Лоскутное одеяло – витраж

Разделы: Технология


Цели и задачи урока:

  • совершенствовать практические умения и навыки;
  • формировать эстетический вкус; воспитывать аккуратность, усидчивость;
  • развивать глазомер, навыки резания.

Работа выполняется ученицами 8-х классов индивидуально, затем группами. Основные вопросы выполнения изделия включают следующие разделы:

  1. Потребность в данном изделии.
  2. Выбор модели.
  3. Конструирование.
  4. Материалы: ткани, нитки.
  5. Инструменты и приспособления.
  6. Детали кроя.
  7. Безопасная работа.
  8. Технология изготовления.
  9. Оценка проделанной работы.

Ход работы

  1. Выполнять изделия в лоскутной технике на уроках очень интересно, так как в результате можно изготовить большую вещь, собирая отдельные блоки в одно целое: одеяло, юбку, жилет, наволочку, фартук и тому подобное.
  2. Идеей для создания лоскутного одеяла в технике оригами послужила фотография из журнала «Пэчворк» издательства «Бурда моден», где было написано для самых опытных. Захотелось доказать, что мои ученицы смогут выполнить такую сложную работу.
  3. Для изготовления лоскутного одеяла девочки использовали все возможные для этого изделия кусочки белой ткани размером 20×20см и множество разноцветных кусочков ткани размером 5×5см.
  4. Для нашего одеяла потребовалось 176 деталей белой ткани размером 20×20см и 325 деталей цветной ткани размером 5×5см.
  5. Самым главным инструментом в нашей работе оказалась ручная игла, так как всё одеяло сшито вручную.
    Также понадобились:
    1. линейка
    2. ножницы
    3. напёрсток
    4. трафареты из картона
    5. карандаш
    6. утюг
    7. швейная машина, чтобы пришить подклад к одеялу
  6. При выполнении работы всегда помним о правилах безопасности с иглами, булавками, ножницами, электроутюгом, а также при работе на швейной машине.
  7. Раскрой деталей
    а)
    – 176 деталей из белой ткани
    б)
    – подготовить 325 деталей из разноцветных лоскутков.
    в) Внутренняя сторона одеяла: деталь размером 140×100см с припусками на швы.
    г) Для окантовки одеяла: полоска ткани длиной около 5 метров шириной 5см.
  8. Технология изготовления
    1. По четырём сторонам квадрата заутюжить на изнаночную сторону по 7 мм.
    2. Четыре угла подготовленного квадрата скрепить в центре ручной закрепкой 5 – 6 стежков, получится квадрат размером 12,5×12,5см. Приутюжить.
    3. Затем углы полученного квадрата ещё раз сложить к центру, скрепить ручной закрепкой. Приутюжить. Готовый квадрат получается размером 9×9см.
    4. Подготовленные квадраты сшивать между собой мелкими потайными стежками.
    5. При сшивании квадратов между собой образуются квадраты с отлетными краями.
    6. В эти квадраты вставить цветной квадратик размером 5×5 и аккуратно вшить его мелкими потайными стежками.
    7. К готовому одеялу пришить внутреннюю деталь по периметру.
    8. Сделать окантовочный шов по всем краям готового одеяла.

Итог урока: В результате получилась эксклюзивная вещь.

Вывод и рекомендации учащимся:

  1. Лоскутная техника – огромный простор для творчества;
  2. Для создания по настоящему красивого изделия нужна большая аккуратность, усидчивость и фантазия;
  3. Разноцветные лоскутки не стоит выбрасывать, им можно всегда найти применение.

«Потрудилась я не зря:
Чудо, сказка, красота.
Лоскуток-лоскуток
Вот для радости исток.
Вместе сложить лоскутки
И работа для души.
И для близких и для рук
Не ленись – создай вокруг
Доброту, уют, тепло
И тогда сама поймёшь
В жизни ты не пропадёшь,
Красоту всегда найдёшь
И создашь её руками
Добрыми хорошими делами.»