Внеклассное мероприятие по литературе "Не в деньгах счастье?.." 9-й класс

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Класс: 9


Цели:

Обучающие:

  • совершенствовать навыки SWAT-анализа [1], [2];
  • обобщить знания по литературе;

Развивающие:

  • развивать аналитические способности, умение объективно оценивать ситуацию, поступки героев;
  • заинтересовать исследовательской работой;

Коммуникативные:

  • прививать культуру спора;

Воспитательные:

  • показать актуальность вопроса, заявленного в теме мероприятия и неоднозначность ответа на него.

Оборудование:

  1. Иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя, Дж. Крюса, А.С. Пушкина, В. Распутина, М. Зощенко.
  2. Рисунки детей, комментирующие их восприятие выбранного высказывания лексико-грамматической группы «Деньги. Материальное положение».

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

– Мы собрались сегодня с вами для того, чтобы обсудить сложившееся в современном обществе отношение к материальным благам (богатству, деньгам, драгоценностям). Хочется узнать ваше мнение по указанному в теме вопросу, обсудить, стоит ли возводить звонкую монету на высшее место пьедестала жизненных ценностей? Какую роль играет материальный достаток в нашей жизни и, наконец, зачем нам вообще нужны деньги?

– Какие литературные произведения, изученные вами за три последних года, поднимают проблему ДЕНЬГИ и ЛЮДИ? Назовите героев, заинтересованных в росте своих доходов.

(Предполагаемые ответы учеников. Все общество, XVII век Франсиско де Кеведо, «Летрилья». Уже в ХVII веке появилась необходимость использовать сатиру для отрезвления умов. Высмеивается всеобъемлющая власть денег, что подчеркивает рефрен:

Дивной мощью наделен
Дон Дублон

Барон, н. ХIХ века, «Скупой рыцарь», А.С. Пушкин. Для героя деньги – святыня.

Германн, н. ХIХ века, «Пиковая дама», А.С. Пушкин. Германн имеет достаточно средств для безбедного существования, но считает , что этого мало. По натуре игрок.

Петрусь, н. XIX века, «Ночь накануне Ивана Купалы», Н.В. Гоголь. По воле отца любимая Петруся должна выйти замуж за богатого. Герой идет на сделку с дьяволом, чтобы добыть богатство, убивает младшего брата невесты.

Тим Талер, 30-е годы XX века, «Т. Талер, или проданный смех», Джеймс Крюс. Для устранения финансовой зависимости от мачехи заключает сделку с чертом. Мальчик выигрывает любое пари взамен на смех, улыбку. Только спустя несколько лет Тим понял, что смех – выражение духовной свободы и нашел способ вернуть его.

11-летний рассказчик, к. 40-х ХХ века, «Уроки французского», В. Распутин. Деревенский мальчик из бедной семьи отправляется получать образование в райцентр. Там он страдает от голода, малокровия и вынужден зарабатывать 1 рубль на кружку с молоком игрой на деньги.

Старик, н. 70-х годов ХХ века, «Космос, нервная система и шмат сала», В. Шукшин.

Для Наума Евстигнеича деньги – спокойствие, сытость, возможность выпить в любое время. Он осуждает восьмиклассника Юрку за желание учиться на хирурга, зарплата которого очень мала.)

2. УЧИТЕЛЬ.

– Давайте обобщим сказанное и определим мотивы, движущие героями в их стремлении к заработку. (Учитель записывает мотивы, названные и оцененные учащимися: + – положительная оценка, - – негативная.)

ЛЮБОВЬ      («Ночь...»)

+

ЗДОРОВЬЕ   («Уроки...»)

+

СТРАСТЬ К ДЕНЬГАМ   («Скупой рыцарь», «Пиковая дама»)

-

ФИНАНСОВАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ   («Тим...»)

+

ВЛАСТЬ НАД ВСЕМИ И ВСЯ («Дон...»)

-

СПОКОЙСТВИЕ, СЫТОСТЬ    (« Космос...»)

+, - ?

 

ВЫВОД: Даже высокую, неплохую цель можно опорочить недостойными путями, выбранными для ее достижения.

3. УЧИТЕЛЬ. Давайте подумаем и решим, какие пути можно считать достойными при стремлении к материальному благополучию, а каких стоит избегать. Ваше мнение? (SWAТ-анализ: ученики, предлагая для записи мотивы поступков героев в погоне за богатством, устанавливают причинно-следственную связь между ними и их трагическими последствиями. В процессе дискуссии, сопровождающей каждую формулировку, делаются итоговые записи на доске.)

Достойные мотивы, пути

Нежелательные мотивы, пути

Стремление к знаниям

Переоценка нрав. ценностей в пользу денег (Барон, Германн, Петрусь, Тим Талер)

Повышение производительности труда

Нарушение закона (Петрусь, Германн (угроза))

Освоение новых специальностей

КАРЬЕРНЫЙ РОСТ

Угрызения совести (Петрусь)

Фин. НАКОПЛЕНИЯ

ОТКРЫТИЕ собств. Фирмы

РОСТ доходов

Одиночество (барон, Германн, Тим Талер)

Благотворительность

Деньги не являются единственную ценностью

Сдвиги в психике (Петрусь, Герман)

Соблюдение законов

Чистая совесть

Смерть (Петрусь, Ивась, графиня)

Физич. и психич. здоровье

 

УЧИТЕЛЬ. Я не сомневаюсь, что каждый из вас в будущем будет состоятельным человеком и выберет достойные пути зарабатывания денег, вопрос в том, ради чего вы будете стремиться к достатку ?

(УЧЕНИКИ. Ради благополучия своих родных и близких, а следовательно, и всего государства.)

4. Учитель зачитывает отрывок из рассказа М. Зощенко «Не надо иметь родственников»

Проблемный вопрос.

КТО ПРАВ: дядя, упрекающий племянника-кондуктора за то, что тот заботится о государственном кармане, требуя платы за проезд с родственника, или племянник, которого возмущают слова дяди «Не развалится от этого трамвай»?

(Дискуссия, целью которой становится выявление нескольких подходов к решению вопроса. Однозначного ответа нет. УЧЕНИКИ. Формально прав племянник. С чисто человеческой точки зрения – дядя.)

5. УЧИТЕЛЬ. А далее и мне, и присутствующим было бы интересно узнать об отношении современных школьников к проблеме ЧЕЛОВЕК – ДЕНЬГИ. Дома из предложенных поговорок, фразеологизмов, крылатых выражений вы должны были выбрать один пример, заинтересовавший вас, увидеть в нем, может быть, спорные моменты.

  • Презренный металл. Бросать деньги на ветер.
  • Гете: Люди гибнут за металл.
  • Пушкин: Погнался поп за дешевизною..
  • Денег куры не клюют. Время – деньги. Лучше быть здоровым, чем богатым?.. Жить на медные деньги.
  • Здоровье не купишь?.. Денежный мешок
  • Беден, как церковная мышь. Считать каждую копейку.
  • Не считай деньги в чужом кармане. 
  • Ударить по карману. Влететь в копеечку.
  • Кататься как сыр в масле. Копейка рубль бережет. Сидеть на чьей-то шее. Дешево и сердито.

УЧЕНИКИ, по очереди выходя к доске, высказывают свои соображения по поводу смыслового богатства высказывания, его актуальности на современном этапе развития общества; дискутируют с оппонентами. Пример (о поговорке ДЕШЕВО И СЕРДИТО): всем приятно покупать дешевую вещь, но есть и определенные требования к ее качеству. Наверное, только в экстремальной обстановке, при отсутствии возможности выбора, примитивная в технологическом плане, не совсем  аккуратно изготовленная вещь спасет ситуацию, но в обычной, спокойной обстановке мы выберем  качественный и приемлемый по цене продукт, а иначе придется с горечью говорить про себя: «Погнался поп за дешевизною».

6. УЧИТЕЛЬ. А теперь давайте обратимся к теме нашего разговора и подведем итог дискуссии. Всем известно, что язык – развивающееся явление, быстро реагирующее на изменения в человеческом обществе. Уже десятилетие назад к данной фразе приросло ироническое продолжение ....А В ИХ КОЛИЧЕСТВЕ! Давайте и мы внесем свои коррективы в эту поговорку! Какие?

УЧЕНИКИ. Счастье не только в деньгах и их количестве, но и в чистой совести!

УЧИТЕЛЬ. Так будьте же здоровы, богаты, счастливы, добры, и пусть мукам совести нечего будет делать в вашей душе!

Список исспользованной литературы:.

  1. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам. – М.: Изд-во «Бонфи», 2001.
  2. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. – Составители: Е.А Генике, Е.А. Трифонова. Под ред. Т.П. Семиной. – М., «Бонфи», 2002.