Конспект урока по биологии на тему "Шляпочные грибы"

Разделы: Биология


Тип урока: комбинированный.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора;
  • сформировать умение распознавать съедобные и ядовитые грибы;
  • показать роль грибов в системе живых организмов, а также их влияние на здоровье людей и использование в хозяйственной деятельности.

Средства обучения:

  • таблицы “Шляпочные грибы”, “Съедобные и ядовитые грибы”.
  • модели шляпочных грибов;
  • муляжи шляпочных грибов;
  • натуральные объекты (сушенные и консервированные шляпочные грибы);
  • использование ИКТ.

Ход урока

Мир живых организмов очень многообразен. Разобраться в таком многообразии живых существ нам позволяет наука систематика. Ученые дают названия существующим и вымершим организмам, описывают их строение и устанавливают степень родства между ними.

Вопросы классу. Вспомните, какие систематические группы вам известны? (Ответы: популяция, вид, род, семейство и т.д.). Назовите самую мелкую и крупную систематические единицы? (Ответ: единицей систематики является – популяция, а самая крупная группа-царство). Мы с вами знаем, что все ныне живущие организмы на Земле делятся на четыре царства. Дети называют царства животных, растений, грибов и бактерий. Мы с вами пока познакомились с царством растений и бактерий. В течение нескольких уроков мы с вами будем изучать удивительный мир грибов.

Тема сегодняшнего урока - Шляпочные грибы.

Цель урока: познакомиться со строением, размножением, питанием и многообразием шляпочных грибов. А также нам предстоит выяснить: какую роль шляпочные грибы играют в природе и жизни человека?

Итак, мир грибов очень многообразен и интересен. Известно около 100 000 видов грибов. В этих организмах сочетаются признаки как растений, так и животных. (Запись в тетрадях)

Признаки растений: неподвижность, постоянный рост, питание растворенными веществами, наличие клеточных стенок.

В тоже время грибы несут в себе признаки животных- отсутствие пластид и способности к фотосинтезу, наличие в клеточных стенках особого вещества хитина.

Грибы имеют и признаки, свойственные только им: почти у всех грибов вегетативное тело представляет собой грибницу, или мицелий, состоящий из нитей – гиф. Поэтому грибы стали выделять в отдельное царство живых организмов.

Существует особая наука микология, которая занимается изучением грибов.

Немного истории:

В старину 400-500 лет назад, грибы на Руси называли “губами”. Кое-где это название и сейчас сохранилось, но только за трутовиками. В 15 веке появилось слово “грибы”, родственное слову “горб”. Сначала так называли только те из них, которые имели шляпки “горбиком” - например белые грибы. Постепенно значение названия “грибы”, расширилось до современных рамок.

Строение шляпочных грибов:

Тело шляпочного гриба состоит из двух частей: грибницы, состоящей из тонких бесцветных многоклеточных нитей - гиф и плодового тела. Плодовое тело - это то, что в обиходе и называют грибом, оно тоже состоит из гиф, только здесь они сильно переплетены. Плодовое тело образовано шляпкой и ножкой, или пеньком. Если рассмотреть шляпку с нижней стороны, то у одних грибов видны отверстия трубочек, а у других пластинки.

Рисунок 1. Приложение

Схема строения шляпки снизу у пластинчатых и трубчатых грибов:

Поэтому по строению нижнего слоя шляпки различают трубчатые и пластинчатые грибы. К трубчатым грибам относят - белый гриб, подберезовик, масленок, а к пластинчатым- сыроежки, грузди, волнушки, шампиньоны.

Рисунок 2.

Грибница, или, как ее иначе называют мицелий, по своему строению у всех шляпочных грибов похожа. Под микроскопом видно, что нити мицелия состоят из клеток, расположенных в один ряд, они двухъядерные. А вот плодовые тела очень разнообразны и часто ярко окрашены в лиловый, красный, зеленоватый, ярко- желтый и другие цвета. Однако у грибов никогда не бывает ни хлоропластов, ни других пластид. Фотосинтез у грибов не происходит.

Выполнение лабораторной работы “Строение шляпочных грибов” в тетрадях с печатной основой.

Питание шляпочных грибов:

Шляпочные грибы всасывают из почвы воду, минеральные соли, а также органические вещества, образующиеся в почве в результате разложения растительных остатков. Многие шляпочные грибы получают органические вещества из корней деревьев. Грибникам хорошо известно, что почти всегда подберезовики растут под березами, подосиновики в осиновом лесу, а маслята под соснами и лиственницами. Такая связь грибов и деревьев объясняется тем, что мицелий определенных видов грибов вступает в тесный контакт с корнями определенных древесных пород. При этом гифы мицелия оплетают корень и даже проникают внутрь его клеток. Отношения между грибом и деревом “выгодны” для обеих сторон. Корни дерева получают от гриба воду и минеральные соли, а грибы от корней дерева - органические вещества, необходимые для питания и образования плодовых тел. Подобные связи называются симбиозом. (греческое симбиозис- совместная жизнь). Вопрос классу. Приведите пример симбиоза.

Симбиоз мицелия гриба с корнями дерева носит название микориза. (запись в тетради). Образуют микоризу очень многие шляпочные грибы, но не все. Так, не образует микоризу один из самых ценных съедобных грибов - шампиньон. Их издавна разводят в специальных теплицах.

Рисунок 3.

Размножение шляпочных грибов:

Плодовые тела шляпочных грибов служат для образования спор. Трубочки и пластинки позволяют во много раз увеличить поверхность, на которой образуются споры. Даже небольшое плодовое тело образует миллионы спор, а часто их бывает десятки и даже сотни миллионов штук. Споры шляпочных грибов очень мелкие и легкие и переносятся током воздуха. Кроме того, белки и другие мелкие животные, запасая грибы, способствуют распространению спор. Попав в благоприятные условия, то есть теплые и влажные, спора прорастает в гифу. Гифы растут, ветвятся, число клеток у них увеличивается. Постепенно образуется мицелий, состоящий из множества гиф. Грибница- это вегетативная часть гриба. Это белая “паутина”, хорошо знакомая грибникам, которую часто можно увидеть в лесу, на опавших сучьях и листьях, на обнаженной почве. Но основная часть мицелия скрыта под поверхностью почвы. Мицелий- это основное состояние гриба. В этом виде гриб может прибывать длительное время, однако для размножения необходимо созревание спор. Там, где грибников слишком много и плодовые тела не успевают дать споры, грибы редеют и даже вовсе исчезают, как например, вблизи городов.

Большинство грибов образуют плодовые тела в конце лета и в начале осени. Но есть и очень ранние грибы. Уже в конце апреля в средней полосе созревают сморчки. Споры, у них образуются не на нижней, а на верхней стороне их сморщенных шляпок.

Рисунок 4.

Съедобные и ядовитые грибы.

Ни одна страна в мире не обладает такими запасами разнообразных съедобных грибов как наша. Основными районами их сбора являются лесные массивы центральной полосы страны. Более 200 видов съедобных грибов произрастают в наших лесах, но многие из них не собирают. Это объясняется в первую очередь недостаточными знаниями грибной флоры.

Рисунок 5.

Выступление учащихся (сопровождаются демонстрацией слайдов).

1-ый ученик:

Все съедобные шляпочные грибы делятся на несколько категорий:

  1. благородные грибы;
  2. “желанные грибы”;
  3. часто встречающиеся;
  4. грибы низшей категории.

К 1-ой категории благородных грибов относят такие как белый гриб, подберезовик. Белый гриб растет в лиственных, хвойных и смешанных лесах, одиночно, но чаще группами, с июня до поздней осени. Шляпка сверху от светло до темно бурой, трубчатый слой у молодого гриба белый, зеленовато- желтая ножка толстая со светлым сетчатым рисунком. Мякоть белая на изломе не меняется. Подберезовик имеет выпуклую шляпку разных оттенков. Мякоть белая. Трубчатый слой серый. Ножка длинная. К этой же категории относятся- подосиновик, масленок, моховик.

2. Желанные” - волнушка, лисичка, рыжик, опенок, поддубовик, груздь, шампиньон.

3. Часто встречаемые - сыроежка, свинуха, чернушка.

4. Грибы низшей категории- валуй, сморчок, рядовка, белянка, горькушка.

Рисунок 6.

2-ой ученик:

Наряду со съедобными грибами встречаются и не съедобные. Это мухоморы с красными и белыми пятнистыми шляпками. Но существуют очень опасные ядовитые грибы- двойники съедобных.

Нужно запомнить!!!

  • Желчный гриб похож на белый, но верхняя часть его пенька покрыта рисунком в виде черной сетки, а мякоть на изломе краснеет.
  • Ложные лисички похожи на съедобные, но их шляпки ровные, красновато- оранжевые, а не желтые, как у съедобных, из надломленной шляпки ложной лисички выделяется белый сок.
  • Собирая опята, внимательно осматривайте их пеньки. У съедобных имеется кольцо из пленки на пеньке, а у ложных их нет, и пластинки под шляпкой зеленоватые.
  •   Бледные поганки несколько похожи на шампиньоны, и на сыроежки, но у бледной поганки нижняя сторона шляпки зеленоватая.

Поэтому, чтобы не отравиться грибами будьте внимательны при сборе грибов. Если найдете гриб похожий на ядовитый, если вы сомневаетесь в его съедобности, лучше такой гриб не берите!

Рисунок 7.

3-ий ученик:

Осторожно отравление!

И все таки, если произошло отравление ядовитыми грибами или старыми съедобными грибами, а также неправильно заготовленными высушенными или консервированными грибами. Немедленно сделайте следующее:

  • вызвать врача, а до его прихода очистить желудок, положить пострадавшего в кровать, к ногам и животу приложить грелки (не давать спать!);
  • нужно давать пить маленькими глотками подсоленную воду (1 чайную ложку на стакан воды- это несколько ослабит тошноту!):
  • можно давать крепкий чай, черный кофе, мед и молоко;
  • нельзя давать алкоголь, так как спирт содействует быстрому всасыванию ядов грибов;
  • остатки грибов, которые привели к отравлению, нужно передать врачу для исследовании.

Признаки отравления:

  1. Признаки могут проявляться не сразу, а через несколько часов.
  2. Боль в животе, тошнота, рвота, понос, сильное слюноотделение, холодный пот.
  3. Головная боль.
  4. Температура тела понижается до 36-35.
  5. Пульс слабеет, конечности холодные.
  6. Сознание сохраняется, почти всегда.

4-ый ученик:

Правила сбора грибов:

Все чаще люди сетуют: разве это грибы, вот раньше… Действительно, “хороших” грибов меньше, найти их труднее. Есть тому несколько причин:

  1. Изменение людьми окружающей среды. Загрязнена вода, почва, воздух, свели много лесов, человек быстро меняет условия, в которых длительное время формировалась среда обитания для грибов.
  2. Низкая культура грибников: 5
    • Не ворошите лесную подстилку в поиск мелких грибов. Вы можете разрушить грибницу, и вряд ли вновь найдете здесь грибы.
    • Не уничтожайте незнакомые грибы.
    • Не делайте в лесу тропинок, в плотной почве грибница задыхается и погибает.
    • При сборе грибы осторожно выкручивайте.

Весь урок мы говорили об этих удивительных созданиях природы: на Руси издавна грибы считали здоровой и “пригожей” к здравию пищей, полагая, что они могут заменить мясо и рыбу.

Какова же пищевая ценность грибов?

Грибы содержат ценные белки, жиры, углеводы, различные минеральные соли, витамины и по питательности они приравниваются к хорошо выпеченному хлебу, фруктам и овощам. Кроме того грибы содержат гликоген (животный крахмал), и сахара, которые придают грибам сладковатый вкус. Особенно много углеводов в белых грибах, подберезовиках, маслятах. В ножках грибов сахаров больше, чем в шляпках. Азотистых веществ в грибах больше, чем в мясе, горохе, ржи. В шляпке белков больше, чем в ножке. Есть в грибах жиры, провитамин Д и жирные кислоты. В грибах есть ферменты, которые улучшают переваривание пищи. В теле гриба находятся следующие элементы: калий, фосфор, магний, натрий, железо, сера, хлор. Обнаружены в них витамины: А, В, С, Д, РР. По содержанию витамина В грибы не уступают зерновым культурам, витамина РР столько же, сколько в дрожжах и печени, а витамина Д не меньше, чем в сливочном масле. Хорошо подготовленные грибы возбуждают у людей аппетит, хорошее отделение желудочного сока, улучшают работу желез внутренней секреции.

Рисунок 8.

Закрепление:

Сейчас мы с вами попытаемся в наших школьных искусственных условиях вырастить гриб. Заранее предупреждаю, что это нам удастся сделать в том случае, если вы правильно ответите на вопросы.

Игра “Грибное лото”: (можно использовать доску и магниты).

Заранее на ватмане нужно нарисовать гриб, вырезать и разрезать его на фигурки разной формы. На каждой из фигурок записан вопрос по теме: Шляпочные грибы.

Например: Какие грибы называют шляпочными?,Где образуются споры у шляпочных грибов?, Почему некоторые грибы могут жить только рядом с деревом?, Как образуется грибокорень?, Что такое симбиоз?, Какое строение имеет шляпочный гриб? И т.д.

Если вы правильно ответите на вопросы, нам удастся вырастить гриб. Соединяя фигурки, с помощью магнитов у нас на глазах “вырастает” гриб.

Рисунок 9.

Список литературы.

  1. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений - 3 изд. -М.: Дрофа, 2012 г.
  2. Беркинблит М.Б., Чуб В.В. Экспериментальный учебник для 6 класса. Московский институт развития образовательных систем, 1993 г.
  3. Интернет ресурсы.
  4. Малеева Ю.В., Чуб В.В. Биология. Экспериментальный учебник для 7 класса.- М.:МИРОС, 1994 г.
  5. Майсурян А. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. Москва “Аванта+”. 1996 г.
  6. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. Книга для учителя. Москва “Просвещение” АО “Учебная литература”. 1996 г.