Урок математики по теме "Упрощение выражений". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

образовательные: сформировать навык решения уравнений, закрепить навык упрощения выражений и нахождения их значений, применяя распределительное и сочетательное свойства умножения;

развивающие: развивать интерес к предмету;

воспитательные: воспитывать внимание, логику; культуру оформления выражений, решений уравнений; культуру речи; любовь к ближнему.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Садитесь. Кто сегодня отсутствует?

2. Домашнее задание. Дидактический материал стр.49, Б - 2 №1 - 3.

3. Тема и цель урока.

Мы продолжаем изучать тему "Упрощение выражений". Сегодня на уроке вспомним свойства умножения, повторим запись и оформление основных видов заданий на упрощение выражений, нахождение их значений, будем решать уравнения, вычислять значение выражения рациональным способом. А какой теме еще будет посвящён урок, скажете мне сами после проверки домашнего задания.

4. Контроль домашнего задания. (На доске карточки с номерами заданий домашней работы, карточки с ответами и посторонние ответы размещены на доске в разброс.)

– Есть ли вопросы по домашней работе?

Проверим домашнюю работу, откройте тетради, возьмите карандаши. Найдите ответы к номерам домашней работы. (Ребята выходят по одному к доске, выбирают ответы, прикрепляют под номером задания.)

№ 597(б) № 597(г) № 599(б) № 600(а) № 602
406 780 198 16 96
с е м ь я

Варианты ответов.

96 я
16 ь
189 о
780 е
69 р
406 с
198 м

– Оцените свою работу.

– Перевернём ответы, какое слово получили? (Семья.) Какой ещё теме будет посвящен урок? (Семье.)

– Действительно, сегодня на уроке мы будем не только упрощать выражения, решать уравнения, решать примеры, но и говорить о семье.

Сегодня в этом классе мы собрались не зря,
Сегодня мы узнаем, как нам важна семья.
Давайте же о дружбе в семье поговорим.
И дружбе в наших семьях урок весь посвятим.

5. Устная работа.

Семья – семь “я”. Семья на Руси включала дедушек, бабушек, маму, папу, детей, внуков и правнуков. Жили дружно, всегда друг другу помогали. Уважали старших, молодость берегли. Семьи были большими и крепкими. Историки находят много свидетельств подтверждения этого. Вспомним пословицы и поговорки о семье.

Дополните пословицы и поговорки, для этого устно выполните задания на доске. (На доске плакат с первой частью пословиц о семье и примерами для решения, вторую часть пословицы ребята находят из предложенных ответов, выполнив все задания)

На что и клад - коли в семье лад. (17000)
Семья вместе - душа на месте. (23с+42)
Где любовь и совет, там и горя нет. (100000)
В семье - и каша гуще. (200)

Задания на доске.

1) Вычислите:

4•38+4•12= 200;

(90 – 89)20•17•50= 17000;

8•4•125•25= 100000.

2) Упростите:

35с+8-12с+34= 23с+42.

Таблица с ответами.

не продашь. 1700
что дерево без корней. 160
и каша гуще. 200
что дождь в засуху. 47с+42
там и горя нет. 100000
душа на месте. 23с+42
коли в семье лад. 17000

Вопросы по ходу решения.

– Каким свойством умножения пользовались? (Распределительным, сочетательным свойствами умножения.) Распределительное и сочетательное свойства умножения помогут нам успешно справится с другими заданиями на уроке.

6. Закрепление изученного.

а) – Повторим запись и оформление основных видов заданий для успешного выполнения самостоятельной работы.

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

– А сейчас, выполните задание №1 с карточки №1 и отгадайте загадку. (Карточки на столах учащихся.). К доске решать пойдет …

Она лучше всех на свете,
Без неё прожить нельзя.
Есть она у Вани, Насти
И, конечно, у меня. (Мама)

1. Найдите значение выражение:

38а+68а-6а=36, если а=172.

(38а+68а-6а+36=100а+36

Если а=172, то 100а=36=100•172+36=17236.

Ответ: 17236.)

– Обратите внимание, что прежде чем подставлять значение буквы в выражение и вычислять его, сначала, если возможно, выражение нужно упростить.

Открываем учебник стр.122 №561(а)

2. Решите уравнение

№561(а) 3х+7х+18=178.

К доске решать пойдет …

Дома он и дом исправный,
Газ горит и не гаснет свет.
В доме он, конечно, главный,
Если мамы только нет. (Папа)

(а)3х+7х+18=178;

Образец!

10х+18=178;

10х=178-18;

10х=160;

х=160:10;

х=16

Ответ: 16.)

На полях напишите: “Образец!”.

Откройте учебник, стр.119. Посмотрите еще раз на образец решения уравнения данного вида. Запомните, как решать такие уравнения.

Далее решаем уравнение № 563(а) 4•25•х=800

Пословицы гласят, что это дороже денег, живёт рядом с трудом, ума прибавляет, всегда на стороне смелых. Что же это? (Счастье.)

(б) 4•25•х=800;

100х=800;

х=800:100;

х=8

Ответ: 8.)

Таблица с отгадками.

17632 дедушка
16 папа
87 бабушка
17236 мама
8 счастье

– Молодцы! Мама, папа – самые дорогие для нас люди. Вот как вы пишите о своих семьях, о близких: "Моя мама заботливая, внимательная, добрая. Папа – ответственный, справедливый, умный. Моя семья – моя крепость и надежный причал. У меня очень дружная, хорошая семья. Я очень люблю свою семью. Она у меня самая лучшая! Моя мама – это просто замечательный человек, всегда уделяет мне много внимания, даже когда очень занята. Мой папа очень надежный. Семья - это самое дорогое, что у меня есть!".

7. Физкультурная минутка.

Если я правильно прочитала выражение, встаете и руки вверх, если не правильно – садитесь, руки в бок.

Встали. Начнем, будьте внимательны.

2а; 3+а; (а-b)(а+b); 24+а+3; 12(с-5); 7х+8у.

Сумма двух и а.

Сумма трёх и а.

Произведение разности а и b и суммы а и b.

Произведение 24, а и трёх.

Произведение двенадцати и разности с и пяти.

Разность семи х и восьми х.

б) Решение задачи.

Послушайте задачу.

К Мише приехал дедушка. Он дал внуку 200 руб., чтобы Миша потратил их по своему усмотрению. На эти деньги мальчик купил себе 5 жевательных резинок по 10 руб.; пистолет за 76 руб.; две шоколадки по 12 руб.; набор маркеров за 30 руб. А на оставшиеся деньги Миша решил купить сестре карандаши за 20 руб. Рассудите, правильно ли Миша все рассчитал?

(На доске краткая запись к задаче:

Жевательные резинки – 5 шт. по 10 руб.

Пистолет – 76 руб.

Шоколадки – 2 шт. по 12 руб. 200 руб.

Набор маркеров – 30 руб.

Карандаши – 20 руб.)

– А как вы думаете, справедливо ли мальчик поделил деньги? Почему?

Вы правы, никогда не забывайте о своих близких.

в) Самостоятельная работа.

Выполните задания "Математического лото" и расшифруйте высказывание.

Первые 6 человек, выполнивших все задания получают отметку.

Математического лото.

1в. 8а•125b 1000ab 14а-а-28=167
15 47•34+34•26-73•34 0 22•(7а+4)
154а+88 17а+19-а-12 16а+7  

 

2 в. 4х•37y 148ху 19х-х-14=256
15 53•48+36•48+11•48 4800 (3x-9y)•7
21x-63y 14y+16+15y+4 29y+20  

 

3 в. 23•4x 92x 15x-x-16=82
7 7•34+7•66 700 (2х+10)•5
10х+50 212х-11х+х 202х  

– Переверните карточки, какая пословица у вас получилась? (Семья в куче – не страшна и туча.)

Верно в дружной, крепкой семье не страшна никакая беда, никакие трудности. Семья для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. Если в семье царят взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье!

(Стихотворение о семье читает ученик.)

Семья – людей святой оплот,
Надежду жить она дает,
Дает простор, дает тепло.
Проблемам и беде назло.
Семья дает поддержку нам,
С ней все по силам, по зубам,
Все по плечу и по судьбе –
Семья, святой поклон тебе!

8. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Какими свойствами умножения пользовались?

– Что запомнилось?

– Что понравилось?

За урок получили следующие отметки…

Сдайте тетради.

Урок закончен.

Приложение