Игра "ЭПЛ" как средство развития технического творчества учащихся ("Экспериментально-практический лабиринт")

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


В 2004 году Указом Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова Майинской средней общеобразовательной школе присвоено имя первого академика из народа саха, широко известного своими разносторонними научно- техническими знаниями и открытиями Владимира Петровича Ларионова. Это является предметом гордости и ответственности каждого учителя и ученика.

С целью увековечивания имени выдающегося ученого в школе разработано много проектов, программ. Ежегодно в феврале проводится традиционная декада, посвященная В. П.Ларионову. Так как Владимир Петрович был человеком разносторонних интересов в программу декады включены следующие мероприятия:

  • Районные Ларионовские чтения.
  • Выставка технического творчества.
  • Вечер классического танца.
  • Игра “Экспериментально-практический лабиринт”. (7-8 классы)

Кафедра технологии и дизайна, один из организаторов этой декады, ответственна за проведение выставки технического творчества и игры “ЭПЛ”.

В данной статье мы хотим поделиться опытом организации интеллектуальной, практико-ориентированной игры “ЭПЛ” (экспериментально-практический лабиринт). Игра познавательно-развивающая.

Цели игры:

  • приобщение учащихся к техническому творчеству;
  • применение на практике теоретических знаний полученных на уроках математики, физики, черчения и т.д.

Участники юноши 7-8 классов. Игра состоит из нескольких этапов (схема 1):

  • Решение проблемной ситуации
  • Решение творческих задач - конструирование и моделирование
  • Изготовление материального объекта

Конкурс начинается с торжественной линейки, на которую приглашаются мастера-рационализаторы села. Команды получают маршрутный лист, где на каждом этапе выставляется оценка с учетом качества выполнения и творческого подхода, фиксируется время выполнения задания.

Итоги игры выводятся сразу, победители награждаются грамотами, всем участникам выдаются сертификаты.

Рассмотрим примерные задания (таблица 1).

Таблица 1

Класс Предмет Задания Оборудование
7 Физика Определить плотность деревянного цилиндра и шурупа Инструменты и оборудования: лист, ручка, деревянный цилиндр, весы с разновесом, шуруп, мензурка, стакан с водой
Математика В кабинете три окна. Сколько потребуется ткани на раздвигающиеся шторы, если длина одной половины должна составлять 2м 50 см? (За ответ 3 балла)

Верхняя часть табуретки представляет собой квадрат со стороной 32 см 8 мм. Сколько заготовок сидений можно вырезать из фанеры квадратной формы со стороной 1450 мм, если на пропил идет 2 мм. (За ответ 4 балла)

 
Технология Разборка и сборка колеса велосипеда Велосипед и инструменты
8 Физика Собрать схему из двух ламп, двух выключателей, источника тока так, чтобы лампы можно было включать поочередно Две лампы, два выключателя, источник тока, соединительные провода

 

Математика Имеется лист фанеры размерами 1500х1200 мм. Рассчитать достаточно ли его для изготовления ящика кубической формы, ребро которого равно 520 мм? (За ответ 6 баллов)

Закрасьте 7/10 фигуры (за ответ 1б)

Разрежьте 4 равные части (3б)

 
Технология Пиление электропилой на бруски Электропила и брус

В таблице 2 приводим варианты интеграции предметов в игре “ЭПЛ” по годам.

Таблица 2

Предметы 2008 2009 2010 2011 2012
1 Алгебра и геометрия + + + + +
2 Физика + + + + +
3 Информатика + + + + +
4 Технология + + + + +
5 Черчение   + + + +
6 Иностр. язык     + + +
7 Военная подготовка       + +

Кроме теоретических заданий команды выполняют и практические задания, формирующие техническое мышление и опыт. Например, сборка и разборка колеса велосипеда, электропилы. Успешному выполнению этого задания помогают мастер-классы, проводимые для всех участников учителями технологии за неделю до игры.

В процессе игры учащиеся приобретают универсальные навыки:

  • Решение задач.
  • Анализ.
  • Обсуждение, планирование, проектирование.
  • Переводческие навыки.
  • Разборка и сборка моделей, технических средств.

Проходя все этапы “ЭПЛ” учащиеся становятся членами мини-коллективов, учатся слушать мнение других и отстаивать свою точку зрения, проявляют решительность, инициативу, коммуникабельность, быстроту, ловкость и смекалку.

Опыт работы над этой игрой может быть использован учителями среднего звена для метапредметной интеграции.

Схема 1