Человек среди людей. Общение как восприятие людьми друг друга

Разделы: Технология


Цель: дать учащимся общее представление о межличностных отношениях и их значении в профессиональной деятельности.

Задачи:

  1. Изучить новые понятия.
  2. Развить коммуникативные умения и навыки.
  3. Формировать навыки культуры общения.

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Выполнение практической работы.
  4. Анализ урока. Сообщение оценок.

Оснащение урока:

  • для учащихся: тетрадь, ручка;
  • для учителя: методики «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) («Комплексная методика»).

Ход урока

Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с такими понятиями, как общение, межличностные отношения и как избежать конфликтных ситуаций в общении.

- Итак, что называют общением?

Ответ: Разговор между людьми.

- Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Различают общение вербальное (с помощью речи – письменной и устной) и невербальное (с помощью жестов и мимики). Невербальная коммуникация образует знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации (слова).Специалисты считают, что более 50% информации несут жесты и мимика, они всегда особенны и определенны, отражают состояние и отношение людей, «выдают» истинное о человеке, поскольку имеют рефлекторную природу. Поза, жест, мимика в известной мере есть наглядное выявление мысли. Это проявление своеобразного языка чувств. Например, жесты закрытости (позы: нога на ногу, скрещенные руки, посадка на стул, где спинка является как бы «щитом», и т.д.). Ребята, скажите, пожалуйста, часто ли в общении вы используете мимику и жесты?

Ответ: Да.

- Какие жесты вы применяете?

(Ребята демонстрируют.)

- Человек общается всегда. Это общение может быть как в группе, так и индивидуальное. Группа – это человеческая общность, выделяемая на основе определённого признака. Группы классифицируются: а) малые и большие; б) реальные и условные; в) формальные и неформальные; г) развитые и низкоразвитые. Межличностное общение осуществляется на трёх различных уровнях: низкая ступень – общение на уровне совместного пребывания. Здесь нет общего предмета деятельности, общающихся объединяет только одинаковые цели (например, пассажиры в автобусе, зрители на стадионе). Групповое общение – когда кристаллизуется общая цель деятельности и вырабатываются групповые нормы поведения, способствующие её достижению. Здесь формируются стереотипы общения и развивается предубеждение к их нарушению. Здесь нет стремления группы к новой информации, не согласующейся с позициями и нормами группы; высшая ступень - здесь учитываются, принимаются во внимание личностные особенности каждого, с его особой позицией и оригинальными взглядами. Ребята, как вы думаете, что значит культурно общаться?

(Дети рассуждают.)

- Итак, мы с вами пришли к выводу, что культура общения включает в себя три элемента: умение разбираться в других людях и верно оценивать их психологию; адекватно эмоционально откликаться на их поведение или состояние; и выбирать по отношению к каждому из них такой способ общения, который, не расходясь с требованиями морали, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальным особенностям. Ребята, в процессе общения между людьми могут возникнуть различные конфликтные ситуации. Чаще всего их вызывают предметно-деловые разногласия и расхождение личностно-прагматических интересов. Если преобладают предметно-деловые противоречия, возникший конфликт, как правило, не ведет к разрыву межличностных отношений и не сопровождается нагнетанием эмоциональной напряженности и враждебности. Противоречия в сфере личностно-прагматических интересов легко переходят в неприязнь и вражду, может возникнуть ситуация конкуренции.

- Ребята, назовите, пожалуйста, ошибки общения, которые могут создать конфликтные ситуации.

Ответ: Недостаточно точная предварительная негативная информация, которая порождает определённое отношение к партнёру. Несоответствие созданному идеалу, представлению о чём-то.

- А ещё существуют такие ошибки как старание скрыть неуверенность в своих достоинствах, сознательная демонстрация отрицательных качеств и установки, созданные в детстве. Скажите, пожалуйста, как бы вы повели себя в конфликтной ситуации?

(Дети рассуждают.)

- Давайте вместе с вами запишем несколько правил предупреждения конфликтов: уклоняйтесь от споров; никогда не говорите человеку, что он не прав; если вы не правы, признайте это быстро и решительно; заставьте собеседника ответить вам «да»; пусть большую часть времени говорит ваш собеседник; пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему; начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника; сначала говорите о своих ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника. А теперь ребята мы с вами с помощью игры попробуем раскрыть возможности различных тактик поведения в конфликтных ситуациях.

И первое наше упражнение называется «Диалог». Правила игры представлены вам наглядно. (Слайды 1-4) Они будут находиться у вас постоянно перед глазами.

(Ребята, которые не принимают участия в игре, должны будут проанализировать диалог.)

- Ребята, учит это упражнение выходить из конфликтных ситуаций достойно?

Ответ: Да.

- А теперь, давайте вместе с вами, выполним упражнение, которое называется «Тройка». Условия игры перед вашими глазами. (Слайд 5)

(Ребята, которые не участвуют, анализируют данное упражнение.)

- Ребята, а что нам даёт это упражнение?

Ответ: Учит правильно подбирать вопросы, для того, чтобы получить необходимую информацию.

- А теперь, давайте вместе прочитаем условия игры «Комплименты». (Слайд 6)

(Ребята выполняют условия игры.)

- Скажите, чему учит нас это упражнение?

(Дети рассуждают.)

- Ребята, а как вы считаете, важна ли роль общения в профессиональной деятельности?

Ответ: Да.

- А в каких сферах деятельности человек должен уметь общаться?

Ответ: При работе с людьми.

- Какие профессии предъявляют повышенные требования к деловому общению?

Ответ: Управляющие должности, работники юриспруденции и т.д.

- Назовите профессии, требующие от человека умения решать конфликтные ситуации.

Ответ: Психолог, адвокат, ...

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнали, как избежать конфликтные ситуации и как правильно подобрать слова в общении с людьми. Я надеюсь, что в будущем это вам пригодиться и в профессиональной деятельности и в различных жизненных ситуациях.