Игра по русскому языку по теме "Лексика и фразеология"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Ход игры

Приветствие. Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята! Продолжаем декаду гуманитарных наук. Сегодняшний день в нашей академии объявлен Днём родного языка. И вы, участники мероприятия совершите небольшое лингвистическое путешествие.

Но для этого вам нужно разделиться в команды. Вам предлагается поиграть в пазлы. Каждый из участников берёт один из элементов картинки, а потом ищет, с кем он может собрать целую картинку. А пока мы спросим болельщиков, как они готовы к сегодняшней игре.

Пока ребята придумывают название своей команды, выбирают капитана, ведущий играет с залом.

Игра со зрителями “Найти ошибку” в употреблении слов:

Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной! (звери)

На виду у детворы
Крысу красят маляры. (Крышу)

Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей. (Грачей)

Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села. (Дочками)

Миша дров не напилил,
Печку кепками топил. (Щепками)

Жучка будку не доела:
Неохота, надоело… (булку)

Сели в ложку – и айда!
По реке – туда-сюда. (Лодку)

Итак, команды готовы для приветствия. Познакомимся с ними.

Слово для приветствия.

Ход урока

I. А мы начинаем наше путешествие. Первый пункт – Застава Орфоэпии

Задание 1. Как правильно говорить?

  • Кура или курица (в ед. числе)?  
  • Куры или курицы (во мн. числе)?
    Туфля или туфля?  
  • Туфель или туфлей?
  • Килограмм помидоров или помидор?
  • Без ботинок или ботинков?
  • Много носок или носков?
  • Несколько чулков или чулок?

Задание 2. Поставьте ударение в словах?

  • Хвоя, столяр, положить, баловать, торты, красивее, звонит, щавель, километр, каталог, банты, задал, свекла.
    Ответ: ХвОя, столЯр, положИть, жалюзИ, баловАть,тОрты, красИвее, звонИт, щавЕль, киломЕтр, каталОг, бАнты, зАдал (допустимо задАл),свёкла.

II. Город Морфологии

  1. Сколько частей речи в русском языке? (10)
  2. Поставьте числительное двести пятьдесят шесть в родительный падеж. (Двухсот пятидесяти шести)
  3. Исправьте ошибку в предложении:

Проходя по перрону, с него слетела шляпа. (Когда он проходил по перрону, с него слетела шляпа.)

III. Замок Орфографии

1. Вставить пропущенные буквы:

Прим. . рить соперников – прим. . рить платье

Разв. . вается флаг – разв. . вается ребёнок

Пол. . скать бельё – пол. . скать котёнка

Пр. . творить в жизнь – пр. . творить дверь

Пр. . бывать в городе – пр. . бывать в пункт назначения

изл. . жить текст – изл. . гать своё мнение

сг. . реть на солнце – красивый загар

утренняя з. . ря – зоренька

Игра со зрителями

Пока наши команды работают над заданием, послушайте шуточные стихотворения и попробуйте посчитать, сколько раз в первом стихотворении употребляется буквосочетание три, а во втором – сто.

1-й вед:

Есть у нас три сестрицы,
Вы не узнаете их?
Как бы мне ухитриться
Рассказать о троих?
У одной, что в Стрижове,
Над окошком жил стриж.
Стричь она мастерица –
Приходи к ней, малыш! (6 раз)

2-й вед:

У простого сторожа –
Непросторный дом:
Часто в нем стоножка
Бродит под столом.
Дорожит стоножка
Чистотою ног
И столичной ваксой
Чистит сто сапог.
Вместо двух не просто
Вычистить все сто
Сразу столько обуви не носил никто! (14 раз)

IV. Посад Синтаксиса и Пунктуации

1. Составьте предложение. Запишите его в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу предложения:

из предложения Камень – преграда на твоем пути взять подлежащее (камень);

из предложения Этот камень упал с высокой скалы взять сказуемое (упал);

добавить определение из предложения Через глубокую реку не перейдешь (глубокую);

из предложения В одну реку не войдешь дважды взять обстоятельство, выраженное существительным с предлогом (в реку).

Итак, у вас получилось предложение:

Камень упал в глубокую реку.

Назовите грамматическую основу предложения. Молодцы! Вы показали свои умения находить главные и второстепенные члены предложения. Таким образом, путь свободен, и мы можем идти дальше.

3. Расставить знаки препинания.

(Раздаются карточки с заданием)

Поднялось над землёй ослепительное солнце смеётся играет лучами.

Засвищут скоро соловьи и лес оденется листвою.

Если за день ничему не научился зря прожил день говорит народная пословица.

Ребята овладевайте русским языком

2. Кроссворд

По вертикали:

  1. Главный член предложения, обозначающий действие предмета. (Сказуемое)
  2. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? и обозначает признак предмета. (Определение)
  3. Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение)
  4. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия. (Обстоятельство)
  5. Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание)

По горизонтали:

  1. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение. (Синтаксис)

Игра со зрителями “Закончить пословицу”:

  1. Петь хорошо вместе… (а говорить порознь)
  2. На чужой роток… (не накинешь платок)
  3. За правое дело… (стой смело)
  4. От одного слова…. (да на век ссора)
  5. Не та хозяйка, которая говорит…(а та, которая щи варит)

V. Бастион Фонетики

  1. Сколько гласных букв и звуков в русском языке? (10 букв и 6 звуков)
  2. Четыре девочки встретили незнакомого мальчика. “Как тебя зовут?” – спросили они его. “А как зовут вас?” – спросил мальчик вместо ответа. Девочки представились: “Поля, Лена, Рита, Валя”. Подумав, мальчик сказал: “Если ваши имена записать в столбик, мое имя прочитается по диагонали”. Как звали мальчика?
    (Ответ: Петя)
  3. Даны слова: лен, шел, яр. Поставьте в каждом из них звуки в обратном порядке. Транскрипции каких трех новых слов получились у вас.
    (Ответ: ноль, ложь, рай)

VI. Крепость Морфемики

1. В некоторых словарях с целью экономии места повторяющееся основное слово или корень обозначают значком ~ (тильдой). Попытайтесь прочесть следующие слова, в которых корень заменён тильдой:

1)~ное сосуществование, по~иться, при~ение, пере~ие.

2)~ливый человек, ~ственные возгласы, передать кому-либо ~.

(мир, привет)

2. Диалог в магазине.

– Есть ли у вас конфеты “Бурёнка”?

– Нет, но могу предложить конфеты “Буревестник”.

Встретились ли вам однокоренные слова? Можно ли считать родственными слова “Бурёнка” и “Буревестник” (у них ведь есть общая часть)?

(Нет, у них разные лексические значения, а однокоренными называются такие слова, у которых одинаковый корень и общее лексическое значение).

VII. Форт Лексики и Фразеологии

1. Найдите заимствованные слова во фразе “Устами младенца глаголет истина”. Замените их исконно русскими соответствиями.
(Ответ: Все слова в этом предложении заимствованы из старославянского и церковно-славянского языков. Русский вариант: Ртом ребенка говорит правда).

3. В поэме А. Твардовского “За далью – даль” есть строки:
И все, от корки и до корки,
Что в книгу вписано вчера,
Все с нами – в силу поговорки –
Насчет пера и топора.
Какую поговорку имеет в виду автор?
Какой фразеологизм использован в этих строках?
(Ответ: Что написано пером, не вырубишь топором. От корки до корки)

4. Неожиданно слова перепутались между собой, потеряли свое место. Помогите разделиться им на группы.
Ключ, злой, лук, грубость, бегемот, забавный, восхитительный, бор, очаровательный, смешной, гиппопотам, добрый, нежность.
(Омонимы: лук, бор, ключ. Синонимы: восхитительный – очаровательный, бегемот – гиппопотам, забавный – смешной. Антонимы: злой – добрый, грубость – нежность.)

5. Заменить (соединить стрелками) устаревшие слова современными словами-синонимами. (Раздают карточки с заданием)
Очи, чело, ланиты, уста, перст, брань, глаголет, льзя, зрачный, выя.
Щеки, глаза, губы, лоб, говорит, можно, видный, палец, битва, шея.

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

На ценниках в магазине часто пишут: мясо говядины, мясо свинины. Правильно ли оформлены такие ценники?
(Ответ: Неправильно. Говядина – “это мясо коровы или быка как пища”, а свинина – “свиное мясо как пища” (Словарь русского языка С. И. Ожегова). Нужно писать: говядина, свинина)

(Жюри оценивает, подводит промежуточные итоги)

VIII. Городище Этимологии

  1. В буквальном переводе с латинского это – “переписывание”. А обозначает этот термин условную передачу звучащего слова с помощью графических знаков. (Транскрипция (“trans-” – пере – “criptio” – писать))
  2. “Баю-баюшки, баю” из колыбельной песни. Переведите с древнего языка смысл этой привычной, но непонятной фразы.
    (Ответ: Баюшки баю, буквально “сказываю сказочки”. Баять – говорить, сказывать. Отсюда диалектное слово “байка”)

Пока готовятся команды – Игра со зрителями

Какое слово, обозначающее профессию, получило широкую известность с 12 апреля 1961 года? (космонавт)
Какая игла не тонет в воде? (рыба игла)
Какую строчку не прочтёт ни один человек? (прошитую портнихой)
Заменить одним словом: надуть губы. (Обидеться)
Заменить одним словом: клевать носом. (Дремать)
От чего утки плавают? (От берега)
По чему летает самолёт? (По воздуху)

Задание для команд

  1. Заимствованные слова – неотъемлемая часть любого языка. Карате (в японском – “голыми руками”), кайф (в арабском – “послеполуденный отдых”), шАбаш (в еврейском – суббота). А какое слово, заимствованное из китайского языка, в языке-источнике обозначает “большой ветер”.
    (Ответ: тайфун)
  2. Откуда взялось выражение “Во всю Ивановскую”?
    Значение: громко кричать, храпеть, голосить.
    А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди-дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

Подведение итогов, рефлексия

И в заключении вспомним слова классика

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!”.

Презентация

Приложение