Урок истории по теме "Это наша с тобою земля, это наша с тобой биография!"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. На более высоком уровне углубить и систематизировать материал по темам «сталинский режим» и «Брежневская эпоха»; обобщить экономические и общественно-политические черты советского общества.
  2. Продолжить работу по формированию навыков, которые позволяют анализировать исторический материал учебников, документов, сравнивать и делать выводы.
  3. Формировать гражданскую позицию в условиях развития демократии в РФ.

Оборудование:

  • учебник О.В. Волобуев С.В. История России учебник 11 класса параграф 25-27, №33, № 35;
  • А.И. Уткин, А.В. Филиппов, А.В. Алексеев история России 1945-2008 параграф №9-12;
  • карточки с заданиями, материалы к презентации слайдов по теме;
  • документы №153, №168 из книги М.Н.Черновой. В.Я. Румянцева работа с документами – 11 класс.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Ориентировачно-мотивационный этап.

Приложение

Формирование учебной задачи.

  1. Данный урок мы проводим по технологии Рахимова.
  2. Работаем в группах. Формы работы будет различны. Нарисуем в тетради схему, которую мы должны заполнить в конце нашего урока (Приложение 1).
  3. Урок поможет нам представить суть и характер тоталитарного режима в СССР. Основная задача сравнить эпоху правления Сталина с Брежневской эпохой, обобщить экономические и общественно-политические черты.

План урока:

  1. Социалистическая модернизация.
  2. Послевоенное восстановление.
  3. Культ вождя. Сталинская диктатура.
  4. Проблема командной экономики.
  5. Нео сталинизм и кризис «развитого социализма».
  6. Диссидентство.

- Какие задачи определим на данный урок?

III. Операционно-исполнителный этап.

Решение учебной задачи.

Начинаем работать по теме «Сталинская диктатура. Социалистическая модернизация».

Возьмите листы с заданиями.

Карточка №1.

  1. Что такое модернизация?
  2. Каковы причины модернизации?
  3. Что такое индустриализация?
  4. Основными целями индустриализации не были СССР:
    1) ликвидации техникой экономической отсталости страны;
    2) обеспечить экономическую независимость СССР от зарубежных стран;
    3) интеграция советской экономики в мировой рынок;
    4) создание мощной оборонной промышленности;
    5) первоочередное развитие легкой промышленности;
    6) первоочередное развитие тяжелой промышленности.
  5. Подчеркните источники капиталовложений:
    1) перекачка средств из сельского хозяйства в промышленность;
    2) привлечение иностранных капиталов;
    3) государственная монополия на спиртные напитки;
    4) государственные займы;
    5) вывоз культурных ценностей;
    6) денежная эмиссия;
    7) введение новых налогов;
    8) низкий уровень оплаты труда;
    9) экспорт сырья;
    10) дешевый труд заключенных.
  6. Карта страница №8. Экономика СССР 1920 – 1930 (карта к учебнику). Какие изменения произошли в результате индустриализации в отраслях промышленности? Индустриализация в СССР привела…?
  7. Выделите взаимосвязь индустриализации и коллективизации.
  8. С какой целью проводилась политика раскулачивания при коллективизации сельского хозяйства?
  9. Назовите дату форсированной индустриализации и «сплошной коллективизации». Вспомните, что в это время произошло в странах Запада?
  10. Каковы итоги сталинской модернизации? (После обсуждения данных вопросов, заполняем столбик №1.)

Причины: враждебно-капиталлистическое окружение.

Цели: 1, 2, 4, 6.

Источники: 1,3, 4, 5, 6, 7, 10.

Итоги: СССР – индустриальная держава. Второе место по промышленному потенциалу. Новые отрасли промышленности. Новые индустриальные центры в Западной Сибири и на Дальнем Востоке. Резко возросла военная мощь. Спад в аграрном секторе. Достигнута экономическая независимость страны.

Вывод учителя: Историки единодушны в оценке результатов социалистической модернизации: скачек в развитии тяжелой индустрии, где концентрировались все имевшиеся в стране людские материалы, финансовые материальные ресурсы, был им оплачен очень дорого. Чтобы обеспечить дешевым сырьем, продовольствием, рабочей силой, растущие промышленные центры, деревню поставили под жесткий административный контроль. Средств на развитие производства товаров народного потребления не хватало, приходилось затягивать пояса. Добиться интификации труда и в городе и в деревне, опираясь на моральные стимулы, было нереально. Для того чтобы пресечь недовольство в стране, создается разветвленное карательно-осведомительская система. Война прервала мирную жизнь. К началу войны количество заключенных в СССР составило 2300 человек. Материальный ущерб, причиненный немецко-фашисткими захватчиками, был в сумме 679 000 000 000 рублей, в государственных ценах 1941 года. Уничтожена 1/3 часть народного хозяйства.

Основные задачи пятилетнего плана:

  1. Восстановление и развитие народного хозяйства СССР на 1946-1950 года.
  2. Выступление учащегося «Послевоенное восстановление» – презентация (по ходу выступления учащегося, заполняют первый столбик).

Цель: восстановить довоенный уровень развития, а затем превзойти его.

Источники: централизация экономики, репарация Германии, перекачка средств из сельского хозяйства, сокращение расходов на социальную сферу, труд заключенных, денежная реформа 1947 года, трудовой энтузиазм.

Итоги: восстановлены и построены 6200 предприятий. По отраслям тяжелой промышленности, превзошли довоенные показатели. По производству промышленной продукции СССР вошел в число развитых стран. В сельском хозяйстве, только в начале 50-ых достигли довоенный уровень. Отставания.

Вывод учителя: таким образом, в краткосрочные сроки СССР ценой невероятных усилий сумел восстановить свою прежнею мощь и обеспечил дальнейший рост экономики. Но грандиозные успехи в промышленности сопровождал упадок в сельском хозяйстве вплоть до распада СССР.

Рассмотрим дальнейший пункт плана «Культ вождя. Сталинская диктатура».

Карточка №2.

- Что такое тоталитаризм? (Государственный строй стремящийся осуществлять полный контроль над всеми сферами общественной жизни.)

- Элементы тоталитаризма? (Схема. Приложение 2)

Учащимся предлагается из данной схемы назвать основные черты тоталитарного режима, сложившегося в результате большевистской модернизации. Однопартийная система, все стороны общественной жизни под контролем ВКРП (б) советы утратили реальную власть. Сращивание государственного аппарата. Господство марксистко-ленинской идеологии. Культ личности Сталина.

Не смогли бы вы привести конкретные факты, которые свидетельствуют о наличии тоталитарного режима, сложившегося в результате большевистской модернизации? Как вы понимаете термин культ личности? В 30-ые годы сложилась административно-командная система. Раскройте связь между формированием культа личности вождя и командно-административной системы в СССР. Объясните, как формировался культ личности Сталина (биография Сталина). Причина формирования культа личности.

1936 год – появилась «Сталинская конституция» (Приложение 3). (9 класс) работа над документом «Конституция 1936 года» (Извлечение).

  1. Охарактеризуйте советскую экономическую модель. В результате, каких событий была сформирована социалистическая хозяйственная модель?
  2. Докажите, что конституция 1936 года носила демократичный характер?
  3. Какова политическая основа СССР, сущность политической власти, участие граждан в политической жизни, права и свободы?
  4. Как в статье 126, определяется роль коммунистической партии в советском государстве и обществе?
  5. Найдите противоречия межу содержанием конституции 1936 года и политической реальностью 30-40-ых годов в СССР.

Сталинская диктатура в послевоенное время (страница 319).

Вывод: Конституция 1936 заявила о полной победе социализма в СССР. Политической основой в СССР провозглашались советы депутатов трудящихся, экономической социальной собственности на средства производства. Декларировались свобода слова, совести печати, добавились новые права.

А что же представляла собой «страна победившего социализма»?. Ведь в ее жизни соседствовала самая демократическая конституция, Гулаг, террор и репрессии.

Рассмотрим второй вопрос «Общественная жизнь».

Выступление учащихся, которые дают характеристику данной опорной схеме «массовые репрессии».

Тезис, выдвинутый И. В. Сталиным:
неизбежность обострения классовой борьбы
в процессе социалистического строительства
Репрессии – карательные меры, наказания
1928-1934 год
первый этап
1935-1938 год – второй этап
Апогей репрессий
«Большой террор»
1945-1953 новый виток
репрессий в стране

Мы рассмотрели сталинский период истории страны.

- Какой вывод можно сделать о Сталинской эпохе?

Вывод: Сложился тоталитарный режим. В отдельные периоды функционирования сталинского режима в СССР осуществлялись массовые репрессии, создавались концлагеря, тотальный контроль государства за жизнью общества, отдельной личности достиг высокого уровня.

Второй урок

14 октября 1964 года. Пленум ЦК КПСС избрал новых руководителей партии и правительства. 1 секретарем ЦК стал Л. И. Брежнев, пост председателя Совета Министров СССР получил А.Н. Косыгин.

Эпоха Хрущевской оттепели сменилась Брежневской эпохой, которую в исторической науке характеризуют по-разному: консерватизм, стабильность, но чаще застой или кризис советского общества.

Рассмотрим этот период истории.

- Как сформировалась социально-хозяйственная модель?

- Какова политическая основа СССР, сущность политической власти?

Работа в группах. Возьмите карточки с заданиями.

«Проблемы командной экономики» – тема следующего урока.

  1. Откройте параграф №10 учебник А.И.Уткин, А.В. Филиппов, С.В. Алексеев. Как называется параграф.
  2. Прочитайте задания на карточке к данной теме.
  3. Назовите причины реформирования экономики.
  4. Определите сущность экономической реформы (подготовить сообщение).
    1) Март 1965 пленум ЦК КПСС сформировал задачи по подъему сельского хозяйства.
    2) Сентябрь1965 года Пленум ЦК КПСС принял постановление о реформировании промышленности.
    3) Каковы были результаты? В чем состоялась противоречивость «косыгинской реформы». С чем связана противоречивость? Почему не увенчалась успехом?
    4) Охарактеризуйте проблемы аграрного сектора советской экономики в этот период. Раскройте причины отставания сельского хозяйства в СССР.
    5) Объясните суть понятия «научно-техническая революция». В каком секторе промышленности использовались промышленные технологии? Почему именно в этом секторе?
    6) Какие факторы способствовали замедлению развития экономики СССР в 70-ых в начале 80-ых годах? Можно ли говорить о кризисных или застойных явлениях в советской экономики?

Запишите домашнее задание: параграф 10, ответить на вопросы карточки.

По теме «Экономика» в четвертом столбике будем работать на следующем уроке.

Переходим к следующему пункту плана.

Неосталинизм и «развитой социализм».

Запись в тетрадь:

  1. Октябрь 1964 год – Пленум ЦК КПСС – отставка Н.С.Хрущева. Приход нового руководства.
  2. 14 октября 1964 – 10 ноября 1962год. Первый (с 1966 Генеральный) секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин, с 1980 года – Н.А.Тихонов.
  3. Секретарь ЦК по идеологии М.А. Суслов до 1982 года.
  4. Председатель президиума Верховного Совета СССР А.И. Микоян, с 1965 года Н.В Подгорный, с 1977 года Л.И. Брежнев.

Л.И. Брежнев – человек без диктаторских замашек и претензий, веселый и общительный, простой и доступный, предсказуемый и понятный.

- Почему же он пришел к власти? Каким вам представляется Л.И. Брежнев как руководитель СССР? (Параграф №9, страница 145.)

Учитель:

  1. Причина прихода к власти: тяга аппарата к стабильности. Партийно-государственной бюрократии не нужен демократизм Хрущева, бессонные ночи, страха Сталина. Они согласились на приход Брежнева. Советологи полагают, что наступила эпоха господства аппарата представленного треугольником власти, внутри которого удобно расположился всех устраивавший Брежнев.

  1. Объясните значения понятия номенклатура (страница 362). Фрагмент документа из работы А.Д. Сахарова «О стране и о мире». Сравните положения партийно-государственной бюрократии Брежневского и Сталинского периодов советской истории.
  2. Какие изменения происходили в правящей элите СССР 1960-1980годах? Определите причины усиления позиций партийно-государственной номенклатуры?
  3. Почему Брежневское время называют «золотым веком» номенклатуры?
  4. Почему во второй половине 60-ых годов фактически происходит частичный возврат к сталинизму?
  5. Какое название получила эта политика? Какие она имела последствия? Можно ли утверждать, что в 60-70-ые годы сложился культ личности Брежнева?

Учитель: Неосталинизм – полуреставрация сталинских порядков. Кампания реабилитации закончилась, массовых репрессий, как при Сталине не было. Главным лозунгом государственного курса становиться стабильность, а идеологическое оформление – это политика находит в концепции «развитого» социализма.

  1. Для чего в период правления Л. И. Брежнева была разработана концепция «развитого» социализма? В чем суть этой концепции (страница 115).
  2. Назовите причины разработки и проектов новой конституции? Когда была принята новая конституция?
  3. Работа с документами (Извлечение из конституции 1977 года).

- Каким образом конституция 1977 года отражала реальные процессы развивающиеся в СССР?

- Какие новые положения содержались в конституции 1977 года? В чем вы видите отличия конституции 1936 и 1977 года?

- Как новая конституция определяла положение КПСС в обществе? Можно ли считать, что конституция 1977 года была более демократичной, чем конституция 1936 года?

- Какие положения конституции нарушались в действительности?

- Какие черты советского общества 1970 – 1980 свидетельствуют об углублении кризиса развитого социализма?

Вывод записываем в тетрадь:

  1. Стабильность – консервация политического режима.
  2. Курс номенклатуры на сохранение сложившихся общественных отношений.
  3. Отмена ротации партийной номенклатуры.
  4. Система льгот и привилегий в номенклатуре.
  5. Усиление партийного контроля за деятельностью аппарата государственных органов, над всеми сторонами жизни общества.
  6. Неосталинизм. Кампания по возвеличиванию Брежнева.
  7. Конституция 1977 – запретила понятия развитого социализма, объявила о построении общенародного государства, статья 6 закрепила руководящее положение КПСС. Расширены права общественных организаций, блок новых прав граждан.
  8. Усиление роли армии и КГБ.
  9. Усиление борьбы с инакомыслием.

Учитель: В конце 60-70 годов складывались элементы инакомыслия с 1975-1988 выявлено более 160 тысяч листовок антиправительственного содержания, около 200 авторов ежегодно отправляли в психиатрические лечебницы, появились диссиденты, символами в 70-80 годы оказались два разных человека А.И.Солженицын и А.Д.Сахаров создаются группы правозащитников.

Рассмотрим вопрос «диссидентства» (выступления учащихся или просмотр видио-фрагментов фильма о диссидентства).

Приложение 4

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

Обобщение урока.

Тоталитарный режим существовал в нашей стране с конца 1920 до конца 1980 годов.

1920-е гг. ///////// 1953 ///////// Середина 1960-х ///////// 2-я половина 1980-х гг
  Ранний
тоталитаризм
  Зрелый
тоталитаризм
  Поздний
тоталитаризм
 

К какому из периодов можно отнести следующие характеристики:

  1. Обстановка войны или постоянная угроза войны?
  2. Обстановка гражданского мира?
  3. «Чрезвычайшена» во всех сферах жизни?
  4. Нормализация жизнедеятельности общества?
  5. Тотально массовый террор и репрессии.
  6. Единичные, избирательные репрессии.
  7. Регламентация всех жизни общества.
  8. Жесткий контроль за экономической сферой при отказе регламентации быта, постепенное высвобождение науки и культуры, отчасти хозяйственной деятельности.
  9. Всеобще-массовый гипноз, психоз «психология гражданской войны, всеобщий энтузиазм».
  10. Массовая Апатия, цинизм.
  11. Неограниченная диктатура вождя.
  12. Власть у номенклатуры.
  13. Культ личности.
  14. Скрытые приличные формы критики формального лидера.
  15. Крайняя внешняя агрессивность, попытки перенести свои порядки на мир.
  16. Постепенный отказ от конфронтации. Поворот к разрядке.

V. Задания на дом. Итог урока.