Урок русского языка по теме "Второстепенные члены предложения. Приложение"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • создать условия для усвоения обучающимися знаний о приложении как особой группе определений, раздельном и дефисном написании;
  • содействовать развитию познавательной активности учащихся.

Приёмы ТРКМ: кластер, корзина идей, синквейн.

Место урока в теме: изучение нового материала

ХОД УРОКА

I. Начало урока.

1. Актуализация знаний:

Учитель: Какие группы второстепенных членов предложения вы знаете? (дополнение, согласованное и несогласованное определение, обстоятельство)

2. Выполнение теста «Второстепенные члены предложения». (Приложение1)

П. Стадия вызова.

1. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Продолжаем разговор о второстепенных членах предложения, а чтобы тему урока узнать, нужно словарный диктант написать (слова даются в данной последовательности).

Пейзаж, репетиция, исследование, ландшафт, ориентироваться, желание, единственный, неизвестный, иллюстрированный, едва ли.

- В написанных словах выпишите первую букву и узнайте тему урока.

- Какое слово получилось? (Приложение).

- Запись темы урока: «Приложение».

2. Беседа:

- (Прием «Корзина идей»). Как вы понимаете значение слова приложение?

(Предположительный ответ:

  1. Положить, приблизить вплотную.
  2. То, что является добавлением к чему-нибудь.
  3. В грамматике: определение, выраженное именем существительным.)

- Какие приложения в периодической печати вам известны?

- Каков состав этого слова?

- Что обозначает приставка при-?

- Каково значение корня?

- А если приложение присоединяется, прикладывается к слову, что оно будет обозначать?

Вывод: Приложение – это синтаксическая единица языка.

III. Стадия осмысления.

1. Работа с учебником. § 26 (с.73-74). Составление кластера в парах.

2. Обобщение. Что могут обозначать приложения (приём «Кластер»)?

Радиальная диаграмма

IV. Закрепление.

1. Спишите словосочетания, объясните постановку или отсутствие дефиса.

Зима-волшебница, попугай какаду, девушка-узбечка, дед-мороз, гражданин судья, изба старуха, старец-летописец, газета «Комсомольская правда», паук-водолаз, река Нева, Москва – река, стихотворение «Зимнее утро», в низовьях Енисея, братец Иванушка, Иван-царевич.

2. Синтаксический разбор предложений.

На опушке леса стоял сгорбленный старичок-охотник и высматривал зайца.

-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.- ____ ~~~~~~~~~~~       ~~~~~~ ­___________ ------

3. Комментированное письмо. Упражнение140.

4. Упражнение 141 (устно)

5. Развитие речи. Составьте предложения со словами: врач-стоматолог, брат-кормилец, Марья-искусница, сын-отличник, город-герой.

V. Рефлексия.

1. Беседа

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Скажите своими словами, что такое приложение?

- Что могут обозначать приложения?

- В каких случаях приложения пишутся через дефис?

- Каким ещё знаком препинания может быть выделено приложение?

- При каких условиях ставятся кавычки?

- С какими трудностями столкнулись?

- Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

2. Составление синквейна. Вспомните особенности построения синквейна и составьте к слову ПРИЛОЖЕНИЕ.

Например:

ПРИЛОЖЕНИЕ

яркое, точное

присоединяется, прикладывается, дополняет

как много в этом слове

определение.

VI. Домашнее задание.

1 вариант:

выписать 6 примеров из художественной (публицистической) литературы по теме урока;

2 вариант:

сочинить сказку (в современном духе), употребив слова ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, петух-драчун и др.

 ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Литература:

  1. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык:8 класс /Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2011.
  2. Нури О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: «Экзамен», 2009.
  3. Тростенцова Л.А. и др. Русский язык.8 класс. – М.: Просвещение, 2009.