Употребление психоактивных веществ среди подростков

Разделы: Коррекционная педагогика


Употребление психоактивных веществ (ПАВ) является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих проблем. По современным статистическим данным, большинство наркоманов начинают употреблять ПАВ в раннем подростковом возрасте. Из возможных предпосылок и мотивов их употребления следует выделить следующие: внешние, психологические, духовные.    К внешним относятся прежде всего доступность наркотиков и безнаказанность за их распространение и употребление. Еще раз повторим, что под наркотиками мы подразумеваем не только психоактивные вещества, но также табак и алкоголь, так как механизмы появления зависимости во всех случаях одинаковы.

Это сфера деятельности правопорядка, родителей, общественных организаций. Вина за доступность наркотиков для подростков лежит, конечно же, не только на милиции, но и на всех взрослых. Мы равнодушны к тому, что сплошь и рядом нарушается законодательство, например о запрете продажи табака и спиртного несовершеннолетним, или распития пива и других алкогольных напитков в общественных местах.

Психологические причины распространения наркомании также условно делятся на два рода. Первое это то, что можно отнести к сознательному уровню (заблуждения, ложные мнения, мифы), второе – подсознательные психологические установки.

Причины первого рода исправляются достаточно легко. Например, существует мнение: «Все курят». Можно провести в классе анонимное анкетирование и показать, что в действительности курит меньшинство. Или есть мнение, что водка – русский национальный продукт, что наши предки всегда безбожно пили, и, мол, при этом были нормальными людьми. Тут можно привести конкретные цифры о потреблении алкоголя в разные исторические периоды. Или, например, распространено мнение, что табак и алкоголь можно употреблять как успокоительные средства. Достаточно грамотного с медицинской точки зрения разъяснения, чтобы разбить это заблуждение.

Горазд труднее бороться с подсознательными психологическими установками. Они приобретаются человеком незаметно. Постепенно проникая в образ мыслей и даже манеру поведения. Сильнейшую психологическую установку дают средства массовой информации, противостоять им крайне сложно, поскольку такому потоку зрительных образов, звуковых впечатлений, которые выливаются на современного человека и незаметно проникают в сознание, невозможно противопоставить равный по мощности поток другой информации и других образов. Но даже если бы это и удалось, то вряд ли принесло бы спасение. Человек с правильно «настроенными» мозгами еще не является полноценным индивидуумом. Таковым может считаться только тот, кто умеет самостоятельно думать и оценивать получаемую информацию.

Сложнее обстоит дело с духовными причинами. Попробуем разобраться на простом примере. Вот перед нами неплохой в принципе парень, но в голове его (не только на уровне определенных знаний, но и на уровне подсознания) много различных заблуждений и неправильных психологических установок. Он считает, что пить и курить – это нормально, в этом нет ничего страшного, просто надо стараться делать все умеренно, чтобы оставаться хорошим человеком. Это пока еще только причины психологические. А вот еще один «типичный представитель», таких принято называть «отморозками». Он с друзьями с легкостью разворотит детскую площадку, изобьет беззащитного бомжа и т.д. Это уже более сложный случай: если в душе человека произошел какой-то жуткий переворот, там творится кошмар.

Тренинговые занятия с подростками имеют ряд особенностей и должны проводиться квалифицированными тренерами, владеющими информацией по вопросам профилактики употребления ПАВ и собственно тренинговыми приемами. Упражнения и игры носят дискуссионный подтекст, не навязывая подросткам однозначных выводов и решений, позволяя тем самым в ходе групповой работы свободно выражать свое мнение и делать выводы.

Тренинг по профилактике употребления ПАВ (работа с подростками группы риска)

Цель тренинга: обозначить проблемы, связанные с наркоманией, и предупредить первое употребление наркотиков и других психоактивных веществ.

Знакомство в группе (30 мин)

Все участники, включая ведущего, располагаются по кругу. Ведущий рассказывает о себе, своей профессиональной деятельности и личных ожиданиях от тренинга, просит участников представиться так, как они хотели бы называть себя во время тренинга (для простоты запоминания легче сделать бейджики для всех участников, в которые вписываются их имена).

Упражнение «Интервью»

Группа разбивается по парам. Ведущий предлагает взять друг у друга интервью, затратив на это 10 минут. Можно дать инструкцию:
– расскажите что-нибудь о себе; как вы проводите свободное время; почему вы пришли в эту творческую группу.
Инструкция: «Во время беседы старайтесь как можно больше узнать об интересах, предпочтениях и стиле жизни друг друга. Можно сделать заметки. Через 10 минут каждый участник представляет своего партнера в общем кругу. Тот, кого представляют, имеет право исправлять или дополнять. Другие члены группы могут задавать вопросы.

Рефлексия. Какие чувства вы испытывали. Когда вас представляли? Что вы узнали нового об участниках группы?

Принятие правил работы (10 мин)

Ведущий кратко объявляет правила работы и объясняет их значение. Правила таковы:

1) говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища;
2) желающий высказаться поднимает руку и говорит, когда ему позволяет ведущий;
3) критикуя – предлагай;
4) не давать оценок другим участникам;
5) вся личная информация, сообщенная на тренинге, является закрытой. По желанию и с учетом специфики группы можно предложить дополнительные правила.

Оценка уровня информативности (40 мин)

Ведущий просит группу ответить на вопросы:

– Существует ли проблема наркомании в нашем обществе?
– Сталкивались ли с этой проблемой в профессиональной деятельности?
– Что вы чувствовали, когда сталкивались с ней?
– Насколько опасна проблема наркомании среди молодежи?
– Как это явление может повлиять на будущее Земли?
– Знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?

В случае если группа не спешит включаться в дискуссию, тренер должен опираться на полученные данные измерений, предлагать высказываться самым активным участникам. Каким бы ни оказался уровень информированности группы (а бывает он крайне низким; нам пришлось столкнуться с полным незнанием каких-либо фактов об опасности применения ПАВ в ряде подростковых групп), следует избегать изложения материала в лекционной форме. Особенность
тренинговой работы – участие всех каналов получения информации, вырабатывание положительного личного опыта.

Игра «Ассоциации» (30 мин)

Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.
Для игры необходимы ручки и листы бумаги.
Дается задание: «назовите 2-3 слова, которые приходят к вам на ум, когда вы слышите – «наркотики», «наркомания», «зависимость».
После чего участники по кругу говорят записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий суммирует предложенные ассоциации.

Упражнение-энергизатор «Цветочек»

Цель: расслабление мышц, снятия напряжения.

Ведущий: «Тёплый луч упал на землю и согрел в земле семечко (дети должны сесть на корточки, голову и руки опустить). Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок (поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвёл). Нежится цветок на солнце, подставляя теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая вслед за солнцем свою головку (голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены).

Игра «Словесный портрет» (30 мин)

Группа при помощи жеребьевки делится на четыре микрогруппы по пять человек. Группе дается задание описать наркомана.
Рефлексия. Опишите ваши эмоции и чувства, когда вы работали над этим упражнением.

Оценка усталости (15 минут)

Все участники выстраиваются вдоль стены и должны сделать столько шагов до следующей стены, насколько они устали.
Следующая стена – максимум усталости.

Рефлексия. Ваши ощущения в ходе такой работы?

Ролевая игра «Суд над наркоманией»

Цель: развитие у подростков осознанного неприятия наркотических средств как способов воздействия на свою личность; воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства. Уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем; способствовать осознанию подростками наркомании как болезни, не только сжигающей физические силы человека, но и уничтожающей его как личность; развитие умений отстаивать свою точку зрения, видеть главное в рассуждениях оппонентов; воспитание культуры ведения дискуссии; развитие умений анализа и самоанализа, оценки и самооценки.

Подготовительная работа:

Распределение ролей.

Роль «обвиняемой наркомании» лучше дать учащемуся, который склонен к исследовательской деятельности. Он должен найти информацию в медицинской или справочной литературе, характеризующую эту страшную болезнь, периоды ее протекания.
«Свидетели обвинения» – это роли погибших от наркотиков звезд музыкального и кинобизнеса. «Свидетели защиты» – роли людей, чьи отзывы об использовании наркотиков положительны, но все они знают страшные последствия использования наркотиков.
Все остальные роли определяются по желанию в соответствии с ролевой игрой «Суд».

Воспитатель помогает учащимся в подготовке ролей. Существует несколько вариантов подготовки и проведения  такой ролевой игры. В любом случае необходимо знать процедуру ведения судебного заседания хотя бы в общих чертах.

Роли:

«судья» – ведет судебное заседание. Знает ход ролевой игры «Судебный процесс»;
«секретарь» – записывает основные аргументы «за» и «против», высказанные в ходе обсуждения проблемы;
«обвиняемый» – явление общественной жизни. Порок, негативное качество, нравственный анализ и оценка которого будут осуществлены в ходе ролевой игры;
«прокурор» («обвинитель») – выносит обвинение, перечисляет все факты и аргументы, подтверждающие опасность, вред обсуждаемого явления, качества, пристрастия и т.д.
«адвокат» (защитник») – находит факты, аргументы, оправдывающие обсуждаемое явление, качество, пристрастие и т.д.
«свидетели обвинения»;
«свидетели защиты»;
«присяжные заседатели» (все остальные участники).

Игра «Марионетки» (30 минут)

Цель: определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен.

Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 – 3 метра. Цель «кукловодов» – перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник.
После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы.

Рефлексия. Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»? Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было? Хотелось ли что-либо сделать самому?

Упражнение-энергизатор «Пылесос и пылинки»

Цель: расслабление мышц.

Пылинки весело танцуют в лучах солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась, всё медленнее оседают на пол, спина и плечи у ребёнка расслабляются и сгибаются вперёд-вниз, руки опускаются, голова наклоняется. Пылесос собирает пылинки: кого он коснётся, тот встаёт и уходит.

Игра «Отказ» (30 мин)

Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.
Работа также проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:

  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешение приготовить наркотик у тебя дома.
  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома.
  • Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик «за компанию»
  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
  • Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик.
  • Задание подгруппам: в течение семи минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль – «уговаривающего», другой – «отказывающегося». Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

Упражнение «Какой я есть и каким бы хотел быть»

Цель: повышение самооценки, возможность увидеть себя со стороны, оценить свой характер.
«Какой я есть и каким бы хотел быть». Для упражнения понадобятся два листа бумаги, цветные карандаши. Детям предлагается нарисовать себя такими, какие они есть на самом деле, и такими, какими бы они хотели стать. Затем проводится обсуждение рисунков: в чём разница между ними, почему изображение реального «Я» отличается от идеального, что нужно сделать, чтобы стать таким, как хочется, что мешает сделать это. 

Упражнение «Зеркало»

Используется для снятия напряжения и усталости после аналитической работы в группе. Все участники группы стоят в кругу. По очереди каждый член группы делает шаг в центр круга, изображая телесно свое состояние в данный момент (можно добавить звук). Затем это движение повторяют остальные участники группы, тот, кто показал свое состояние, смотрит со стороны на себя, как в несколько «зеркал».

Рефлексивный круг

Участникам предлагается закончить фразы:

– Самым сложным для меня сегодня было…
– Новым для меня сегодня было…
– Больше всего хочется на практике попробовать…