Представление работ учащихся в виде коллажа, фотографий и выставки)

Приложение 3

Фрагмент урока по предмету биология - 20-25 минут
(учитель Лягас Л.М.)

Цель: изучить строение куриного яйца и убедиться, что яйцо содержит все необходимое для развития и роста в нем организма, что яйцо – это живая биологическая система.

Задачи.

Образовательные:

1. Систематизировать знания о строении половой системы птиц.

2. Закрепить умение выявлять взаимосвязь строения частей куриного яйца с выполняемыми ими функциями как компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

3. Продолжить формирование научно-материалистического мировоззрения.

Развивающие:

1. Продолжить развивать умение структурировать и оформлять результаты учебной деятельности, переключаться с одного вида деятельности на другой.

2. Способствовать формированию умения анализировать, делать логические выводы по результатам наблюдения, обосновывать факты.

Воспитательные:

Продолжить развитие коммуникативных компетенций (умение работать в группе; высказывать и отстаивать свое мнение; слушать и слышать мнение других; воспринимать и ассимилировать поступающую информацию извне; проявлять рефлексивное поведение).

Оборудование: таблица “Внутреннее строение птицы”, муляж “Яйцо”, сырое и варёное яйцо курицы, блюдце, пинцет.

Ход работы

I. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала.

- Способы размножения живых организмов.

- Особенности строения птиц в связи с полётом.

- Строение половой системы птицы.

II. Изучение нового материала.

1. Образование яйца. (Рассказ с элементами беседы).

Демонстрация таблицы “Внутреннее строение птицы”

Яйца кур образуются в органах размножения — в яичнике и яйцеводе.

Яичник — орган, в котором происходит рост и развитие яйцеклеток с запасом питательных веществ, Расположен яичник в брюшной полости, по внешнему виду напоминает гроздь винограда.

Яйцеклетки птиц крупные, богатые желтком, созревают неравномерно. Количество яйцеклеток в яичнике достигает 3 тысяч, но в яйцо их формируется небольшое количество.

Созревшая яйцеклетка попадает в яйцевод. Яйцевод представляет собой извитую трубку, закрепленную особой складкой на полости тела. В верхней части яйцевода происходит оплодотворение яйцеклетки. Сперматозоиды могут длительное время (до 20 дней) сохранять оплодотворяющую способность, находясь в складках слизистой яйцевода. Поэтому достаточно одного спаривания с самцом, чтобы курица длительное время откладывала оплодотворенные яйца.

Длина яйцевода у несущей курицы достигает 60 см. Яйцо при продвижении по яйцеводу покрывается оболочками, которые формируются выделениями желёз стенок яйцевода. Вначале яйцо покрывается белковой, потом двумя волокнистыми и затем скорлуповой оболочками. Формирование яйца в яйцеводе у птиц разных видов занимает от 12 до 48 часов.

2. Строение куриного яйца

Практическая работа

Цель работы: ознакомившись со строение куриного яйца докажите, что яйцо птицы обеспечивает условия, необходимые для развития зародыша.

Оборудование: сырое и варёное яйцо курицы, блюдце, пинцет, рисунок “Строение яйца”, Приложение 4.

(Приблизительный результат выполнения практической работы учащихся)

Части яйца Особенности строения Какие условия обеспечивает для развития зародыша
1. Желток яйца состоит из собственной яйцеклетки будущего зародыша и питательной части. Снаружи желток покрыт оболочкой.
Зародышевый диск Белое овальное пятно диаметром 3-4 мм. Будущий зародыш
Желточный мешок Состоит из мельчайших зернышек — желточных шариков Запас пищи для развивающегося зародыша
2. Белок 1. Содержит лизоцим.

2. Состоит из четырех слоев: наружного жидкого, внутреннего жидкого, среднего плотного и градинкового.

1. Лизоцим предохраняет порчу белка, а, следовательно, и яйца от деятельности микроорганизмов.

2. Жидкий белок - источник воды для эмбриона.

3. Градинковый слой белка удерживает желток в середине яйца.

3. Скорлупа оболочки яйца   1. Выполняет защитную функцию

2. Минеральные вещества скорлупы играют большую роль в минеральном обмене эмбрионов.

3. Поры скорлупы обеспечивают дыхание эмбриона и водный обмен яиц с внешней средой.

4. Надскорлупная оболочка (кутикула) Бесструктурным слоем органического вещества, покрывающий снаружи скорлупу Выполняет важную защитную роль: способна пропускать через свои поры газы и воду, но задерживать микроорганизмы.
5. Двухслойная подскорлупная оболочка В тупом конце яйца оболочка расслаивается и образуется воздушная камера 1. Играет защитную роль

2. Удерживает белок яйца и не дает ему вытечь

3. Воздушная камера яйца обеспечивает газообмен эмбриона в период перехода на легочное дыхание, т.е. перед наклевом скорлупы.

Вывод.

Яйцо птицы обеспечивает условия, необходимые для развития зародыша:

  1. Защиту.
  2. Снабжение водой.
  3. Снабжение питательными веществами.
  4. Поступление воздуха.

Приложение 5

Фрагмент урока по предмету химия – 20-25 минут
(учитель Ящук В.А.)

Цель: познакомить учащихся с химическим составом яйца.

Задачи:

обучающие

- познакомить учащихся с химическими свойствами белков;

- с помощью опытов доказать наличие белка в составе куриного яйца, наличие карбоната кальция в скорлупе куриного яйца;

развивающие

- развивать умение проводить демонстрационный опыт;

- развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся;

- раскрыть исследовательские и организаторские качества учащихся;

воспитывающие

- воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни.

Методы: рассказ-беседа, демонстрация опытов.

Реактивы и оборудование: водный раствор белка и измельченная скорлупа куриного яйца, растворы гидроксида натрия, соляной кислоты и сульфата меди(II), азотная кислота, спиртовка, спички, пробиркодержатель, пробирки, штатив для пробирок.

Ход урока

- А теперь выясним химический состав яйца. Яйцо содержит: кальций, железо, марганец, цинк, витамины группы A, E, В, белки. Самая важная составная часть пищи - белок, основа всего живого, строительный материал всякого организма.

Как распознать белок?

Первый опыт - качественная реакция на белок, т.е. такая реакция, которая позволит нам уверенно судить - белок перед нами или нет. Таких реакций несколько. Ту, которую мы проведем, называют биуретовой. Для нее нам потребуются растворы гидроксида натрия и медного купороса (сульфата меди II).

- Ученик проводит биуретовую реакцию (к раствору белка добавляют разбавленный раствор гидроксида натрия и затем по каплям раствор сульфата меди(II). Появляется фиолетовое окрашивание).

Второй опыт. Ксантопротеиновая реакция заключается в том, что белок, при нагревании концентрированной азотной кислотой приобретает желтую окраску, которая после осторожной нейтрализации разбавленным раствором щелочи переходит в оранжевую. (Эта реакция обнаруживается на коже рук при неосторожном обращении с азотной кислотой).

- Ученик проводит ксантопротеиновую реакцию.

- А каков же состав скорлупы?

Обыкновенная яичная скорлупа содержит больше микроэлементов, чем любая упаковка дорогих мультивитаминов: фтор, медь, железо, марганец, молибден, фосфор, серу, цинк, кремний и другие - всего 27 элементов! Скорлупа 1 яйца содержит 2 г кальция (наиболее полное усвоение кальция организмом происходит при сочетании его с лимонной кислотой).

По составу яичная скорлупа состоит на 92-95% из карбоната кальция (причем этот карбонат кальция усваивается почти стопроцентно за счет того, что уже проходил синтез в организме птицы из органического кальция в неорганический), на ~1-3% из карбоната магния, 1-2% фосфатов и ~3-4% органических веществ.

Как доказать, что скорлупа куриного яйца содержит карбонат кальция?

Качественной реакцией на карбонаты является взаимодействие с кислотой. При этом бурно выделяется углекислый газ.

- Ученик демонстрирует опыт. (Демонстрация опытов проводится в сопровождении презентации). Приложение 6

Фрагмент урока по предмету “Материальные технологии” - 20-25 минут
(учитель Ларина Л.В.)

Цель: способствовать развитию творческой активности учащихся в различных видах деятельности и познакомить со спецификой работы повара, кондитера, швеи, художника.

Задачи.

Обучающие:

- изучение последовательности действий при выполнении практической работы по приготовлению кулича и пасхи;

- способствовать изучению назначения яиц в кулинарии;

- расширение знаний о сервировки и украшении пасхального стола.

Развивающие:

- формирование навыков рукоделия, вышивка крестиком по готовым или выбранным самостоятельно схемам картинок с пасхальной символикой.

- развитие мелкомоторных действий при выполнении учащимися художественно-прикладных работ в русских народных традициях.

Воспитательные:

- оформление выставки творческих работ, приготовление праздничного блюда, сервировка праздничного стола;

- прививать чувство уважения к русским народным традициям, культуре общения, поведения за столом.

Оборудование к уроку: технологические карты по приготовлению кулича и пасхи, электрооборудование для выпечки, выставка поделок, оборудование сервировка праздничного Пасхального стола.

Ход урока

I. Подготовительная работа.

- Выполнение творческих работ (вышивка крестиком картинок с пасхальной символикой, окрашивание яиц, подбор материала для презентации).

- Замешивание теста.

- Оформление выставки.

II. Формирующий этап.

1. Применение яиц в кулинарии.

Загадка. (Демонстрация изображений к загадке с применением ИКТ, иллюстрации выполняли дети)

Шутливая сказка гласит, что в некотором царстве, в некотором государстве умер придворный повар. Претендентов занять его место было много. Как отобрать среди них наиболее умелого и сметливого? И тогда всем желающим была предложена такая задача: приготовить блюдо, состоящее из килограмма любого продукта, килограмма воды и килограмма соли. Было поставлено условие: блюдо не должно быть пересоленным. Все кандидаты в повара отказались участвовать в таком конкурсе. И лишь один нашёлся: в килограмм воды он добавил килограмм соли и сварил килограмм яиц, разумеется, в скорлупе. Трудно сказать, сколько лет этой сказке, но хорошо известно, что с глубокой древности и до наших дней яйца служат пищей человеку, причём главным образом куриные.

Яйцо – удивительный продукт. Как по форме, так и по содержанию. Невелико яичко-всего от 40 до 60 грамм, а содержатся в нём все необходимые организму вещества: аминокислоты и полинасыщенные жирные кислоты, минеральные вещества, витамины группы В, РР, Е, D,каротин. Белок яйца - наиболее полноценный и легкоусвояемый среди белков, встречающихся в продуктах.

В кулинарии, у яичного белка немало “профессий”. Во-первых, он обладает хорошими связующими свойствами: без яичного белка нельзя выпечь бисквитный торт, суфле или пудинг. Во-вторых, белок служит отличным пенообразователем. Кроме того белок используют для осветления бульонов и фруктовых соков. Желток составляет примерно одну треть массы яйца и состоит в основном из жира, белков и лецитина. Это вещество положительно влияет на жировой обмен в организме человека, а также играет большую роль в питании нервных клеток в качестве поставщика фосфора.

Различают яйца диетические и столовые. Яйца, которым “от роду” не больше семи дней, считают диетическими. Столовые яйца хранятся до 30 дней. Существует мнение, что наибольшую пользу приносят яйца в сыром виде. Однако исследования показали, что сырые яйца по сравнению с варёными никакими преимуществами не обладают. Более того, белок сырого яйца труднее переваривается, а витамины желтка усваиваются не полностью. Поэтому лучше подвергать яйца тепловой обработке.

Самый распространённый способ-варка. Люди “изобретали” различные способы варки яиц. Древние египтяне закладывали яйцо в пращу и быстро вертели, яйцо согревалось и считалось, что оно сварено всмятку. Когда-то во Франции был изобретён автомат, снабжённый часовым механизмом. Через определённое время он извлекал из воды корзиночку со сваренными яйцами. Были аппараты для варки яиц и с песочными часами. Пытались использовать для варки и горячий воздух. Однако ни один из этих способов практического значения не получил. Мы по-прежнему пользуемся старым дедовским методом: погружаем яйца в посуду с кипящей водой и варим: всмятку - 3, “в мешочек” - 4-5, а вкрутую - 8-10 минут. Приложение 7

2. Практическая работа “Приготовление кулича и пасхи”.

Школа. Раннее утро. Ещё не скоро прозвенит звонок к первому уроку, а в кабинете технологии уже кипит работа. В нашем классе сегодня не спится даже мальчишкам. Многие ребята сами захотели прийти пораньше и поучаствовать в процессе приготовления кулича. Определив обязанности каждого, всей бригадой дружно взялись за работу. Тесто замешено. Внимательно следим за его подъёмом, выхаживаем в тёплой воде, тесто увеличивается в объёме и становится пышным и мягким. Аромат пирогов уже витает по школе.

3. Сервировка и украшение пасхального стола.

Сервируя праздничный пасхальный стол, мы оставили на нём место и для поделок, и для угощения.

4. Подведение итогов. Рефлексия Дегустация.