Междисциплинарные курсы как средство реализации метапредметного подхода

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Ступень современного школьного образования находится в состоянии трансформации, главным вектором которой является ожидаемое внедрение нового федерального образовательного стандарта. Внедрение новых стандартов проведено в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Практика показала их своевременность и необходимость. Внедрение ФГОС в школе формирует взаимосвязанные стандарты в системе “школа-техникум-вуз”. взаимосвязанную цепочку методологически выверенных стандартов в цепочке “школа-техникум-вуз”.

Одной из идей стандартов являются метапредметные результаты обучения. Их реализация может проводиться путем включения в учебный процесс междисциплинарных (по терминологии ФГОС - интегрированных) курсов. Это указано в п. 14 ФГОС, где определяется характер содержательного раздела основной образовательной программы основного общего образования.

Мы понимаем под междисциплинарными курсами (далее МДК) учебные дисциплины, содержание которых ориентировано на максимальную адаптивность к требованиям и потребностям учеников. Междисциплинарность курсов определяется взаимосвязью с несколькими науками и предметными областями, максимальной гибкостью содержания, высокой степенью свободы учителя в выборе форм и методов обучения. Содержание МДК определяется познавательными и возрастными особенностями учеников, логикой изложения МДК, научными предпочтениями учителя и требованиями к результатам обучения. МДК чаще всего входят в вариативную часть учебного плана.

Нами реализуются два междисциплинарных учебных курса на начальной ступени основного общего образования, в 5 классе: “Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности” (1, 2 четверти) и “Основы экологической культуры” (3,4 четверти). Их специфика заключается в том, что они входят в вариативную часть учебного плана, которая формируется участниками образовательного процесса. Далее мы рассмотрим особенности содержания междисциплинарного курса “Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности”.

Развитие научно-исследовательской деятельности является необходимым условием для формирования профессиональной компетентности учащихся. Решая исследовательские задачи, учащийся получает первоначальные навыки опытно-исследовательской работы, разработки программы изучения объектов, получения информации. Формируются навыки самоорганизации и самопланирования деятельности. Научно-исследовательскую деятельность можно рассматривать как одну из форм воспитательной работы – совместной деятельности педагога и учащихся. Особенности научно-исследовательской деятельности в школе состоят в следующем:

1. прикладной характер исследований, предусматривающий ориентацию учащихся на решение конкретных задач учебно-профессиональной деятельности;

2. необходимость мотивации учащихся к занятию наукой;

3. научная работа является одной из действенных форм воспитательной работы;

4. преобладание проектных форм выполнения исследований;

5. междисциплинарный характер выполнения исследований;

6. научно-исследовательскую деятельность можно рассматривать и как форму реализации вариативной части учебного плана, так и часть самостоятельной работы учащихся, выполнение которой предусмотрено ФГОС 2 поколения.

Самостоятельная учебно-исследовательская деятельность школьника организуется под руководством школьных учителей и консультантов (в качестве таковых чаще всего выступают преподаватели вузов), которые выполняют следующие функции:

1. оказывают помощь в выборе темы исследования;

2. участвуют в разработке методологии и программы исследования;

3. оказывают консультативную поддержку в выборе и подборе научно-методической литературы и справочных материалов;

4. создают ситуации успеха для школьника, что определяет дальнейшую позитивную мотивацию в работе;

5. проводят оценку промежуточных и итоговых результатов работы, помощь в оформлении проекта.

Учитель, с которым школьник работает в тесном контакте, является главным помощником на пути к достижению целей исследования. В свою очередь, консультант определяет степень готовности ученика к выполнению исследовательской деятельности. Это обуславливается качеством и уровнем владения знаниями и навыками по соответствующему школьному предмету, а также возможностями самоорганизации школьника. Успешное выполнение исследовательской работы напрямую зависит от степени открытости и конструктивности отношений между учителем и учеником. Поэтому создание позитивной ситуации успеха является необходимым условием.

В целом, выполнение научно-исследовательской работы способствует расширению, углублению и систематизации теоретических знаний учащихся, полученных в ходе обучения, а также выработке умений для проведения самостоятельной исследовательской работы.

Программа учебной дисциплины “Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности”

1. Пояснительная записка

Обучение по дисциплине “Учебно-исследовательская и проектная деятельность” реализуется на ступени основного общего образования, в 5 классе. Дисциплина направлена на вырабатывание у обучающихся универсальных учебных действий, формирование исследовательского типа мышления и научение исследовательской и проектной деятельности. Программа преемственна по отношению к ступени начального общего образования.

Цель изучения дисциплины – сформировать у учеников комплекс знаний и умений по проведению исследований и оформлению результатов исследования в виде проектов.

Задачи изучения дисциплины:

- ознакомление со спецификой учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- введение учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательную среду гимназии;

- ознакомление с основными этапами учебно-исследовательской деятельности;

- научение методам научных исследований;

- формирование умений публичной защиты работы.

2. Общая характеристика предмета

Учебная дисциплина направлена на развитие навыков совместной (с учителем) и индивидуальной деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектная деятельностьэто совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения.

Специфика курса состоит в том, что необходимым является одновременное обучение проектной и исследовательской деятельности при их взаимном отличии. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют как общие, так и специфические черты. К общим характеристикам следует отнести:

  • практически значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности;
  • структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;
  • компетенцию в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокую мотивацию;
  • итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности указаны в сравнительной таблице 1 (Приложение 1).

На основании вышеуказанных тезисов можно говорить о формировании в основной школе целостной концепции проектирования как совместной формы деятельности учителей и детей. Начальным этапом в данной цепочке является данная учебная дисциплина. Учебный проект, выполняемый учеником, позволяет максимально раскрыть свой творческий потенциал. В этом случае учитель получает некое интегральное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.

При обучении проектной и исследовательской деятельности в 5 классе используется специальный тип задач – проектная задача. Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или наоборот заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (“продукта”), и, в ходе решения которой, происходит качественное самоизменение группы детей. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения.

Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших подростков формируются следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)

Изучение проектных задач в 5 классе является логичным шагом к освоению полноценной проектной деятельности в подростковой школе (7-11 классы). Педагогическая технология основана модульной системе обучения с одновременным усвоением четко заданного образца деятельности (“технологически” построенная репродукция) и учебно-поисковой деятельности (поиск и выработка нового знания, освоение нового опыта). Содержание курса объединено в 3 тематических модуля:

1. структура учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся,

2. этапы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся,

3. презентация результатов.

Содержание первого модуля включает в себя рассмотрение общего понятия учебно-исследовательской деятельности. Изучаются формы данной работы – реферат, исследовательский проект, прикладной проект. Рассматривается распределение функций автора и руководителя при выполнении проекта. Дается краткая характеристика этапов создания проекта и особенности создания практической части исследования.

Содержание второго модуля включает в себя изучение условий, определяющих выбор темы исследования. Прорабатываются смысловые части проекта: оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение. Большое внимание уделяется формулировке актуальности исследования, целей, задач, объекта, предмета и гипотезы. Рассматриваются методы исследования. Но основной акцент ставится на изучение этапов исследования – от выбора темы до окончательного оформления учебно-исследовательского проекта.

Содержание третьего модуля включает в себя изучение особенностей публичного выступления при защите проекта. Защита творческих работ помимо формальной оценочной стороны имеет этико-психологические особенности. Для школьника защита творческой работы является психологическим стрессом. Волнения, которые испытывает школьник, отрицательно сказывается на его речи и поведении. Поэтому половина успеха защиты принадлежит не только ученику, но и учителю. Перед научно-практической конференцией необходимо провести психологическую подготовку школьника (выработать уверенность в себе), а также проработать умения и навыки публичного выступления. Психологическая подготовка должна заключатся в постепенной выработке умения преодолевать страх перед необходимостью говорить, а так же в выработке умения находить ответы подчас на самые неожиданные вопросы со стороны жюри. Особое внимание следует уделить речи учащегося. Речь должна быть четкой, произношение внятным и правильным. Ритм речи должен быть средним, при этом важно уметь держать паузу. При защите творческой работы необходимо применять средства наглядности. Это могут быть большие настенные таблицы, компьютерные презентации и т.д. Наглядность дополняет слова автора, иллюстрируя полученные результаты.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Курс “Учебно-исследовательская и проектная деятельность” входит в часть, формируемую участниками образовательного процесса. Данный курс в основной школе изучается в 5 классе. Общее количество времени на один год обучения составляет 16 часов. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75 % учебного времени (т.е. отступление от примерной программы – 25 %).

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Изучение дисциплины “Учебно-исследовательская и проектная деятельность” направлено на достижение следующих результатов обучения, которые отражены в таблице 2 (Приложение 2).

5. Содержание учебного предмета, курса

Понятие учебно-исследовательской деятельности. Формы данной работы: реферат, исследовательский проект, прикладной проект. Распределение функций автора и руководителя при выполнении проекта. Краткая характеристика этапов создания проекта. Создание теоретической и практической частей исследования. Условия, определяющие выбор темы исследования: возрастные особенности ученика, научные предпочтения ученика и учителя, сложившиеся традиции школы, материальные возможности проведения экспериментальных исследований.

Смысловые части проекта: оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение. Их состав и специфика наполнения. Формулировка актуальности исследования, целей, задач, объекта, предмета и гипотезы. Выбор методов исследования. Структура научно-справочного аппарата книги. Способы фиксации информации.

Формулировка выводов. Подтверждение или опровержение гипотезы.

Общие требования к оформлению исследовательских работ.

Особенности публичного выступления. Правила ответов на вопросы. Психологические особенности подготовки выступления.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

На изучение дисциплины предусмотрено 16 ч. Количество часов определено в таблице 3 (Приложение 3).

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Процесс обучения построен таким образом, чтобы обеспечить логический переход от изучения общеметодологических проблем проектной и исследовательской деятельности к практическому их выражению. Теоретическая часть дисциплины реализуется при изучении модуля 1 и 2. При изучении модуля 3 происходит переход к презентации результатов исследования.

При изучении дисциплины акцент ставится на применение активных методов обучения. Активное обучение является одним из мощнейших направлений современных педагогических технологий. Изучение дисциплины носит практико-ориентированный характер и позволяет не только получать знания, но и приобретать умения, которые являются необходимыми в будущей проектной и исследовательской деятельности в старшей школе. В учебном процессе используются различные активные методы обучения, которые представляют собой совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному и творческому освоению учебного материала. Основным активным методом обучения является игровая имитация деятельности. Здесь используются игровые ситуации, игровые приемы и процедуры. Они предназначены для моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности путем поиска новых способов ее выполнения. В игре происходит имитация различных аспектов человеческой активности и социального взаимодействия.

Изучение дисциплины строится на следующих принципах:

- принцип гуманизации – заключается в ориентации образовательного процесса на личность обучающегося в центре образовательного процесса;

- принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий детей: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д.;

- принцип непрерывности – определяет процесс формирования компетенций для дальнейшего развития навыков самостоятельной деятельности.

Материально-техническое обеспечение дисциплины включает в себя оборудованную классную аудиторию, справочную литературу.

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Программа “Проектная и исследовательская деятельность обучающихся” позволяет реализовать актуальный в настоящее время компетентностный подход, который определяет общие результаты обучения:

  • приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности, о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
  • овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
  • освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
  • формирование умений публичной защиты работы.

В результате изучения дисциплины у учащихся формируются универсальные учебные действия, которые отражены в таблице 4 (Приложение 4).

Помимо формирования универсальных учебных действий, результатом обучения может являться выполнение учебно-исследовательских проектов. Критерии оценки отражены в таблице 5 (Приложение 5). Оценка по каждому критерию проводится по пятибалльной шкале. В дальнейшем полученные баллы переводятся в оценку.

Шкала пересчета баллов приведена в таблице 6 (Приложение 6).

Оценка учебно-исследовательских проектов призвана показать уровень сформированности умений решать поставленные в ходе исследования. Самостоятельная учебно-исследовательская деятельность школьников проводится как дополнение к основному учебному процессу, формируя у школьников научный стиль мышления. Главным требованием является учет возрастных особенностей ученика и соответствие темы творческой работы общему контексту полученных ранее знаний. Выполнение научно-исследовательской работ ставит целью расширение, углубление и систематизацию теоретических знаний учащихся, полученных в ходе обучения, а также выработку умений для проведения самостоятельной исследовательской работы. Критерием оценки достижения цели является публичная защита творческих работ на научно-практических конференциях, предметных олимпиадах и т.д. В результате происходит включение в общую систему мировоззрения и кругозора школьника новых знаний, а также повышение уровня развития познавательных способностей.