Создание творческо-деловой среды в рамках организации внеурочной деятельности по математике

Разделы: Математика


Образовательная среда выступает как единое  целое, в том смысле, что по отношению к данному ребенку она выполняет единую образовательную функцию – функцию его личностного развития.

Ещё Л Н. Толстой говорил: «Следует рассматривать процесс обучения как многосторонний и творческий… Хорошо усваиваются только лишь те обобщения, которые учащийся сам сделал и проверил».

Как сделать учебный процесс интереснее, как расширить кругозор ученика, стимулировать его на интеллектуальную активность?

Одним из важнейших видов деятельности, решающей поставленные задачи, является внеурочная. Наша школа носит статус образовательного учреждения с углубленным изучением математики, которое, согласно учебному плану, начинается с 8-го класса. Но в школе обучается различный контингент учащихся, так как специального отбора детей при приеме нет. Не всем ребятам легко даётся успешное овладение сложным материалом математического курса. Конечно, в школе работает большое количество кружков, факультативов, проводятся   ИГЗ.

Но перед коллективом всё время стоит вопрос о поисках и организации новых видов пропаганды математического образования.

Так в течение последних пяти лет в нашем учебном учреждении работает выездная математическая школа для детей разной подготовки. Это, прежде всего, ребята, которым нужна математическая поддержка. Но не только. Как показал опыт, к группе выезжающих активно присоединялись ребята высоко мотивированные на изучение математических дисциплин, увлекающихся математикой, проявляющих к ней интерес.

Инициатором  такой нестандартной формы организации работы с обучающимися стала директор нашей школы, учитель математики Синченко Л.А.

Основная цель выездной математической школы:

  • повышение мотивации к обучению математики слабоуспевающих учащихся;
  • осуществление подготовки учащихся к математическим олимпиадам;
  • подготовка ребят к сдаче ЕГЭ и ГИА;
  • расширение математического кругозора.

Первый раз в каникулярное время под руководством двух учителей математики учащиеся 9-х классов в количестве 27 человек выехали в город Ростов, где жили на станции юных туристов. Был разработан план проведения выездной математической школы.

Во время выездной школы для ребят проводились интенсивные семинарские занятия, а в качестве релаксации, были проведены мероприятия  культурно-просветительского характера: экскурсии и мастер-классы.

Погружение детей в интенсивную работу начиналось уже в поезде: ребятам были предложены математические ребусы. Программа каждого дня состояла из разноплановых мероприятий. В первый день это:

  • обзорная экскурсия по г. Ростов Великий;
  • занятия математикой;
  • игра «Математический бой».

После ужина у ребят состоялся мастер-класс «Дворянский бал». Все дети и взрослые без исключения были вовлечены в представленное «действо». В процессе различных игр ребята имели возможность познакомиться с традициями общества 19 века.

Во второй день это:

  • Математическая регата, где ребятам предлагалось решать логические задачи;
  • занятия математикой по группам.

А после обеда все участники выездной школы посетили мастер-класс по «Финифти»: ребята сами расписывали заготовки украшений и потом их обжигали. Стоит по-хорошему позавидовать детской энергии, неутомимости, когда после насыщенной дневной программы хватало сил на вечернюю дискотеку.

Третий день – автобусная экскурсия в город Углич, после приезда практикум по математике и вечером дегустация древнего русского напитка – кваса.

И, наконец, четвертый заключительный день: математический конкурс, решение конкурсных задач и, перед отъездом, мастер-класс по росписи глиняных изделий.

Четыре дня, проведенные в городе Ростов в математической школе пролетели незаметно, отличались интенсивностью и насыщенностью занятий.

Вернёмся к вопросу первоначального формирования группы выезжающих. Как ни странно, дети, не имеющие проблем с математикой,  сразу же записались в список выезжающих, а вот слабоуспевающие неохотно соглашались, так как боялись «погружения» в занятия. Но учителями была проведена большая разъяснительная работа с учениками и их родителями.

Что же явилось результатом первой поездки:

  • повысилась успеваемость;
  • у многих повысилась самооценка: ребята перестали бояться решать трудные задачи;
  • насыщенная культурная программа позволила за сравнительно небольшой отрезок времени познакомиться с большим количеством достопримечательностей.
  • и самое главное:

в отличие от поставленных «чисто» учебных задач первоначально, общение учеников и учителей в неформальной обстановке, принцип невыставления оценок, приоритет процесса деятельности над её результатами, активность участников (вовлечение всех выезжающих в выполнение упражнений, в проигрывание различных ситуаций) создали возможности для развития каждого из нас. У многих детей поменялись роль и статус в классе.

Участники поездки в ответ на аккуратные вопросы «не много ли было занятий?» отвечали, что ещё и не хватало. Ещё интереснее, что на вопрос «поедете ли на следующий год?» отвечали «а можно пригласить моего друга». И, действительно, на следующий год состоялся выезд большего количества детей и уже трех преподавателей в дом отдыха «Клязьма» в Подмосковье, а через год в город Тулу, где были совмещены занятия математикой с литературными экскурсиями в Ясную поляну и Спасское-Лутовитово. Последний выезд в дом отдыха «Клязьма» был организован семью преподавателями математики, и включал большую разновозрастную группу учеников.

Мы, педагоги, понимаем актуальность существования такой школы, так как по словам А.С. Макаренко «Воспитывает не только или не столько сам воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом».