Урок русского языка по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных". 4-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 4


Цели:

  1. Открыть с детьми новое знание о роли Ь – показатель женского рода имени существительного.
  2. Развивать умение находить орфограмму «Мягкий знак после шипящих на конце существительных»;

Тип урока: открытие нового знания.

Учебник «Русский язык» Р.Н.Бунеев. Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.

Средства обучения:

  • проектор;
  • интерактивная доска SMART Board ;
  • программа Smart Notebook 10,7:

При подготовке материала были использованы следующие возможности ПО Smart Notebook 10,7: титульный лист.

Ход урока

I. Организационная часть.

II. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы.

Рисунок 1

Задание. Слова доч, плач, лож, стриж,мыш, камыш, дич, чиж,ноч, клич, дрож, брош, помощ, печ вставьте в две группы. После выполнения работы кликаем check, в неправильно поставленных словах появляется красная галочка. Кликаем Solve, появляется правильная группировка слов.

Учитель: Что интересного вы увидели в этих словах?

Ученики: У некоторых слов есть мягкий знак, у некоторых – нет.

Учитель: Есть еще сходство?

Ученики: Все слова заканчиваются шипящими звуками.

Учитель: Как вы думаете, почему вы допустили ошибку?

Ученики: Мы не знаем правило.

Учитель: Как назовем проблему урока?

Ученики: Когда ставить ь после шипящих.

Учитель: Значит, тема урока?

Ученики: Ь после шипящих на конце имен существительных.

III. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

Учитель: Посмотрите слова. Какие у вас появились гипотезы о правописании мягкого знака?

Ученики: В одушевленных словах дочь, дичь Ь пишется.

Учитель: Вы согласны с этим мнением?

Ученики: Нет. Чиж – одушевленный, но там нет Ь.

Учитель: Еще есть гипотезы?

Ученики: Ь пишется после ч, а после ж не пишется.

Учитель: А вы согласны с этой гипотезой?

Ученики: Нет. В слове плач Ь не пишется.

Учитель: Другие мнения есть?

(Дети молчат.)

Учитель: Что можно сказать о роде существительных?

Ученики: Некоторые слова женского рода, а некоторые – мужского.

Учитель: Какие слова женского рода?

Ученики: Дочь, дичь, ложь, ночь, дрожь, брошь, помощь, печь.

Учитель: А какие мужского рода?

Ученики: Плач, стриж, камыш, чиж, клич.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Ученики: В словах женского рода Ь пишется, а в словах мужского рода не пишется.

Учитель: Открываем страницу 109 учебника и сверяем правило. Выполнение задания к упражнению №174.

IV. Новое знание: Ь показатель определенной грамматической формы слова (формы женского рода).

Учитель:  Какими бывают ь ?

Ученики: Смягчающим и разделительным.

Выполнение фонетического разбора слов рожь, луч. Слайд 2. Кликни вопросительный знак – выйдет задание. Кликни бордовый прямоугольник - проверка разбора рожь, желтый прямоугольник – проверка разбора слова луч.

проверьте работу: рожь – 1 слог, р – звонкий ,твердый согласный; о – ударный гласный; ж – звонкий, твердый согласный; луч – 1 слог; л – звонкий, твердый согласный; у – ударный гласный; ч – глухой, мягкий согласный.

Учитель: Почему в слове рожь ж твердый, хотя есть Ь?

Ученики: Ж всегда твердый.

Учитель: Почему в слове луч ч мягкий, хотя нет мягкого знака?

Ученики: Ч всегда мягкий.

Учитель: На что указывает Ь в слове рожь?

Ученики: На женский род.

Рисунок 2

Рисунок 3

Появляется следующий слайд, где написано обобщающее правило.

В русском языке мягкий знак употребляется в трех случаях:

  1. Для обозначения мягкости согласного звука на письме.
  2. Как разделительный.
  3. Как показатель определенной грамматической формы слова (например, формы рода).

Упражнение № 175. Запишите данные существительные в три столбика: 1) где ь обозначает мягкость согласных звуков на письме; 2) с разделительным ь; 3) где ь указывает на то, что это существительное женского рода.

V. Физкультурная минутка.

VI. Первичное закрепление.

Появляется следующий слайд.

Рисунок 4

Появляется следующий слайд.

Задание. Определить склонение существительных дочь, мышь. Просклонять эти слова. Проверка появляется когда кличем синий прямоугольник.

Рисунок 5

Упражнение №176.

VII. Итог урока. Рефлексия.