Исследовательская лингвистическая деятельность учащихся: грамотная организация – в руках учителя

Разделы: Иностранные языки


Всего 10 этапов, которые шаг за шагом приведут к успешному завершению исследовательской работы:

  1. Определение проблемы – начало исследования.
  2. Поиск интересной темы.
  3. Два ключевых вопроса: «Почему?» и «Для чего?»
  4. Общее и частное.
  5. Следующие шаги…
  6. Обзор источников информации.
  7. Почти готово
  8. Защитная речь
  9. Презентация
  10. Тезисы, или заявка на участие в конференции.

Книгой-«путеводителем» для написания статьи послужила книга Новожиловой М.М., Воровщикова С.Г., Таврель И.В. «Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию».

"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".
Народная мудрость, неизвестный автор.

Прочитав однажды эти мудрые слова, каждый невольно вспомнит, что и в его жизни самые прочные, ценные знания были открыты им самим. Тот эвристический восторг забыть нельзя!

Современная школа часто жалуется на пассивного, ленивого, отрешенного ученика, оставляя минимум возможностей для его активной самостоятельной работы, удовлетворения естественного природного любопытства, предвосхищая будущие вопросы уже готовыми ответами. Так много всего изучено, сказано, составлено... Наш ученик не подозревает вовсе, что в науке и для него найдется место, стоит лишь приоткрыть завесу между известным и вызывающим хотя бы сомнение. Приоткрыть эту завесу призваны мы - учителя. Практически в любой теме есть место независимому исследованию наших юных воспитанников.

На примере нашей исследовательской работы «Особенности современного молодежного английского языка в Интернет-сообществе: язык Textese» (см. Приложение 2), которая принимала участие в ежегодной открытой городской научно-практическая конференции «Языкознание для всех» и была отмечена почетной грамотой филологического факультета МГУ, поделюсь опытом организации и проведения учебного исследования учащимися 8 «б» класса школы №1293 с углубленным изучением английского языка (2009-2010 учебный год).

Итак, как же пройти путь, название которому загадочное слово «исследование», как грамотно преодолеть все этапы - от первых сомнений в определении проблемы исследования до публичной презентации ее решения?

В первую очередь, учитель сам должен четко представлять себе структуру исследования, его поэтапные шаги. Тут настольной книгой учителя должно стать издание Новожиловой М.М. и др. «Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию». Основные мысли этой книги были обобщены мной в этой статье, дополнены выводами из личного опыта, подкреплены примерами нашего собственного исследования.

1. Определение проблемы – начало исследования.

Ключевые термины: проблема (несоответствие между желаемым и действительным), требования проблемы (желаемая, предполагаемая, идеальная ситуация), условия проблемы (реальная, существующая ситуация).

Проблема возникает, когда есть противоречие между желаемым и возможным, когда есть необходимость в чем-либо. Проблема должна быть значима, корректно сформулирована.

На примере нашего исследования: наша исследовательская работа зарождалась как экспериментальная работа – необходима была практика языка, которая осуществлялась в виде переписки по Интернету с носителями языка, сверстниками. Мы далеко не всегда понимали, что нам пишут. Расхождения с грамматикой и лексикой, изучаемой в школе, были настолько велики, что поначалу привели к общему мнению: «То, чему нас учат в школе, абсолютно не имеет ничего общего с настоящим языком!»

2. Поиск интересной темы.

Тема – это визитная карточка. Она должна быть актуальна, интересна не только на данный момент, но и в будущем. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Формулировка темы обязана быть конкретной, может содержать спорный момент, иметь 2 названия – теоретическое и творческое.

На примере нашего исследования: Тема: «Особенности современного молодежного английского языка в Интернет-сообществе: язык Textese»(теоретическое название), «Ifucnrditgd 4 u!»(творческое название).

3. Два ключевых вопроса: «Почему?» и «Для чего?»

Исследование непременно должно быть актуальным, а результаты исследования иметь практическую значимость.

Исследование актуально, если отвечает насущной потребности практики, полученные результаты заполнят пробел в науке.

Результаты исследования имеют практическую значимость, если решают какую-либо практическую задачу, способствуют дальнейшим научным исследованиям, могут быть использованы в различных видах деятельности.

4. Общее и частное.

Ключевые термины: объект исследования (что рассматривается?), предмет исследования (как будет рассматриваться? Аспект рассмотрения объекта).

Тут важно умение отделить частное от общего. Объект – это более общее, предмет – конкретное, частное в контексте этого общего.

На примере нашего исследования: Объект исследования: английский язык, используемый сверстниками-носителями языка. Предмет исследования: Textese (язык СМС, также известный как chatspeak, txt, txtspk) - неофициальная разновидность английского языка, в которой с помощью букв и цифр сжимается текст.

5. Следующие шаги…

  • определение цели и задач исследования;
  • формулирование гипотезы;
  • определение методов исследования (наблюдение, эксперимент, моделирование, анкетирование, интервьюирование, анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, определение понятий)
  • планирование исследования;
  • распределение ролей при работе в команде.

Ключевые термины: цель (сформулированный в общем виде желаемый результат, который будет получен в ходе исследования); задачи (ряд промежуточных целей, необходимых для реализации общей цели); гипотеза – предполагаемое решение проблемы.

На примере нашего исследования:

Цель исследования: дать практическое применение имеющимся знаниям английского языка, сравнить английский язык, выученный в искусственных условиях, с живым языком носителей-сверстников.

Гипотеза исследования: английский язык, выученный вне естественной языковой среды, слишком формальный, правильный, иными словами, в стране изучаемого языка «так не говорят».

Задачи исследования: 1) сравнить лексику и грамматику «неносителя» с лексикой и грамматикой носителя языка; 2) выявить логику, закономерность употребления тех или иных структур языка, попробовать их классифицировать; 3) изучить популярный среди молодежи английский язык Textese; 4) обосновать причину появления такого языка; 5) провести параллель с русским языком; 6) проанализировать точки зрения разных поколений на существование данного языка.

6. Обзор источников информации.

На данном этапе важно следующее:

  • умение искать и выбирать информацию;
  • первичный сбор, фиксирование информации (планы, тезисы, конспекты, пометки, выписки, цитаты);
  • выбор приоритетных видов обобщения информации (таблицы, схемы, графики)
  • знание правил библиографического описания литературных источников

Классификацию типов литературы и видов источников информации смотрите в приложении 1.

7. Почти готово

На самом деле, оформление результатов – один из самых трудоемких этапов.

Структура исследовательской работы должна быть следующей:

  • титульный лист
  • оглавление
  • введение (2-3 страницы, наиболее ответственная часть, т.к. содержит все основные положения исследования – формулировку темы, проблему, актуальность, объект, предмет, цель...)
  • основная часть (2-3 главы, в которых рассматриваются ведущие вопросы темы, в конце каждой главы выводы)
  • заключение (1-2 страницы, общие выводы по результатам исследования, степень достижения цели, перспективы дальнейших исследований)
  • список источников
  • приложение (оформляется в виде самостоятельной рубрики)

8. Защитная речь

Пожалуй, самый ответственный этап для юных исследователей, самый волнительный.

Защитная речь должна быть не более 5-7 мин + 1-2 мин, но не более!

Не упоминать тему, список литературы, не сводить к пересказу всего содержания работы!

Структура выступления:

  • 1 часть: по сути кратко повторяет введение. Способы привлечения внимания: начать с примера, интересной цитаты, образного сравнения с конкретным явлением, истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.
  • 2 часть: самая большая, представить содержание глав. Особое внимание: тезисно раскрыть тему, итоги исследования, личный вклад автора, новизна, демонстрационнный материал.
  • 3 часть: кратко основные выводы без повтора уже сказанного. Кульминация выступления – предложить поразмышлять самим, показать возможные варианты дальнейших исследований.

Речь: ясная, грамматически правильная, уверенная, выразительная.

Конец выступления: поблагодарить за внимание, ответы на вопросы комиссии.

Правила ответов на вопросы:

  • не бояться (еще одна возможность продемонстрировать знания по изученной теме, значит, тема заинтересовала)
  • прежде чем отвечать, поблагодарить за вопрос (этикет)
  • не понят вопрос – уточнить, согласовать понимание, только потом отвечать
  • вопрос выходит за рамки исследования – честно это признать

9. Презентация

- устная защита с одновременной демонстрацией иллюстративного материала в формате PowerPoint, который является полным графическим пакетом для создания презентаций и слайд-фильмов.

Важно:

  • создавать презентацию после окончательного утверждения защитной речи;
  • текстовый материал небольшой, лаконичный, сожержит основные понятия, цифры, даты, имена, названия;
  • размер шрифта, фон;
  • количество картинок умеренное;
  • количество слайдов умеренное.

Чем эффектней презентация, тем лучшее впечатление на слушателей произведет выступление!

Презентация нашей работы – см. Презентация 1.

10. Тезисы, или заявка на участие в конференции

Тезисы сдаются в оргкомитет, как правило, за 1 месяц до начала конференции в электронной версии. См. приложение 3.

В заключении хотелось бы отметить неоспоримую пользу от проведения подобного рода исследований:

  • учащиеся переходят на уровень субъект-субъектных отношений, становятся активными мотивированными участниками;
  • учатся работе в группе, коллективе, с одной общей задачей и четким, координированным распределением обязанностей;
  • получают опыт написания первых научных трудов, который непременно пригодится в их университетской жизни (своего рода подготовка к написанию курсовых работ);

Вся информация, изложенная в данной статье, представлена в приложении 1 в более компактном и рабочем для учителя виде – табличном. Отдельной графой выделен раздел – «Заметки на полях» для уже Вашего исследования, коллеги.