Итоговый урок математики по теме "Положительные и отрицательные числа". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

  • уметь выполнять действия с числами разного знака;
  • уметь решать уравнения;
  • воспитывать любовь к природе;
  • развивать интерес к математике.

Тип урока: интегрированный урок математики и биологии.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, карточки с заданиями, учебник.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Бабочки! Кто не знает этих прелестных насекомых, украшающих нашу землю. Грациозные, яркие, они весело порхают над растениями, присаживаясь на цветки, чтобы подкрепиться нектаром.

Взглянешь на бабочку, поразишься совершенству ее формы, великолепию и невольно задумаешься над загадкой красоты, порожденной мудрой природой.

Бабочек очень много. Из тридцати двух отрядов, из которых слагается обширнейший класс насекомых, отряд бабочек по числу видов уступает лишь жукам. Сейчас насчитывают около 150-180 тысяч видов бабочек. Каждый вид обладает особенной формой, окраской, распространен на определенной территории. Образ жизни у него тоже свой, особенный, не такой, как у всех остальных и отличается какими-нибудь особенностями. Сегодня мы узнаем много нового о бабочках и закрепим наши умения находить сумму, разность, произведение и частное чисел с разными знаками. У каждого на партах лежат карточки с заданиями. Вы их решаете в таком порядке. I вопрос – карточка №1, второй вопрос – карточка № 2 и т.д. Задания вы видите и на интерактивной доске. После решения один из вас поставит в соответствие ответы примерам, вы получите слово, которое является ответом на заданный вопрос. Итак, начинаем наше путешествие на природу.

1.

Эта бабочка носит имя бога искусства и света, бога солнца древнегреческой мифологии. Выполнив действия, вы узнаете это имя (на каждой парте лежат карточки с заданиями)(слайд2):

1. -= -7 ( О)
2. -17-20= -6 (Л)
3. 28-35= -37 (П)
4. -16-(-10)= (А)
5. 4,3-6,2= -3 (Н)
6. - - (П)
7. 42 – 45= - (О)
-1,9 (Л)

(Получится слово “АПОЛЛОН”)

Учитель:

Бабочка аполлон (Parnassius apollo), к сожалению, сейчас встречается не так часто, наибольшие популяции сохранились в Европе в горных долинах (до высоты 2200 м) от Испании до юга Скандинавского полуострова, на востоке — до Средней Азии. Это связано с ухудшением экологической обстановки в Европе и в мире в целом, в результате чего гибнут растения, которыми питаются гусеницы аполлона. У взрослых аполлонов проявляется некоторая неприспособленность. Если большинство дневных бабочек прекрасно освоили технику полета, то аполлон летает плохо. Быстро устает, часто садится на цветы. В пестром ковре цветущих альпийских лугов аполлону нетрудно затеряться. На открытых же пространствах бабочка видна издалека. (Слайд 3)

2.

Учитель: У этой ночной бабочки на спине зловещий знак и поэтому их называют …. Решите уравнения и найдете ответ (слайд 4):

1. 3,2-х = -5,1 х = -3.7 (в)
2. у+3 = -1 х = 4,8 (о)
3. х-2,8 = -1,6 х = -6 или х = 6 (я)
4. 4 + у = -5 у = 12,5 (а)
5. –х=3,7 у = -9 (т)
6. –у = -12,5 х = 1,2 (р)
7. =6 у = – 4 (е)
8. – у =2,5 х = 8,3 (м)
9. –х = -4,8 у = -8 или у = 8 (л)
10. = 8 х = – 12,47 (о)
11. 5,23 + х = -7,24 х = -8,55 (в)
12. х+3,12 = -5,43 у = -2,5 (г)
13. 2 – у = -1 у = 4 (а)

Ответ: МЕРТВАЯ ГОЛОВА

Учитель: Бражник мертвая голова (Acherontia atropos)(слайд 5) — одна из крупнейших европейских бабочек: длина переднего крыла у нее — 7 см, а масса — 9 г. Впрочем, несмотря на ее величину, в неподвижном состоянии ее трудно разглядеть благодаря передним крыльям с их неброской маскировочной окраской. Обнаруженная врагом бабочка мгновенно распахивает передние крылья, демонстрируя желтые задние. Нападающий пугается "опасности", на мгновение застывает, и бабочка успевает улететь. Бражник активен по ночам. Иногда бабочка забирается в пчелиные ульи, так как любит мед. Пчелам это не нравится, и они нападают на непрошеную гостью. Многим бабочкам это стоит жизни.

3.

Эти бабочки – настоящие путешественники. Выполнив действия, вы узнаете, как их называют (слайд 6).

1. -8*12 = 4 (а)
2. -14*(-11) = -3 (р)
3. 0,8 *(-2,6) = -96 (а)
4. -4 – 2,08 (м)
5. 6,3: (-2,1) = (л)
6. -24: (-6) = 154 (д)
7. -7 (и)

Ответ: АДМИРАЛ

Учитель: Адмирал (слайд 7) – великий путешественник! В конце лета эти бабочки, как перелетные птицы, улетают на юг зимовать (некоторые, впрочем, остаются и зимуют у нас, спрятавшись в укромных местах). Весной бабочки – путешественницы возвращаются на родину. Ареал распространения: Северная Африка, острова Атлантического океана, внетропическая Евразия, север Америки, Гватемала, Гаити. Вид подвержен динамическим колебаниям численности и в отдельные годы наблюдается в весьма большом количестве.

4.

Ученые обнаружили на востоке Гималаев самую большую в мире бабочку с невероятным размахом крыльев в 25 сантиметров. Такой необычный вид бабочек на северо-востоке Индии получил название Attacus, а также Atlas за свою красивую окраску, а по мнению специалистов, размах крыльев этой бабочки может достигать и 30 сантиметров. Другое название этой бабочки …. (слайд 8)

1. x= -2 (з)
2. = 1,3 (в)
3. = х= -6,1 (м)
4. = 3 (а)
5. = 1 (л)
6. х=3 , х = -5 (е)
7. 3,6x= -7,2 8,8 (г)
8. 5,4х=-32,94 х=-4, х=0,1 (и)
9. (x-3)(x+5)=0 2,4 (о)
10. ( (х-0,1)=0 3 (о)
  -10,8 (у)

Ответ: ГОЛОВА ЗМЕИ

Учитель: Эта бабочка обитает в хорошо прогреваемых биотопах, обычно имеющих сырые участки, где произрастают кормовые зонтичные растения. На севере встречается в разных типах тундр. В лесном поясе — предпочитает луга различного типа, опушки, поляны, обочины дорог, берега рек. Нередко встречается в агроценозах. В Каспийской низменности (Астраханская область и Калмыкия в России, в Азербайджане) встречается также в барханных незакрепленных пустынях и холмистых сухих степях. Одиночные особи при высоких миграционных возможностях могут залетать в крупные урбанизированные центры (слайды 9,10).

5.

Первым европейцем, обнаружившим этот вид бабочек в 1906 году, был коллектор  Алберт Стьюарт Мик. В 1907 году банкир и коллекционер бабочек лорд Уолтер Ротшильд дал название виду в честь   супруги короля  Великобритании   Эдварда VII . Выполните действия и вы узнаете имя этой бабочки: птицекрыл королевы …..(слайд 11)

1. -16*31 = – 2,5 (Ы)
2. -15+18 = 25 (Е)
3. 17-(-8)= 15 (Р)
4. -3,7 – 2.6= 3 (Л)
5. -= -8,3 (Д)
6. 25-32= -0,8 (Н)
7. 3,7-4,5 = -7 (А)
8. -3,6-4,7 = -6,3 (К)
9. 6,3– (-8,7) = -0,75 (С)
10. 0,5: (-0,2) = -496 (А)

Ответ: АЛЕКСАНДРЫ.

К сведению учеников:

В 1906 году скитался по Новой Гвинее сборщик насекомых А. С. Мик, человек решительный и хладнокровный. В те годы немногие путешественники отваживались посещать эту неизведанную землю. Мик забрался в самое сердце Новой Гвинеи, куда еще не ступала нога европейца. Как-то сидел он у палатки возле небольшой реки, приводя в порядок собранных за день насекомых, и вдруг случайно взглянул вверх. Высоко-высоко в просвете между вершинами гигантских деревьев мелькала какая-то птица. Нет, не птица – небывалых размеров насекомое. Мик не зря считался человеком решительным: он быстро зарядил ружье самой мелкой дробью, выстрелил, и огромная бабочка, почти неповрежденная, упала к его ногам. 28 сантиметров в размахе крыльев. Мик тотчас понял, что подстреленная им бабочка была до сих пор неизвестной самкой легендарной Орнитоптеры Александры. Самки могут иметь размах крыльев до 28 см и вес более 25 г.(слайд12)

Бабочки не только красивы, но и полезны: они опыляют растения. Не губите бабочек!

Поймите: их становится все меньше и меньше. Обращаясь к вам, хочу сказать: Давайте же беречь бабочек, эту радость природы, эту удивительную живую радугу (слайд 13).

6. Подведение итога урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Какие задания вызвали затруднения?

7. Домашнее задание.

Повторить правила сложения, вычитания, умножения и деления чисел с разными знаками. Решить № 338,№335

Спасибо за урок!

Список литературы.

  1. И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович. Математика -6: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Мнемозина, 2003.
  2. Дидактические материалы по математике для 6 класса/А.С.Чесноков, К. И. Нешков – М.: Классикс Стиль,2008.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.danaida.ru/
  2. http://journal-shkolniku.ru/babochky1.html
  3. http://ru.wikipedia.org