Урок-игра по математике в 5-м классе

Разделы: Математика


Представленный материал я использовала на последнем уроке математики в конце первой четверти, основной целью которого является познакомить учащихся с разнообразием математических задач. По уровню сложности задачи доступны основной массе учащихся, но есть и такие, которые требуют более глубокого анализа. Задачи разделены на блоки. В блоке задачи соответствуют одной из тем курса математики.

Ход урока

Класс делится на 4-5 команд (оптимальное число учеников в команде 6 человек). Команда выбирает название. Каждой команде в течение урока будет выдаваться блок задач (по три в каждом) и после их решения они сдают ответы и получают следующий блок задач. Каждая правильно решенная задача в блоке оценивается одним баллом. Побеждает команда, набравшая наибольшее число баллов.

Для наглядности и отслеживания решения задач на доске чертится таблица.

Название команды Блок 1 Блок 2 Блок 3 Блок 4 Блок 5 Блок 6 Блок 7 Итого
Команда №1                
Команда №2                
...                
...                
...                

За 10 минут до окончания урока следует подвести итоги. Задачи, которые вызвали затруднение – разобрать и объяснить. Обязательно поинтересоваться какие задачи понравились и почему.

Блок 1

  1. Запишите выражение и найдите его значение: разность разности чисел 18706 и 509 и суммы чисел 485 и 27.
  2. Определите порядок выполнения действий .
  3. Вычислите наиболее удобным способом:
    А) (348 + 999) + 652;
    Б) (333 +386) + (204 + 67) +214.

Блок 2

  1. Запишите все трехзначные числа, в которых число сотен в 2 раза больше числа десятков, а число единиц на 2 меньше числа сотен.
  2. Уменьшаемое и вычитаемое записаны с помощью одной цифры. Найдите эти числа, если их разность равна 7000.
  3. Поставьте между цифрами знак «+» в левой части равенства так, чтобы равенство было верным: 8 8 8 8 8 8 8 8 = 1000.

Блок 3

  1. В автобусе было 98 пассажиров. На первой остановке вошло 15 и вышло 27 пассажиров, на второй остановке вышло 24 и вошло 18 пассажиров. Сколько пассажиров стало в автобусе после второй остановки?
  2. Успеет ли Марина прочитать книгу за 2 часа, в которой 57 страниц, если за 5 минут она может прочитать 2 страницы?
  3. Участок дороги 2 км, на котором скорость автомобиля не должна превышать 60км/ч, водитель проехал за 2 минуты. Нарушил ли водитель правила?

Блок 4

  1. Какое из чисел 3,5,15 является корнем уравнения 15: х = 16 – х.
  2. Каким числом необходимо заменить а, чтобы корнем уравнения х + 6 = а было 12?
  3. Составьте уравнение по схеме и решите его:

Блок 5

  1. Постройте треугольник так, чтобы все данные точки лежали на его сторонах.

  1. Найдите площадь фигуры:

На рисунке изображены два квадрата. Первый разделен на четыре квадрата, а второй на – четыре треугольника. Сравните площади, получившихся квадрата и треугольника.

Блок 6

  1. Портной имеет кусок ткани в 16 метров, от которого он отрезает ежедневно по 2 метра. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок?
  2. На озере растут кувшинки, каждый день их становится в 2 раза больше. На 10 день все озеро покрылось кувшинками. В какой день было покрыто кувшинками половина озера?
  3. Можно ли разменять 25 рублей десятью купюрами достоинством 1, 3, 5 рублей?

Блок 7

  1. К числу а прибавили число b и полученная сумма оказалась равной числу а. Каким является число b?
  2. Какой путь прошел пешеход за 2 часа, если его скорость равна х км/ч?
  3. Найдите три последовательных натуральных числа, если их сумма равна 450.

Литература:

  1. Математика. 5 класс. 1 часть: Тетрадь с печатной основой. /З.Н. Альхова – Саратов: «Лицей».
  2. П.В. Чулков. Школьные олимпиады 5-6 классы. -М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006.
  3. А.В. Фарков. Математические олимпиады. -М.: Айрис-пресс, 2005.